Re: Бытие не определяет сознания, а рыцарство не ведет к демократии
>Свобода, живущая в сердце человека, является основой экономического процветания и политической демократии, а не наоборот. Любовь к свободе для гражданина состоявшейся демократии имеет значение сама по себе, хотя он может и не отдавать себе в этом прямого отчета: он чтит свободу, потому что ему стыдно быть порабощенным, а не потому, что свобода обещает ему сытое и безопасное житье. С этим связан второй важный вывод Вельзеля – о ключевом значении личного гражданского действия, то есть готовности рядового гражданина защищать свои идеалы делом.
Если оставить в стороне поэтику и патетику, можно согласиться с тем, что бытие не определяет сознание. Уровень сознания влияет на бытие, т.е. это вещи, как минимум, взаимовлияющие. Тем более в современном мире, где обмен информации может происходить гораздо быстрее изменений в реальном бытии.
>А это значит, что во всем виноват ты, читающий мои строки. Не общество в целом, а ты. Не столетия крепостного рабства, а ты. Не коммунистический режим – а ты лично. Это в твоей груди – сердце спрута. Сердце жадины. Сердце приспособленца. Сердце труса.
Сеанс само- (и взаимо-) бичевания. Проверено в России. Не помогает.
>Это ты во всем виноват. В России нет демократии потому, что ты ценишь свою жалкую шкуру выше чести. Странно, что ты до сих пор не понял, что спасти шкуру ценой чести нельзя. Выбирающий между жизнью и честью честь получает и жизнь и честь; выбирающий жизнь вместо чести лишается сперва чести, а потом и жизни. Это непреложный закон мира. Это научный факт.
Факт, но не факт, что это связано с демократией. Факты скорее говорят обратное. Дворяне (некоторые) бесстрашно дрались на дуэлях, но демократии это не создавало, как и рыцарские турниры. Да и вообще, "неценить шкуру" (свою или своих сограждан) - нетипично для западного образа мысли. Т.е. дело все же не в этом, а в неразвитости сознания, в несамостоятельности мышления. "Подростковый" вариант. Хочется какой-то свободы, но когда доходит до дела, приходит осознание, что без помощи родителей как-то не очень. В роли родителей выступают государство, начальники, президенты, академики, вожди - выбор по вкусу и по ситуации.
>Ну и в смысле рассуждений о "плохом народе" -- выходя за рамки форумного препирательства. По-русски -- что делать? Присоединиться к пламенной Новодворской?
Нет, это тупик.
>Попытаться выработать формулу какого-то разумного апартеида навроде технопарка за колючкой?
Рассматривается как вариант (правда, обычно без "техно"). Но ненадежно. В СССР, кстати, это было в "мягкой" форме. Академгородки для интеллигенции, закрытые города для "военной" науки, да и в Москве лимиты на прописку. Даже если не рассматривать моральный аспект, вода щель найдет. В переспективе - не выход.
>Внутренняя эмиграция с полными карманами фиг? А чего внутренняя, делай как я!
Это возможное индивидуальное решение.
>А слиться с "ними" в экстазе -- нет, никак. Народники, текст Горького, взаимоотношения в армии тюремного типа...
Слиться не выйдет - "им" это не надо. Но конвергенция все же возможна. Уровень сознания может повышаться. Другое дело, что любая попытка сравнить со Швейцарией/Швецией/Канадой легко приводит к разочарованию и отчаянию. Не надо сравнивать. Надо потихоньку улучшать жизнь, принимать ее, как она есть. Тактика малых шагов. Альтернатива - только бегство в той или иной форме.