|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
16.06.2007 22:09:11
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Томас Мор - империалист?
http://lgb-vk.livejournal.com/3936.html
<<<
Прославленный гуманист Томас Мор
Решил почитать классику - "Утопию" Мора (1516 г.). До этого я знал только, что Мор - гуманист, прославленный мыслитель, был советником Генриха VIII, но позже казнён королём за несогласие с его разводом.
Скажу сразу, что книга меня потрясла. Вот некоторые черты идеального общества, как его представляет Томас Мор.
Все города Утопии устроены одинаково, все граждане носят одинаковую одежду и живут в одинаковых домах.
Каждый здоровый утопиец, за редким исключением, занимается одним из 4 основных занятий: земледелие, ткачество, строительство, ремесло (первые два занятия обязательны для всех). Упомянутое исключение делается для духовенства, начальства всех сортов и обслуги оного начальства. При надобности начальство мобилизует народ для срочных работ - например, для починки дорог или борьбы с разными бедствиями.
Все работают 6 часов в день, спят с 8 вечера до 4 утра. Едят совместно трижды в день. Дети во время совместной трапезы "или прислуживают сидящим, или, если не могут этого по своим летам, всё же стоят тут, и притом в глубоком молчании."
Покидать рабочее место можно только с разрешения начальства. "Если кто преступит свои пределы по собственному почину, то, пойманный без грамоты князя, он подвергается позорному обхождению: его возвращают как беглого, и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично - обращается в рабство... А если у кого появится охота побродить по окрестностям своего города, то он не встречает на то запрета, если у него есть позволение отца и разрешение его супружеской половины. Но в какую бы деревню он ни пришел, он не получает никакой пищи, раньше чем не закончит предварительно полуденного рабочего задания."
Каждая деревенская семья имеет не менее двух приписанных к ней рабов. Стругацкие в своей пародии ("Понедельник начинается в субботу") ничего не выдумали! Рабы комплектуются из военнопленных, а также из особо тяжких преступников - например, прелюбодеев, еретиков или беглых рабочих. "Все работы, связанные с чрезмерной грязью и трудом, исполняются рабами." Например, убийство скота, разделка туш, уход за скотом.
Одну занятную деталь вполне можно считать прозорливым предвидением наших дней:
"У всех опозоривших себя каким-либо преступлением... на пальцах золотые кольца, а шею опоясывает золотая цепь".
Особо интересны семейные ценности. Обычно сын изучает то же занятие, что и его отец, но если он выбирает иную профессию, градоначальство переводят его в более подходящую семью и оформляет усыновление. Перетасовка семьи возможна и в иных случаях: если семья имеет более 16 человек, то лишние "перечисляются" в малолюдную семью, а если менее 10 человек, то, наоборот, семья пополняется. Аналогично регулируется численность городов.
И такому человеку отрубили голову за веру в нерушимость семейных уз!
Но на этом гуманизм Мора не заканчивается.
Об отношении к соседям:
"Ну, а если народная масса увеличится более надлежащего на всем острове, то они выбирают граждан из всякого города и устраивают по своим законам колонию на ближайшем материке, где только у туземцев имеется излишек земли, и притом свободной от обработки; при этом утопийцы призывают туземцев и спрашивают, хотят ли те жить вместе с ними. В случае согласия утопийцы легко сливаются с ними, используя свой уклад жизни и обычаи; и это служит ко благу того и другого народа... В случае отказа жить по их законам утопийцы отгоняют туземцев от тех пределов, которые избирают себе сами. В случае сопротивления они вступают в войну. Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает всё же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее."
О ведении войн:
"Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию... Но особенно яростно действуют они тогда, когда их купцы, где бы то ни было, подвергаются, под предлогом справедливости, несправедливому обвинению."
Где-то я нечто подобное уже слышал.
Об отношении к тяжелобольным:
"Если болезнь не только не поддается врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания, то священники и власти обращаются к страдальцу с такими уговорами: он не может справиться ни с какими заданиями жизни, неприятен для других, в тягость себе самому и, так сказать, переживает уже свою смерть; поэтому ему надо решиться не затягивать долее своей пагубы и бедствия, а согласиться умереть."
Мне теперь кажется, что Генрих VIII был более последовательным гуманистом, чем Мор. Наверное, будь Библия написаны ближе к нашим дням, она содержала бы дополнительную заповедь: "Коммуниста не оставляй в живых".
<<<
krovavayagebnya
Все хорошо. только при чем тут коммунисты?)))
lgb_vk
Вы, наверное, человек молодой. Иначе слыхали бы (в советское время), что Мор считается одним из основоположников коммунизма. Правда, не "научного", а "утопического".