К прошлому докладу Клуба Кургиняна об оргоружии и публикации в Завтра
Хорошая иллюстрация к материалу "Организационное оружие", раздел Как убивают
образование.
Выступление Комкова на конференции ДЗД 7 апреля 2007 г.
Комков Сергей Константинович доктор философских наук, руководитель Российского Фонда Образова-ния. Сопредседатель общественного движения «Образование – для всех».
Я весьма внимательно выслушал доклад Натальи Олеговны, и весьма огорчен. Много фактов, перескаки-вания с одного на другое, сумбурно, уж не обижайтесь, пожалуйста. Прежде чем говорить о реформах в системе образования, о новом законе, который скоро будет принят, я хотел бы сказать немного о тех, кто эти законы про-двигает. Сейчас нам, прежде всего, нужно понимать, что происходит с системой образования в России, с полити-ческой системой России. Иначе невозможно спрогнозировать развитие событий и наши возможные действия.
Разу скажу: я пессимист. Но пессимист – это хорошо информированный оптимист. В данный момент я вхожу в руководство Российского Фонда Образования. Я возглавляю этот Фонд с 1993 года, с того момента, когда танками был расстрелян Верховный Совет. Тогда депутаты все сбежали, бросили все. Мы пришли, взяли то, что от них осталось. И вот с тех пор я возглавляю этот Фонд.
И я должен совершенно четко Вам сказать: не пройдет и тридцати лет, России, как единого государства, в том виде, в каком она сегодня существует, не будет. Надо это совершенно четко понимать. Потому что все, что происходит сейчас в стране, все это ведет к полному развалу России как единого государства. В этом есть и наша вина, это и наша беда. Мы должны хорошо понимать, что сегодня мы живем не в капиталистическом обществе. Никакого капитализма в России нет. Сегодняшняя Россия представляет из себя бандитское синдикалистское госу-дарство, в котором ключевые позиции захвачены бывшей партийной и комсомольской номенклатурой. Большая часть российских олигархов – это люди, которые находились у власти и весьма выгодно смогли использовать свое положение в процессе приватизации и присвоить то, что им никогда не принадлежало. Если мы посмотрим про-цесс приватизации, то увидим, что там все было четко распределено теми людьми, которые очень быстро оказа-лись у власти. С использованием механизмов государственной власти, с использованием механизмов законода-тельной власти они все достаточно быстро прибрали к рукам.
Многие наблюдатели из западных стран, изучающие процессы, происходящие в нашей стране, говорят о том, что Россия пошла на построение капиталистического общества совершенно необычным путем. Соединённые Штаты Америки мы напоминаем только в одном: тем, что там, в начальном периоде капитализма действовал за-кон Кольта, и у нас закон силы в период первоначального накопления капитала. В первую очередь я учёный, но я также писатель, журналист. Мною написаны несколько книг, одна из них посвящена процессу приватизации в нефтяной отрасли, которая сегодня является ведущей отраслью, отраслью, которое обеспечивает богатство всех наших олигархов. Моя книга …………… история России разошлась по всей стране. Поэтому давайте честно смот-реть на то, что происходит в стране.
Сегодня Россия стала объектом массированного наступления с Запада. Сегодня Россия вошла в наиболее ответственную полосу «Русского проекта», осуществляемого Западом в нашей стране. «Русский проект» возник не вчера и не сегодня, а еще в 50-е годы прошлого века. Разрабатывался он с участием специалистов спецслужб за-падных стран. Большей частью этим проектом занимались структуры НАТО, Британия в первую очередь, а не аме-риканцы, как многие думают. Затем проект перекочевал в Соединенные Штаты. В рамках проекта события, проис-ходящие в СССР стали отслеживаться по всем параметрам. Все что происходило в СССР с конца 70-х годов – это следствие применения этого проекта в действии. Вы все помните, какое тогда было серьезнейшее противостояние двух систем. И в этом противостоянии мы проиграли, это надо четко уяснить.
Вот недавно прочитал о довольно интересной инициативе нынешней партии власти. Руководитель моло-дежной организации «Единой России» Демидов, в прошлом работавший в телевидении, бывший шоумен предло-жил принять закон. Правда, инициатива достаточно быстро была свернута. На волне подъема патриотических на-строений в обществе, которым господин Демидов решил воспользоваться, он объявил, что молодежная организа-ция «Единой России» начинает диалог, обсуждение в рамках «Русского проекта». Возможно, не сразу до него дошло, или объяснили более старшие и грамотные товарищи, что «Русский проект» уже давно действует. Он был утверждён Конгрессом США в 1987 году. И тогда уже под проект было выделено 350 миллионов долларов. И именно по сценарию «Русского проекта» происходили известные события в 80-е и 90-е годы.
Когда мы говорим о приватизации государственной собственности, то очень часто вспоминаем рыжего Чубайса. На самом деле ни рыжий Чубайс, Ни хорошо подстриженный Немцов, ни розовощёкий Гайдар к привати-зации формально не имеют никакого отношения. Они выступают лишь как агенты влияния, через которых осуще-ствлялся этот проект. Проект приватизации как таковой возник в недрах специальной лаборатории Гарвардского университета и осуществлялся специалистами Гарвардского университета. Именно они осуществляли, по сути, этот проект в России. Именно они решали, кому, сколько и как отдать государственной собственности, не забывая при этом и о своих интересах. За что потом и поплатились: 2 из этих специалистов впоследствии были осуждены американским судом за использование средств, выделенных Конгрессом США в своих собственных целях. Уни-верситет был вынужден выплатить Конгрессу 105 миллионов долларов США за нецелевое использование бюджет-ных денег.
Начиная с 90-х годов во всех российских министерствах и ведомствах сидели в качестве консультантов и советников специалисты американских и британских спецслужб. У господина Починка, в министерстве труда и социального развития сидели специалисты британских спецслужб. Именно они выполняли программу по диверси-фикации оборонной промышленности и по адаптации к гражданской жизни уволенных в запас военнослужащих. Они были прекрасно осведомлены об инфраструктуре Российской армии. И уже тогда спецслужбам Британии бы-ло хорошо известно, где, сколько и как размещаются вооружения Российской Федерации. Именно специалисты Гарвардского университета проводили и проводят реформу системы образования в России. Господин Фурсенко проходил 2-хмесячный курс стажировки в Гарвардском университете и защитился в Гарвардском университете, в спецлаборатории. То, что происходит сегодня в российской системе образования – это часть более глобального плана по уничтожению Российской Федерации.
Что будет с Россией, если до конца будет осуществлена так называемая модернизация российской школы? Что является главными звеньями этой модернизации? Первое: это перевод всей российской системы образования с фундаментальных, классических рельсов на рельсы прикладные. Через это, кстати говоря, в свое время прошла американская система образования. В свое время… (шум в зале). Если вы со мной не согласны, мы потом можем подискутировать на эту тему. Но я как специалист достаточно часто бываю за рубежом, участвую в различных от-крытых научных конференциях. Следовательно, я достаточно знаком с содержанием вопроса…
В свое время в 1967 году группа специалистов натовских спецслужб под руководством Александра Кинга прибыла в Штаты для проведения реформы системы образования в этой стране. Мало кто об этом знает, и еще меньше об этом говорят сегодня. В то время Европа, в первую очередь Британия, была всерьез обеспокоена тем, что США все больше и больше проявляют самостоятельность в своей внешней политике, все меньше согласовы-вают свои действия в мире с Европой. И было принято решение «опустить» Америку. И вот это «опускание» про-исходило через систему образования. Потому что совершенно очевидно, что самый лучший, эффективный способ изменения социального статуса того или иного государства состоит в том, что нужно менять общественное созна-ние. И начинать это нужно с подрастающего поколения. Я доктор философских наук, я знаю, как это происходит. Да и вы имеете определенные представления об этом… Есть такое понятие как «процесс изменения общественно-го сознания». Смена поколений происходит через 15 лет. Если процесс происходит в течение двух поколений, то этот процесс становится необратимым. Мы уже прошли 15-летний цикл, сейчас, по сути, идет второй этап разви-тия. Сегодня многие из тех, кто учится в средней школе, не знают ни истории России, не знают традиций России. Они не знают традиций российской школы, они уже перешли на совершенно новую систему образования. Еще один цикл пройдет – и Россия уже фактически не сможет вернуться к прежнему своему положению.
Чем отличается классическая, фундаментальная система образования от прикладной – я сейчас рассказы-вать не буду. Здесь присутствуют педагоги, поэтому в этом нет необходимости. Скажу коротко: классическая, фундаментальная система образования предполагает создание в ходе образовательного процесса таких условий, при котором развиваются интеллектуальные способности человека, стимулируют процесс, при котором человек начинает мыслить самостоятельно и производить интеллектуальный продукт.
Прикладная система образования ставит своей целью научить человека, не проявляя собственной инициа-тивы, активно пользоваться всем, что есть вокруг него. Такая система господствует сегодня в Соединенных Шта-тах Америки. В феврале 2005 года самый богатый человек мира, гражданин США Билл Гейтс, выступая перед гу-бернаторами Соединенных Штатов сделал сенсационное заявление. Он сказал: «Американской системы образова-ния больше нет. Она погибла. Американская школа пришла в полный упадок. Американская школа дошла до того, что она сегодня способна готовить только дебилов, не способных производить интеллектуальный продукт». По его мнению, это произошло потому что «мы сегодня создали такие условия, при которых талантливая молодёжь из малообеспеченных семей, выходцы из семей национальных меньшинств не могут получить полноценное образо-вание – раз, и второе: мы фактически разрушили фундаментальную, классическую систему образования». И тому сказал он, есть две причины: «мы не хотим, чтобы дети из таких семей получали прекрасное образование. И они не могут в силу своих интеллектуальных способностей получить полноценное, качественное образование».
Первое утверждение порочно, второе – неверно. И далее заявил: «если этот процесс не прекратится, Аме-рику ждет неминуемая гибель». Он забыл только об одной вещи: об экономическом, финансовом потенциале Со-единенных Штатов Америки. Сегодня Америка в состоянии купить мозги на любом конце света. Но Россия, всту-пая на этот путь, очень здорово рискует: мы можем уничтожить собственный интеллектуальный потенциал, свои ресурсы, а купить их не сможем. Более того, мы потеряем собственные мозги, отпустив их туда, куда они побегут за материальным благополучием.
Таким образом, Россию ждет довольно неприглядное будущее. Что же делать? С одной стороны мы вроде бы живем в обществе с нарастающей социальной активностью. Старики вот вышли на акции протеста по поводу 122-го закона… Студенчество начинает протестовать. Но все эти протестные акции не перекроют тех тенденций, развитие которых неизбежно ведет к разрушению России как единого государства. Что делать? В первую очередь – консолидация сил. И это должно происходить ни на политической основе, ни на партийной основе. Она нужна на уровне объединения тех интеллектуальных сил, которые до сегодняшнего дня России еще удалось сохранить.
В свое время, когда я был директором школы… Да, я был директором школы, было это лет тридцать на-зад, и я был тогда самым молодым директором школы в городе Москве. Школа, в который я пришел в качестве ди-ректора, занимала в Москве 1-е место по преступности и правонарушениям. Через два года в школе ни стало ни преступности, ни правонарушений. При всей ностальгии по советской эпохе, я хочу Вам сказать, там тоже было много проблем, очень много трудностей и очень много нерешенных вопросов. Будучи директором школы, я много раз ходил на грани того, что меня пытались исключить из партии, уволить с работы… проблем, в общем, хватало. Однажды я просто выгнал инструктора райкома партии с экзаменов по истории в своей школе. Она пыталась дик-товать свои позиции, чисто партийные. Я просто выел её на крыльцо, покурил с ней, потом закрыл дверь и ей ска-зал: «Вот там вы у себя в райкоме командуйте. А здесь я – учитель, и я отвечаю за образование и воспитание этих детей». Там тоже было не все так просто. И поэтому я бы предостерегал вас от узкой, партийной направленности.
Только консолидация всех здоровых сил, всех здравомыслящих сил независимо от партийной, политиче-ской, идеологических и прочих рамок может спасти сегодня ситуацию. Это очень непросто. Я не вылезаю из су-дов. В последние месяцы нам приходиться ходить по судам самых различных инстанций, в арбитраж, в Верховный суд. Потому что то, что сегодня происходит – чиновничий беспредел – не имеет никаких границ. Здесь присутст-вует Турбовской, руководитель Ассоциации директоров российских школ. Мы прекрасно знаем, что происходит сегодня в руководстве системы образования. Это полное беспредел, полное нежелание понимать что происходит с системой образования. Это желание набить только свои карманы. Извиняюсь за выражение, но оно очень точно отражает суть: это полное пофигистское отношение к системе образования вообще. Этим людям абсолютно без-различно, что будет с Россией, с российскими школами, что будет с российской высшей школой. Сегодня они на-бивают свои карманы. Завтра они уедут из России. И мы все будем, кто останется здесь, в услужении. Потому что у них будут деньги, благосостояние, а у остальных – ничего. Потому ситуация очень непростая. Я еще раз говорю: я пессимист. Но объединяться, объединять наши усилия, конечно, нужно. Каждому на своем месте. В Пензе, в Са-ратове, везде. Вот недавно пришла весьма внушительная петиция из Калуги: там масса страниц, подписались не-сколько сот учителей против принципа нормативно-подушевого финансирования. Мы пытаемся через запросы в Госдуме каким-то образом расшевелить этот процесс. Сейчас вышел Закон о ЕГЭ. Протаскивали его тупо, нагло игнорируя все замечания. Во-первых, Единый государственный экзамен сегодня находится на грани провала. Вот в этом году пробные экзамены, которые должны были пройти в апреле, провалились: их некому проводить. Уже се-годня начинаются аресты чиновников. А мы предупреждали об этом, когда этот ЕГЭ только начинали внедрять и рассказывали журналистам, как это будет происходить. Господа Болотов и Фурсенко рассказывали нам сказки, убеждая, что ничего этого не будет. И коррупции не будет, ничего не будет, всё будет прекрасно. А сегодня чи-новников за руку ловят. Вот недавно были пойманы два чиновника из Министерства образования Татарстана. А мы еще летом прошлого года просмотрели результаты ЕГЭ по Татарстану, Башкирии, Дагестану и Мордовии и пришли в ужас: в них результаты Единого гос. экзамена превышали среднероссийские показатели в 8 раз! Не мо-жет быть такого! Мы сказали: здесь, скорее всего, были массовые махинации, взятки, и что со временем мы в этом еще в этом убедимся. И поэтому когда их арестовали, нам начали звонить журналисты, прося прокомментировать данный факт. Я сказал: «А что тут комментировать? Возьмите запись пресс-конференции прошлого года, посвя-щенная ЕГЭ: там все сказано». Поэтому дорогие коллег, я думаю, что впереди у нас очень тяжелые годы.
С каждым годом, с каждым месяцем усиливаются разрушительные процессы. Мы, конечно, будем этому сопротивляться, но они будут идти. Эти процессы будут вызывать нашу ответную реакцию, наши протестные дей-ствия, но они будут идти. Остановить этот процесс – наша с вами задача. Я не готов предлагать сегодня какие-то рецепты. Я не берусь быть пророком в своем Отечестве. Но мне как писателю, философу, историку и педагогу всё видится в достаточно мрачном свете. Если мы не сумеем сконцентрироваться, объединить усилия, найти своих единомышленников по стране – всё будет довольно плачевно. И самое главное – мы уже упустили молодое поко-ление. И вернуть их через несколько лет уже будет невозможно. Поэтому я желаю всем вам успехов, но думаю. Что нам всем будет очень непросто.