|
От
|
IGA
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
14.06.2007 22:55:05
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
На Украине начался юридический кризис
http://www.rosbalt.com.ua/index.phtml?action=view&art_id=3791
<<<
12.06.2007 14:59 В Украине начался юридический кризис
Политический кризис в Украине плавно перешел в юридический – выяснилось, что в стране отсутствует законодательное поле, позволяющее превратить мирные договоренности Ющенко-Януковича от 27 мая в досрочные парламентские выборы 30 сентября.
В том, что сегодня происходит в Украине перестали что-то понимать не только внешние наблюдатели, но и сами украинцы. Казалось бы, 27 мая президент Ющенко и премьер Янукович пожали друг другу руки и договорились о досрочных выборах парламента на 30 сентября. Но прошло уже две недели, а в информационном поле продолжают множиться новые политические скандалы: депутаты Рады не могут сложить с себя полномочия, а новый состав ЦИК так и не провел ни одного результативного заседания. Ну и, как водится, все политики опять обвиняют друг друга в нарушении договоренностей.
До чего договорились Ющенко и Янукович на самом деле? Премьер пообещал, что пойдет со своей партией на досрочные выборы, а президент гарантировал, что распустит Раду конституционным путем. В частности, повлияет на то, чтобы депутаты подконтрольных ему фракций «Наша Украина» и БЮТ (численностью около 200 депутатов из 450 общего состава) сложили свои полномочия. На этом основании Ющенко, руководствуясь Конституцией, окончательно распустит парламент 2 августа и назначит досрочные выборы на 30 сентября.
Собственно, весь сыр-бор со взаимными обвинениями разгорелся в Украине вокруг того, что, во-первых, попытка депутатов оппозиции сложить полномочия по состоянию на сегодня фактически провалилась, а, во-вторых, в украинский ЦИК ринулись «списочники» из БЮТ и НСНУ с требованием зарегистрировать их депутатами взамен выбывших. Надо понимать, что в избирательных списках «Нашей Украины» и блока Тимошенко по 450 кандидатов и, чем выше их порядковый номер, тем меньше степень лояльности и «сознательности». И всё, чего сегодня пытается добиться от нового состава ЦИК, украинская оппозиция – это принятие решения об отказе регистрировать новых депутатов взамен выбывших. В свою очередь, пока это решение не будет принято, депутаты-оппозиционеры не будут массово слагать полномочия – а какой смысл терять депутатский мандат, если на твое место все равно придет какой-нибудь другой хряк?
Центризбирком бездействует – и, вероятно, это лучшее, что он может делать в таких условиях. Все дело в том, что без юридического анализа понять политическую ситуацию в Украине уже невозможно.
Итак, реализовывая договоренности Ющенко-Януковича от 27 мая, на своем заседании 1 июня Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в законодательство о выборах. Этот закон вступает в силу не ранее, чем 2 августа – т.е. спустя 60 дней после опубликования в официальной прессе (что произошло 2 июня) и непосредственно одновременно с началом избирательной кампании. Сама же кампания, утверждает новый закон, может начаться только при легитимном роспуске существующей Рады, т.е. на основании Конституции Украины, ст.82.
Вот тут возникает первая проблема. Есть определение Конституционного суда Украины от 17.10.2002 о том, что «в случае уменьшения состава парламента до численности, меньшей чем 300 народных депутатов, деятельность Верховной Рады должна быть приостановлена до принесения присяги необходимым числом избранных депутатов». Т.е. если все депутаты от оппозиции сложат свои полномочия, то существующая Рада будет считаться нелегитимной, пока в нее не будут избраны новые депутаты.
Допустим, Центризбирком действительно не станет регистрировать депутатами тех кандидатов, которые находятся в списках НСНУ и БЮТ, и тем самым парламент не сможет пополнить свою численность. Сможет ли Ющенко тогда распустить его? По Конституции – нет. Рада будет просто считаться недействительной. Президент сможет окончательно разогнать депутатов только спустя 30 дней, поскольку за это время не будет ни одного сессионного заседания (Рада – нелегитимна, значит и любые собрания депутатов в зале – будут нелегитимны). Но тогда и досрочные выборы придется назначать, по законам, только спустя 60 дней после роспуска Рады. Других вариантов у Ющенко просто нет.
Значит, для того, чтобы выборы состоялись 30 сентября, надо чтобы 2 июля все депутаты-оппозиционеры сложили свои полномочия и Верховная Рада автоматически потеряла легитимность, а 2 августа Виктор Ющенко распустил бы парламент по Конституции и назначил выборы через 60 дней.
Но вот вопрос, а на каком основании Центризбирком не должен регистрировать новых депутатов взамен выбывших? Нету такого основания, увы. Это означает, что «обнуление» списков НСНУ и БЮТ на практике будет происходить таким образом: «старые» депутаты увольняются, «новые» регистрируются ЦИК, но либо отказываются приносить присягу, либо входить во фракцию того блока, от которого их избрали, в связи с чем тоже увольняются.
Процедура увольнения действующего депутата также очень мила. Вот она какая: депутат пишет личное заявление председательствующему на заседании Верховной Рады. Председательствующий, к которому должен обратиться глава фракции увольняющегося депутата, объявляет об этом в сессионном зале в присутствии депутата. Дальше собирается политсовет партии, от которой избран депутат и голосует за увольнение депутата. После этого спикер Рады сообщает на заседании об увольнении и пишет письмо в ЦИК. А Центризбирком, соответственно, немедленно регистрирует нового депутата.
Для того, чтобы Украина прошла всю эту процедуру – помним о 2 июля – осталось всего 18 дней. С учетом тех, кто находится в избирательных списках НСНУ и БЮТ, до наступления этой даты надо принять на работу в парламент и легитимно уволить 900 человек.
Ну вот, собственно, весь пафос взаимных обвинений в Украине строится сегодня вокруг того, чтобы депутаты-оппозиционеры быстренько уволились, а ЦИК, для облегчения процесса, не регистрировал новых депутатов.
Но Центризбирком не имеет права это делать. Потому что старый закон о выборах перестал действовать 1 июня, с принятием изменений, а новый закон о выборах вступит в силу не раньше 2 августа.
Таким образом, кризис в Украине продолжается. Пока сугубо юридический.
Дмитрий Белянский, ИА «Росбалт-Украина»
<<<