Россия-СССР; Образы будущего; Компромисс; Война и мир;
Аргументы болонцев несостоятельны
и просто невнятны. До сих пор убедительные причины для "реформирования"
образовательной системы руками болонцев не названы. Создаётся впечатление,
что всё реформирование - от зуда.
Какие изменения предполагаются?
1) Введение разделения бакалавриатура-магистратура
2) Введение "кредитной системы" предметов
Доводы:
а) унификация с мировой системой образования, позволяющее наладить
- обмен студентов и обучение в разных университетах
- выход выпускников на мировой рынок труда
б) улучшение качества образования - к сожалению, совсем не ясно, каким образом
Возражения:
1. Никакой "мировой системы образования" не существует.
Тем более не существует успешной "мировой системы образования".
Навязываемая система образования является англо-американской.
Сейчас она распространена в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.
Добавим сюда несколько "продвинутых" университетов в Европе, действующих по американской системе,
возможно, Индию (не уверен). Всё.
Другие страны, насколько мне известно, используют свои национальные системы образования. Буду признателен за подробную информацию, подтверждающую или опровергающую это утверждение.
Дальше, даже в рамках США-Великобритании есть существенные различия в характере финансирования, системы предметов и длительности сроков обучения и т.д.
Что касается "успешности", то западную (англо-американскую) систему постоянно трясет
от проблем, прежде всего финансирования.
Например, закрываются целые крупные факультеты и сокращаются кадры.
Есть вопросы по качеству преподавания (преподаватели заняты в основном научной деятельностью, их мало беспокоит учебный процесс).
Есть вопросы по характеру англо-американской системы образования, которая
носит уж очень специфичный характер: это по сути бизнес (особенно применительно к Великобритании),
обслуживающий иностранных клиентов, предоставляя услуги образования. При этом
большая часть студентов в западных ВУЗах может быть представлена иностранцами,
так же как преподавательский состав. Не совсем понятно, почему эта специфичная
организация должна перениматься в Россию, где решаются совсем другие задачи.
К сожалению, для определения успешности болонцы не предложили никакой системы критериев,
по которой можно было бы судить о том, насколько "успешен" опыт той или иной страны
и насколько он применим к конкретным современным реалиям России. Ничего такого нет.
2. В Западной системе образования нет разделения на бакалавриатуру-магистратуру!
Об этом болонцы могли бы и знать.
Магистратура является постквалификационным образованием.
Это значит, что основной состав студентов на магистратуре - это опытные специалисты,
повышающие свои навыки. Возраст может быть 20-50 лет, в основном ближе к 30.
Многие университеты не предоставляют программы магистратуры по целому ряду специальностей.
Такая популярная программа как MBA подразумевает минимум 2-3 года опыта работы и
не имеет продолжения.
Реальное разделение существует по программам бакалавриатуры и аспирантуры (postgraduate)
с присуждением степени PhD. Магистратура здесь является необязательной.
Поэтому западная система на самом 3-4 годичная, куда добавляются ещё 3-5 лет для аспирантов, т.е. лиц, решивших делать академическую карьеру.
3. Для совершения обмена студентами нет надобности в болонской конвенции
Для этого нужны три условия, которым Россия не соответствует,
и которые ничего общего не имеют с б. конвенцией:
- деньги
- двусторонние договорённости
- сопоставимое образование в России
Поясняю: так как западная система образования в основном платная,
то для совершения обменов придётся оплачивать расходы в рамках платы за 1 семестр образования (порядка $5000-$20000 на студента).
У университетов таких денег нет. У бедных студентов, надо полагать, тоже.
Дальше, обмен возможен в рамках 1 семестра. Остальные семестры студент проводит "дома".
Утверждения болонцев о том, что можно будет якобы постоянно менять университеты
- это просто нонсенс, не соответствующий реальности.
Зачем менять систему образования ради улучшения в 1/10 её части (согласно семестрам)?
Двусторонние договорённости: чтобы обмен был возможен,
каждому конкретному университету требуется найти партнёрский университет
за рубежём. Для этого не требуется подписание б. конвенции, о чём свидетельствует
существующий опыт обменов между российскими, китайскими, рядом африканских и тд университетов.
Для признания российский (или каких других, камбоджийских) дипломов в университетах
других стран не существует никаких препятствий, и никогда не существовало.
С болонской конвенцией или без. Западные университеты прекрасно осведомлены
в том, каким образом осуществлять конверсию оценок и дипломов.
Поэтому б.конвенция в этом аспекте попросту не нужна.
Если у Вас есть диплом о среднем образовании и сумма порядка $25,000 - $100,000,
Вы можете хоть сейчас подать заявку в любой западный ВУЗ.
Если у Вас есть диплом о высшем - то можете поступать даже в аспирантуру.
На конкурсных началах, само собой.
Хотя б.конвенция может облегчить взаимозачёт предметов. Но здесь есть такой момент:
кредитная система предметов связана с модульным характером преподавания на Западе:
студент может выбирать (особенно в США) определённые предметы в сравнительно свободном порядке
и получает диплом лишь тогда, когда набрал определённое число "кредитов".
Эта система
- очень затратна (подразумевает большое число конкурирующих преподавателей)
- невозможна в России, учитывая, что программы университетов жесткие и утверждаются некомпетентным дядечкой в Москве.
Такая система означает, фактически, большую вариацию в содержании дипломов.
В России кредитная система бессмысленна.
Наконец, главная проблема: партнёр должен быть заинтересован в отсылке своих
студентов к нам. Обмен возможен лишь на примерно равных условиях, т.е.
если мы наводнили западный университет своими студентами, а западные студенты
не хотят к нам ехать, то такие отношения, скорее всего, будут разорваны.
И вот тут основная проблема: нам (по крайней мере провинции) нечего предложить
западным университетам в плане качества образования. Поэтому весь предполагаемый обмен попросту
не коснётся практически всех российских университетов, за исключением столичным, которым и так хорошо.
4. Выход на мировой рынок труда нам не нужен.
Это уже озвучивалось Мироном, например. Учитывая демографическую ситуацию в стране
и крайне низкий уровень образования, способствовать ещё большему оттоку специалистов -
государственное преступление. В этом случае разумно было бы не только не подписывать
конвенций, но изобрести всяческие воспрепятствующие меры. Достаточно вспомнить опыт ранних США, похищавших специалистов из Англии и тайно вывозивших к себе.
5. Что касается качества системы образования, то даже болонцы признают,
что предлагаемые меры не затронут качества положительным образом.
Сокращение сроков обучения в текущих условиях может привести только к одному:
сокращению часов на отдельные предметы и упразднению ряда предметов (каких?).
В действительности это приведёт к тому, что наиболее важные знания будут
доступны только "магистрам", т.е. практически никому, а качество преподавания по всем
урезанным предметам упадёт.
В действительности проблемы системы образования такие:
- очень ограниченное финансирование (оклады преподавателей, их число, библиотеки, оборудование и т.д.)
=> взяточничество
=> большая зависимость от платных мест => невозможность отчислений студентов => падение уровня образования и веса дипломов
- неоптимальная структура программ (преподавание целого ряда бессмысленных предметов, несовершенная организация предметов)
- низкая квалификация преподавателей (часто полное невежество)
- низкое качество преподавания (случаи чтения учебников вслух вместо действительного преподавания)
- неуместное распределение программ и мест на них (производство "экономистов", "юристов", "программистов" и т.д. в сумасшедших количествах, не соответствующих реальным коэффициентам и потребностям экономики, если таковая есть)
и масса других
Предлагаемые реформы ни одну из этих проблем не только не решают, но даже не рассматривают.
Еще раз напомню функции образования в обществе:
- воспитание навыков критического мышления
- передача знаний, необходимых для деятельности (в выбранной сфере специальности)
- передача целостной картины мира
- воспроизводство культуры (в личностях) через артикуляцию и передачу ценностей, специфичных для общества
С точки зрения немедленной общественной пользы п.2 является наиболее важным.
Поэтому детский лепет отдельных болонцев о "пожизненном обучении" -
подхваченном западном бренде - вызывает закономерное недоумение.
Образование должно прежде всего повышать экономический потенциал общества,
предоставляя квалифицированные кадры в конкретные отрасли хозяйства.
О каком неспециализированном бакалавриате тогда может идти речь?
Образование - не господская роскошь.