Россия-СССР; Образы будущего; Компромисс; Война и мир;
Это не очень "чистый" случай
поэтому ссылаться на такой пример лучше не стоит.
Декларируемое состояние вещей ( http://www.mipt.ru/magistracy/magistr2007.html) несколько отличается от фактического (например, вроде бы есть зависимость от факультета).
Я задал вопрос про текущие ограничения приёма в магистратуру на главном форуме МФТИ - яснее не стало ( http://board.rt.mipt.ru/?read=3743199). Может в той ветке через некоторое время дадут более внятный ответ.
Но следующие три момента у меня сомнений не вызывают:
- Тенденция к ограничению приёма в бесплатную магистратуру - несомненна. И началось это уже много лет назад.
- Ограничения поступления в магистратуру в данный конкретный ВУЗ зависят не только от Генеральной Линии Фурсенко, но и от конкретного ректората/деканата (в конце концов именно они непосредственно заинтересованы в том, чтобы получить платных студентов, но они же заинтересованы в том, чтобы поддерживать уровень ВУЗа/факультета, то есть набирать бесплатный набор).
- Безотносительно того насколько хороша или плоха эта реформа, ломать предстоит очень многое. И это несомненный минус.
В том же МФТИ исторически сложилась трёхуровневая схема обучения:
институтский цикл - базовый набор дисциплин, единый для всех, мощная физика, обязательно с лабами, база математики (матан, линейнай алгебра, урматы и т.д.), система заданий, очень большая нагрузка, когда сделать всё абсолютно нереально. Институтский цикл - первые 2-3 курса;
факультетский цикл - примерно 3-4й курсы, по-прежнему фундаментальные дисциплины, но со спецификой факультета;
базовый цикл - обучение в базовых институтах (5 и 6 курс).
Бакалавриатура МФТИ (наверняка для многих других ВУЗов картина схожая) не может дать законченное образование. Картина мира? - хорошо. Глубокие фундаментальные знания? - отлично. Но нет специализации, нет навыков и знаний в конкретном направлении (да и направления толком нет).
В МФТИ из Москвы процентов 5 студентов, набор идёт со всей России, очень многие не смогут позволить платную магистратуру, если реформу доведут до конца. Если на бакалавриатуре образование заканчивается, то в данном случае получается, что государство напрасно тратило деньги.