Коллегия журналистов Чили
исключила из организации журналиста-агента ДИНА
и наказала еще четверых распространителей лжи диктатуры
Недавно мы получили от нашей знакомой Нанси Ортис из Коллегии журналистов Чили новость и материал, перевод которого приводится ниже:
Коллегия журналистов Чили.
За фальсификацию новостей в 1975 г. из Коллегии журналистов Чили исключен журналист-агент ДИНА и наказаны еще четверо распространителей лжи диктатуры.
Коллегия журналистов Чили исключила из своих рядов бывшего агента Национального Разведывательного Управления (ДИНА), работавшего журналистом и на год приостановила участие в своей организации четверых других журналистов, участвовавших в создании ложных новостей для сокрытия убийств политических оппозиционеров диктатуры Аугусто Пиночета.
Региональный Суд по Этике и Дисциплине Столичного (Сантьяго) совета Коллегии журналистов исключил из своей организации Карлоса Роберто Арайю Сильву, бывшего ведущего радиостанции «Сархенто Альдеа» из Сан-Антонио, которого руководитель ДИНА, в то время полковник армии Мануэль Контрерас, внедрил в Государственное телевидение и на год приостановил участие в этой организации журналистов Хулио Лопеса Бланко, Клаудио Санчеса Венегаса, Висенте Переса Суриту и Манфредо Майоля Дурана, сотрудничавших с диктатурой во время выполнения своих служебных обязанностей на 7 канале (Национальное телевидение ТВН) и Корпорации ТВ канал 13 (Католического университета).
Наказанные приняли участие в коммуникационном монтаже никогда не произошедшего вооруженного столкновения между силами безопасности и противниками диктатуры, что был распространено также газетами «Ла Терсера», «Ультимас Нотисиас», журналом «Ке паса» и другими СМИ. «Ке паса» даже опубликовал интервью с Родольфо Павесом, 8-летним мальчиком, как «главным очевидцем». «Я их видел, - сказал Родольфо, - по склонам этих, таких знакомых мне холмов я видел, как спустились семеро незнакомых мне людей. Среди них были две женщины, и мужчины помогали им засыпать солью оросительный канал.» «Они передвегались бегом» - уверенно говорил говорил Родольфо, согласно Nº 240 журнала, опубликовавшего 27 ноября 1975 года эту жемчужину журналистской лжи.
ДИНА подготовила эту новость при сообщничестве Национального Коммуникационного управления (ДИНАКОС) – пропагандистского организма военного режима, где работали многие журналисты с университетским образованием, многие из которых продолжают работать по специальности и даже преподают журналистику в различных частных университетах, в т.ч. и специальность «журналистской этики».
На самом деле, вместо вооруженного столкновения был организован информационный монтаж, чтобы скрыть убийство семи человек, которые были заключены в армейскую казарму Терранова, более известную под названием Вилья Гримальди. Этот случай, при котором среди жертв была беременная женщина, произошел 19 ноября 1975 г. вошел в историю как «Дело Ринконада Майпу». Другие журналистские фальшивки того же периода и известные как «Дело 119-ти» и «Операция Коломбо» в июне 1975 г. скрыли убийства и сокрытие трупов противников диктатуры. Еще в 1977 г. при входе в свой дом выстрелом в спину был убит журналист Аугусто Кармона Асеведо, но журналистская версия сообщала, что он «скончался от пулевых ранений» в результате «вооруженного столкновения» и его убийцы до сих пор не наказаны.
Избирательные убийства
Просьба об этическом суде поступила 25 апреля 2006 г. от Исабели Гальярдо Морено, родственницы пяти из семи жертв: Каталины Эстер Гальярдо Морено, ее 30-летней сестры, которой палачи вырвали глаза, Моники дель Кармен Пачеко Санчес, 26-летней учительницы начальной школы, находившейся на 3 месяце беременности и жены ее брата Роберто Гальярдо Морено, убитого накануне, Альберто Рекаредо Гальярдо Пачеко, 64-летнего отца братьев Гальярдо Морено, Мануэля Лаутаро Рейеса Гарридо, Луиса Андреса Гангаса Торреса, Фелипе Каркамо и Педро Бласа Хельдреса. Предыдущая смерть Роберто Гальярдо, скорее всего, в настоящем вооруженном столкновении, вызвала эту месть ДИНА всей семье.
Семь жертв были арестованы 18 ноября 1975 г. чилийской полицией по расследованиям, начальник которой, ныне отставной генерал армии Эрнесто Баэса Мичельсен решил разделить группу задержанных на две части, передав одну из этих частей в руки ДИНА – группу, все попавшие в которую погибли. Еще была задержана Исабель Гальярдо, вместе со своим братом по имени Гильермо Гальярдо Морено и двумя несовершеннолетними племянниками. Эта часть задержанных была освобождена этим же вечером 18-го.
Все жертвы, перед смертью в Вилье Гримальди подвергнутые зверским пыткам, были задержаны у себя дома в присутствии свидетелей, вместе с другим родственниками, как в случае семьи Гальярдо или на своих рабочих местах. Всех этих людей видели живыми другие заключенные в этом центре операций ДИНА. Как только Исабель Гальярдо и ее мать были отпущены, они немедленно обратились в Комитет За Мир, созданный христианскими церквями Чили, с целью срочного принятия мер для освобождения своих близких. Но 19 ноября 1975 года они увидели и услышали ведущего центральных новостей ТВН Хулио Лопеса Бланко, который сидел на корточках на территории являвшегося в те годы поместьем, местечка Ла Ринконада де Майпу, расположенного на юго-востоке от Сантьяго, и сообщавшего, что их родственники погибли «здесь, в результате ожесточенного вооруженного столкновения». Как неоспоримое «доказательство», Лопес Бланко предъявил примерно полдюжины гильз от использованных боеприпасов.
Убийство пяти членов семьи Гальярдо и других противников диктатуры было расследовано уголовной юстицией в ходе процесса, получившено официальное название «Семья Гальярдо-Гангас», номер регистрации Rol 2.182-98, раследование проводилось под руководством судьи Алехандро Солиса Муньоса, члена Апелляционной палаты суда Сантьяго, который допросил, среди прочих, Лопеса Бланко и бывшего сотрудника ДИНА Арайю. Согласно обвинению Исабели Гальярдо, Хулио Лопес Бланко, работающий в настоящее время на канале Мегависьон, принадлежащем Рикардо Кларо, осуществил действия «злонамеренные и ложные, как было доказано в ходе судебного расследования». Клаудио Санчес, который тоже работает на Мегависьон, подготовил подобное сообщение для 13 Телеканала Католического университета.
«Вот свидетельства жестокого вооруженного столкновения: отстрелянные гильзы, множество отстрелянных гильз» - репортировал журналист Хулио Лопес, одетый в безупречный белый льняной костюм, стоя в пустынном месте с низкой растительностью, где не было видно ни трупов, ни следов крови, и вообще никакого свидетельства «жестокого вооруженного столкновения», кроме гильз, показанных телезрителям. «Их шесть или семь (гильз) здесь, и множество других разбросанны там, по всему холму», рассказывал Лопес Бланко. Примерно по гильзе на каждую из жертв.
«Согласно только что поступившей нам последней информации, две другие группы МИР и запрещенной Коммунистической партии, окружены в настоящий момент силами ДИНА», - продолжал «информировать» журналист Лопес, «- а сейчас мы переместимся к нашей второй съемочной группе, где Роберто Арайя, на месте, где были ликвидированы экстремисты, сообщит нам их имена и другие подробности этого выдающегося события». Здесь включается журналист-агент: «Сейчас мы находимся на том самом месте, где произошла стычка между силами безопасности ДИНА и шестью экстремистами; как вы можете увидеть невооруженным глазом, заметны следы огня, это вызвано тем, что силам безопасности пришлось применить гранаты против залегавших здесь экстремистов».
Арайя показывает место, куда ДИНА бросала гранаты: «Здесь видны гильзы, вы можете здесь видеть даже коробку с патронами, вот отметка, которую сделали после, чтобы обозначить место, где был ликвидирован один из них». Эта фантастическая журналистика на службе у ДИНА посредством «телевидения всех чилийцев» была такого низкого качества и содержала настолько неконтролируемую ложь, что агент Арайя сначала говорил о стычке между силами безопасности ДИНА и шестью экстремистами, а потом зачитал собственный список, включавший имена семи погибших. То есть, в стычке, в которой участвовало шестеро предполагаемых «экстремистов», среди них оказалось семеро погибших.
Ответственным за центральный выпуск новостей ТВН являлся директор отдела прессы Висенте Перес Сурита, а генеральным управляющим государственного канала был Манфредо Майоль Дуран, тоже журналист. Клаудио Санчес Венегас сделал подобный «прямой репортаж» для 13 Канала Католического Университета.
Прокурор суда по этике, Дорис Хименес, получила видоматериал, содержащий менее 3 минут репортажа, который был передан ТВН органам правосудия, тем не менее, 13 Канал не захотел передавать суду материал с репортажем Клаудио Санчеса. В письма на имя Суда по Этике и Дисциплине от 2 октября 2006 г., на тот моменто исполнительный директор Корпорации Телевидения Католического университета Элиана Росас Ортусар заявляет: «При проверке в аудиовизуальных архивах 13 Канала выяснилось, что существует только один, связанный с затронутой темой, материал журналиста Клаудио Санчеса, в котором он тоже появляется на экране.» Глава Католической церкви Чили, кардинал и архиепископ Сантьяго Франсиско Хавьер Эррасурис оставил запрос Коллегии журналистов без ответа.
Росас подтвердила участие Санчеса в подготовке информационной фальсификации, но отказалась передать видеоматериал, ссылаясь на возможность трудовой судебной жалобы журналиста на канал в случае передачи материала третьим сторонам, «за исключением случая, если господин Санчес лично достоверно подтвердит свое согласие и пожелание, чтобы этот материал был передан, освобождая 13 Канал от любой ответственности за вышеуказанные действия». Санчес отказался помогать в расследовании столичного журналистского суда и ни разу не явился отвечать на вопросы следствия, в отличие от других обвиняемых, признавших право Коллегии журналистов на оценку этики поведения своих членов. В результате этого, за отказ от сотрудничества в расследовании этики собственного поведения, Санчес был наказан.
Под судом шесть убийц
27 февраля 2006 г. судья Солис Муньос установил, что групповое убийство было осуществлено 19 ноября, в день распространения информационной фальшивки и начал судебный процесс за это преступление над Хуаном Мануэлем Контрерасом Сепульведой – директором ДИНА и его подчиненными – Марсело Луисом Морено Брито, Мигелем Красноффым Марченко, Басклаем Сапатой Рейесом, Франсиско Максимилиано Феррерой Лимой и Рольфом Гонсало Вендеротом Посо, армейскими офицерами, «в качестве авторов преступления, характеризуемого как преднамеренное убийство, согласно статье 391 N° 1 Уголовного кодекса». Все эти военные являются ответственными за многочисленные убийства оппозиционеров диктатуры и над ними сейчас одновременно проходят десятки судебных расследований.
Арайя открыто признал, что он являлся агентом, превращенным в «журналиста» своим кумом Мануэлем Контрерасом, в то время начальником ДИНА, и прошел краткий курс армейских «военных корреспондентов», согласно заявлению сделанному перед журналисткой Дорис Хименес, назначенной прокурором Судом по Этике и Дисциплине в случае расследования дела, переданного Исабелью Гальярдо. Арайя признался, что его кум Контрерас устроил его на ТВН, чтобы управлять освещением темы репрессий режима и заниматься их пропагандой, и что у него было на канале больше реальной власти чем у директора отдела прессы Переса и больше, чем у генерального директора Майоля. Заявления этих начальников удивляют, потому что сейчас они говорят, что их должности были чисто номинальными, хотя предполагается что оба они регулярно получали свои зарплаты и в то же время, на практике не имели ни малейшего представления о том, что творилось у них под самым носом. Перес, который являлся директором отдела прессы и 13 Канала тоже, занимается сегодня преподаванием... журналистики.
Дружба Арайи с Контрерасом началась в порту Сан-Антонио, где он работал на местной радиостанции ведущим программы о танго, тем временем как будущий создатель ДИНА являлся начальником полка Техас Вердес, где впоследствии было совершено множество убийств политзаключенных. Уголовный суд установил, что Арайя передавал ДИНА списки с именами, адресами и данными руководителей портовых рабочих и левых активистов Сан-Антонио с целью их последующего ареста и уничтожения.
«Нам хочется, чтобы эти журналисты были осуждены не только своими коллегами, но и всем обществом, за их непристойное и позорное поведение, особенно в сравнении с поведением других мужественных журналистов, которые отдавали свои жизни за право на честное отражение фактов», - сказала Исабель Гальярдо, узнав о приговоре. Еще она настаивает на уголовной ответственности «директора чилийской полиции по расследованиям отставного генерала Эрнесто Баэсы Мичельсена и персонала, находившегося в его подчинении, а также гражданских и военных чиновников бывшей ДИНА, находящихся под судом по решению Аппеляционной палаты Сантьяго от 27 февраля 2006 г.» и добавляет, что «об этом решении мы узнал как раз в День Матери и несмотря на то что этот приговор является санкцией чисто моральной, все равно это бальзам, который был нам всем необходим и высоко оценивается нашими семьями».
Все пятеро журналистов были уведомлены об этом приговоре 12 мая. У них есть 15 дней для подачи аппеляции в высшую инстанцию: Национальный Суд Коллегии журналистов по Этике и Дисциплине. Полный текст этого решения находится на сайте Коллегии журналистов: http://www.colegiodeperiodistas.cl/index.php?action=documentos_colegio¬icia_id=177 .