|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
20.05.2007 00:09:09
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Поколение цветов
И.Я.МЕДВЕДЕВА, Т.Л.ШИШОВА
П О К О Л Е Н И Е Ц В Е Т О В
Все, кто жил при советской власти, должны помнить популярный тогда лозунг: "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить мо-лодым". Теперь, когда мир вовлекают в реализацию новой утопии - глобализма, этот лозунг, с заменой первого слова, вполне может быть начертан на знаменах его идеологов. Причем молодежь в новом проекте заметно потеснила более старший возраст. Если в советское время декларировалось, что "молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет", то глобализм предлагает старикам "сладкую смерть" (по-гречески "эвтаназию"), а молодым отдали и дорогу, и почет.
Ж е р т в о п р и н о ш е н и е в г и р л я н д а х
Молодежь стала одним из главных идолов. Посмотрите, сколько молодежных изданий, радио- и телепередач, молодежных концертов и фестивалей, молодежных клубов, музыки, моды. Со щитов рекламы в большом городе на нас смотрят, в основном, молодые лица. Сколько чиновников, ученых, деятелей культуры занято проведением особой молодежной политики!
Создается впечатление, что мир населен исключительно молодыми людьми, с редкими вкраплениями других возрастов. А между тем ре-альная картина находится в некотором противоречии с виртуальной. В так называемых развитых странах, идущих в фарватере глобализации, молодежь составляет не такой уж большой процент населения. Если придерживаться классификации ООН, причисляющей к молодежи людей от 14 до 25 лет, то в среднем на 2005 г. - около 15%. В России, по данным переписи 2002 года, - около 20%, но молодежным считался возраст от 14 до 30 лет.
Когда это противоречие осознаешь, возникает ряд вопросов. Ду-маешь: может, именно потому что у нас молодежи не много, с ней и носятся, как с писаной торбой? Но тогда почему не способствуют увеличению ее численности, не торопятся пропагандировать многодет-ность, не создают для этого условий? С другой стороны, если юных так ценят, то почему не стараются сохранить их здоровье и жизнь? Почему практически все, что предлагается сейчас молодежи в качест-ве эталонного стиля, достаточно быстро приводит в больницу, а то и в могилу? Что ни возьми: сотовые телефоны, компьютерные игры, ку-рение, пиво, наркотики, гормональные контрацептивы, экстремальные виды спорта, рок-музыку, порнографию, педерастию, "свободную лю-бовь", магию, оккультизм - все пагубно. А молодежная мода? Она ведь не только уродует. Пирсинги повышают доступ инфекции, кото-рая, как известно, проникает в организм через отверстия и повреж-дение кожных покровов. Чем больше отверстий, тем выше риск зара-зиться.
Сколько девочек заработало цистит, воспаление придатков или почек, щеголяя среди зимы в нарядах, оголяющих поясницу! А у скольких наблюдается недоразвитие таза из-за того, что они годами утягивали бедра джинсами!
"Смотрю я на современных девчонок и прихожу в ужас, - еще в середине 90-х сказала нам знакомая гинеколог. - Как они рожать бу-дут? Такое недоразвитие малого таза, что ребенку просто негде по-меститься."
Что ж, с тех пор джинсы стали еще теснее (при всей изменчиво-сти моды эта как-то подозрительно устойчива), и случаи выкидышей участились.
Не менее опасна (и не менее устойчива) мода на сверххудобу, которая еще недавно оценивалась как дистрофия и требовала лечения. Научные исследования показали, что такая мода, выражаясь медицин-ским языком, "существенно повышает риск невынашиваемости плода". А еще врачи говорят, что если девочка в переходном возрасте посидит с полгода на какой-нибудь жесткой новомодной диете для похудания, то она может навсегда остаться бесплодной.
Отнюдь не безобидна и мода на tatoo. Оказывается, людям с та-туировками нельзя проводить исследования с помощью магнитного ре-зонанса, одного из самых точных методов экспресс-диагностики. Ме-шает металл, входящий в состав татуировочной краски. А ведь и на машинах разбиваются, и на роликах ломают себе кости, в основном, люди молодые. Им-то как раз и требуется быстро поставить диаг-ноз... Но даже если пренебречь новейшим диагностическим прибором - в конце концов, обходились же без него до недавнего времени! - из-быточный металл, проникший через кожу внутрь, скорее всего небезо-пасен для человека. Особенно когда организм начнет стареть, и его чувствительность повысится...
Прочитав это скорбное перечисление, кто-то привычно отмахнет-ся, отшутится: дескать, жить вообще вредно. В таком случае давайте посмотрим, какой стиль жизни предлагался молодежи предыдущего по-коления, что в него входило, а что - нет, был ли он в буквальном смысле слова убийственным.
И пиво, и сигареты продавались, но потребляли их гораздо мень-ше (особенно девушки), и главное, это никак не рекламировалось. Наркомания и вовсе была редко встречающимся криминалом. Многие пя-тидесятилетние до сих пор не умеют по виду определить наркомана, тогда как двадцатилетние делают это без труда. Танцевать молодежь, конечно, тоже танцевала, но без всяких "экстази" и одуряющей музы-ки. Пропагандировался спорт. Но не нынешний спорт высоких достиже-ний, калечащий тело и душу, а спорт как физкультура, оздоровление, закалка. Молодежь часто ходила в кино и театр, но это искусство не оглупляло и не растлевало, а наоборот, в той или иной степени спо-собствовало росту личности. Сейчас мы с огромным удовольствием смотрим даже самый заурядный советский фильм 70-х годов и понима-ем, что на современном фоне - это настоящий шедевр.
Очень поощрялись занятия в библиотеке. Сколько времени мы там просиживали! И не только готовясь к экзаменам, а просто так, "для души". Между прочим, и в книгах, благодаря цензуре, тоже не содер-жалось гадостей, развинчивающих психику.
Тогда тоже был в моде туризм - "люди идут по свету..." В ос-новном, правда, пеший (то есть, наименее травматичный). Кто-то, конечно, плавал на байдарках, занимался альпинизмом, и даже по-гружался с аквалангом ( теперь это называется “дайвинг”), но нель-зя сказать, что это было массовым увлечением. А значит, и гибло куда меньше, чем сейчас, когда в таком почете "экстрим". Машинами если кто и обзаводился, то обычно в более зрелом возрасте, когда уже не так тянет на лихачество. Престижным считалось посещение му-зеев, выставок, вечеров поэзии. Что в этом было опасного для здо-ровья и жизни?
О компьютерных играх никто и не слыхивал, а все остальные: шахматы, шашки, футбол, пинг-понг, - наркотической зависимости не вызывали. Даже карты или тотализатор на ипподроме крайне редко ов-ладевали молодыми людьми настолько, что они уже не мыслили без этого жизни. Жизнь и так была заполненной. Да и денег шальных осо-бо не водилось, чтобы без конца играть в азартные игры.
Кстати о деньгах. По сравнению с предыдущим поколением сего-дняшняя молодежь в среднем живет куда богаче. Особенно в больших городах. Снимать квартиру, иметь машину, компьютер с интернетом, сотовый телефон, модную одежды - все это в последнее время стало не привилегией некоторых счастливчиков, а в общем-то нормой жизни. Нормой жизни стало и то, что молодым сейчас платят больше, чем лю-дям зрелым. И это уже имеет свое “рациональное” обоснование: у мо-лодых же выше потребности, им нужно больше тратить. Соответствен-но, и зарплата им нужна выше, чем людям постарше. Логика на первый взгляд безупречная, но на самом деле бредовая, шизофреническая: мало ли кому что нужно? В нормальном обществе повышение зарплаты - это награда за умения, знания, которые, естественно, приходят с годами. При глобалистском же антипорядке человеку платят фактиче-ски за саму молодость как за дорогой товар.
Интересно, что при этом очень многие молодые люди считают свой заработок недостаточным для обзаведения семьей и уж тем более, для рождения детей. Эти взгляды старательно формируются глобалистскими СМИ, без которых широкомасштабные программы депопуляции неосущест-вимы. "Ребенок - слишком дорогое удовольствие, - внушают молодым, - вам оно пока не по карману."
Зато на другие, вышеперечисленные удовольствия денег вполне хватает. Они в той или иной степени доступны, а главное, в отличие от рутины семейной жизни, престижны. Получается, что "надбавка за молодость" - это своего рода целевые средства, щедро выделяемые молодым на самоуничтожение. Да, логика в материальном поощрении молодых действительно есть. Только не та, которой морочат голову обывателю. Старику зачем платить больше? Он и так скоро помрет. А подбросишь деньжат - потратит их не на героин, а на лекарства, ко-торые, наоборот, могут его жизнь продлить. Материально стимулиро-вать средний возраст тоже не имеет смысла. Еще чего доброго детей начнут рожать одного за другим. Так что если продолжать пользо-ваться современной лексикой, помощь оказывается адресно и, судя по статистике заметно возросшей молодежной смертности, весьма “эффек-тивно”.
Вот и делайте вывод, какая роль отводится глобалистами совре-менной молодежи. На первый взгляд кумир, а по существу - жертва. Веселящаяся, самодовольная, упивающаяся свободой, в наушниках и с банками пива, она мчится наперегонки к своему жертвеннику. Мы с вами свидетели небывалого по своей массовости жертвоприношения, молодежного холокоста. А все, как сомнамбулы, повтооряем за лука-выми гипнотизерами: "Молодым, им же больше нужно... Пусть поживут в свое удовольствие!"
На ум пришла аналогия с ритуалами древних ацтеков. Они вели так называемые "войны цветов" ("las guerras floridas"), основной целью которых был захват пленных для принесения их в жертву. Плен-ники-"цветы" содержались в очень хороших условиях. Цветы - они ведь нежные и требуют особой заботы, особого ухода. Порой им ока-зывали поистине царские почести, поили-кормили отборными явствами, к юношам приводили прекрасных девушек - короче, давали пожить в свое удовольствие. Но в означенный день и час пленники поднимались по ступеням на пирамиду, чтобы украсить собой алтари индейских идолов. Там, наверху, жрец рассекал им грудь обсидиановым ножом и вырывал еще живое, трепещущее сердце, похожее на алый мак...
Как знать, может быть, неслучайно первое поколение молодежи, подвергшееся в конце 60-х глобалистским экспериментам по "сдвигу культурной парадигмы", было поэтично названо "дети цветов"? Нет ли здесь исторических аллюзий? Во всяком случае, проектанты "прекрас-ного нового мира" испытывали повышенный интерес к язычеству, в том числе и к древним языческим культам.
Правда, те, ацтекские "цветы" сознавали, что их приносят в жертву. А эти не сознают или не хотят сознавать. И думают, что все классно.
П о д д у д о ч к у к р ы с о л о в а
Но как же удалось настолько оболванить молодежь, чтобы она, утратив инстинкт самосохранения, добровольно шла на убой? Спуска-ясь в ров погибели, юноши и девушки уверены, что восходят к свет-лому будущему. Это же какое-то очень глубинное поражение, которое невозможно объяснить только хитрыми уловками манипуляторов. Уло-вок, конечно, множество, но это лишь средство, инструменты для ус-пешного проведения операции. А операция проведена самая что ни на есть серьезная: из молодости удалось изъять ее основной смыслооб-разующий стержень. Он, этот стержень, есть у каждого возраста. Скажем, у старости - мудрость. А что же главное для молодости? Чем отличается молодежь от взрослых, пусть и молодых? Ведь не красотой же и здоровьем, которые сегодня благодаря достижениям медицины можно сохранять достаточно долго. (А можно, наоборот, быстро ис-портить, следуя модному молодежному стилю жизни.)
Молодежь - это порыв, устремленность в будущее, свободный по-лет. Уже не дети, но еще не родители. Их еще не вынуждает призем-литься груз взрослой ответственности. Есть это у нынешней молоде-жи? - Есть и даже в большей степени, чем у предыдущих поколений, поскольку она не спешит расстаться с вольной жизнью.
Святые отцы давно предупреждали, что именно в юности в душе разгораются страсти. Этого сейчас тоже с избытком. И амбициоз-ность, свойственная молодости, в последние десятилетия усиленно разогревается, и эгоизм. Чего же все-таки нет? Что изъято из само-го нутра, из самой сердцевины юности?
Изъято как раз то, что облагораживает страсти - романтизм, идеализм, возвышенный образ мыслей. А без этой идеальной вертикали отнологически присущие юности мечты "о доблести, о подвигах, о славе" вырождаются в какой-то нелепый кураж, разгул плотских стра-стей. Доблесть - нахамить, "нажраться и отрубиться", "забить < в смысле - наплевать > на все", уметь выигрывать в азартные игры, быть расчетливым, ловкачом, использовать людей в своих интересах. Подвиги, в основном, в постели. Ну, и порой в прыжке с парашютом, полете на дельтаплане. Конечно, на дискотеке тоже, если всю ночь - поди попробуй столько часов на ногах, да еще в бешеном ритме!
Мечты о славе тоже весьма специфичны. Кого сейчас прославляют молодежные СМИ? Разбогатевших жуликов, бесстыжих кривляк с титулом "звезд", не менее бесстыжих телеведущих, извращенцев, мотивирующих свои патологические пристрастия новыми направлениями в искусстве, представителей "пятой колонны" в политике. Юношескую жажду славы который год распаляют именно такими "героическими" эталонами.
Хотя постсоветская жизнь дала и продолжает давать огромное ко-личество примеров подлинного героизма, причем в самых разных об-ластях. Разве это не чудо? Столько усилий было предпринято, чтобы уничтожить нашу армию, науку, промышленность, педагогику, медици-ну, литературу и искусство, честную политику, наконец. И везде на-шлись люди, которые встали на защиту государства. Не все ученые подались в "челноки" или уехали работать за границу. Кто-то про-должал за копейки удерживать отечественную накуку от окончательно-го развала, а кто-то даже умудрялся делать открытия. За последние двадцать лет, в условиях, отнюдь не способствующих развитию талан-та, появились выдающиеся врачи, учителя, конструкторы. В то время, как щедрые гранты выделяются на богомерзкие выкрутасы, честные ху-дожники, зачастую абсолютно бесплатно, создают образцы подлинного искусства - в живописи, скульптуре, литературе, кино. По-прежнему есть блестящие музыканты, певцы, танцоры. А сколько героев чечен-ской войны! Сколько бесстрашных спасателей, спецназовцев! Но - увы! Читателям журналов "Реакция", "Птюч", “Молоток”, "Хулиган", "Yes" и "Вот так!" их имена незнакомы.
В последнее время, правда, наметился некоторый сдвиг в кино. Появились новые фильмы на военную тему, где армия откровенно не шельмуется. Времена наглого предательства прошли. Теперь даже по-клонники Бжезинского вынуждены, скрепя сердце, выдавать себя за патриотов и государственников. Но солдаты показаны там, в основ-ном, как озверевшие, скотоподобные существа. "После этого фильма уже никто не захочет служить в армии, - отозвалась о новой кино-картине "Живой" Любовь Васильевна Родионова, мать героя-мученика первой чеченской войны Евгения Родионова. - Я тридцать шесть раз летала в Чечню, но никогда таких солдат не видела. Конечно, они не ангелы, но в фильме это жестокие, грубые животные. Их интересует только жратва и грубый секс."
Что касается секса (необязательно грубого), то с этой стороны по молодежи был нанесен главный удар. Ведь мечты об идеальной, вечной любви - это не просто стержень, а самая сердцевина юности. Не пирожные, а хлеб насущный, без которого душа не вырастет полно-ценной. В психиатрии и психологии существует понятие стадий психи-ческого развития. Пропущена одна из стадий - и человек уже не мо-жет сформироваться нормально. К примеру, дошкольный период называ-ют "мифологическим". Если маленький ребенок не слышит сказок, если родители общаются с ним как со взрослым, делая упор на логику, то возникает опасность недоразвития эмоциональной сферы. Что харак-терно, в частности, для шизофреников. То есть, ребенок, изначально сохранный, может стать шизофреноподобным в результате неправильно-го воспитания. Подростково-юношеский период называется "романтиче-ским". Один из основоположников отечественной сексопатологии проф. Г.С. Васильченко указывал на то, что выпадение романтической фазы свойственно олигофренам. Дефектологи, работающие с олигофренами, часто жалуются на их раннюю сексуальность, неразборчивость в ин-тимных связях, отсутствие возвышенных платонических чувств к про-тивоположному полу. Собственно говоря, на то, что сегодня удалось навязать почти всей нашей молодежи. Чего же потом удивляться сни-жению интеллектуального уровня старшеклассников и студенчества? Плоды искусственной дебилизации налицо.
Никогда не забудем, как году в 99-ом к нам на прием пришла мать четырнадцатилетней девочки, которая росла в интеллигентной семье, до двенадцати лет вела себя нормально, училась в двух шко-лах - английской и музыкальной. А потом начала читать журнал "Cool" (он тогда только появился, и подроскам его часто раздавали бесплатно на улице и в школе) и быстро "слетела с катушек". Круг-лая отличница превратилась в двоечницу, связалась со взрослым пар-нем, перестала ночевать дома, начала курить и выпивать. На момент визита матери к нам девочка лежала в больнице с переломом позво-ночника, потому что неудачно спрыгнула со второго этажа, когда ро-дители пытались не пустить ее в очередной загул. Но окончательно добил несчастную мать дочкин дневник, который она обнаружила, ко-гда решила, воспользовавшись отсутствием девочки, прибраться у нее в комнате.
- Объясните мне, что это... Как это? Умный, культурный ребе-нок, столько книг читала - и вдруг такое...
Признаться, мы тоже были тогда не готовы к таким "документаль-ным свидетельствам". Дневник состоял из длинных, но каких-то абсо-лютно бессмысленных и бессвязных описаний: куда пришли, что выпи-ли, кто "подвалил" попозже, какой марки сигареты курили, кто за-платил за съеденное и выпитое. Назвать этот текст дебильным значи-ло бы оскорбить дебилов. Ровесница хозяйки дневника из вспомога-тельной школы отразила бы события гораздо более содержательно. (Конечно, если бы ее и без того сниженный интеллект не пострадал еще больше от молодежной масс-культуры.) Ни мыслей, ни чувств, ко-торые обычно поверяют девичьему дневнику, там не было и в помине. Впрочем, кое-какие чувства все же присутствовали. Дело в том, что "клево-кайфово-прикольная" жизнь в какой-то момент кончилась. Па-рень, с которым связалась девочка, ее бросил и переметнулся к дру-гой. Она злилась, страдала и с горя даже начала писать стихи. В них она проклинала разлучницу, признавалась оставившему ее кавале-ру в любви и превозносила его мужские достоинства. И все это сплошным матом, хотя и в рифму. Даже в зоне лирические чувства обычно выражают более деликатно.
Теперь уже подросло целое поколение, которое не знает счастья платонической любви. Им и слово-то такое часто незнакомо. Если ус-лышат, могут подумать, что это вид извращения.
"Неужели ты в тринадцать лет еще девственница?" - вопрошают журналы.
К юноше применяются еще более жесткие критерии. "Он что, боль-ной? - хмыкают подруги, узнав, что за два месяца ухаживаний парень ни разу не попытался уложить девушку в постель. - Ты смотри, а то он, может, нетрадиционной ориентации..."
Страх и трепет первой любви, терзания и надежды, мечта мимо-летно коснуться руки, счастье поймать улыбку - все то, что веками наполняло не только произведения поэтов и художников, но и юные души самых обыкновенных людей, оставаясь в их памяти на всю жизнь, теперь объявлено устаревшим. А то и приравнено к сумасшествию. Как жестоко ограбили молодежь! Украв у них сокровенную тайну любви, осыпали грошовыми секретами "безопасного секса".
Вот вам и ответ на вопрос: как молодежь под дудочку крысолова скачет вприпрыжку к своей погибели. С одной стороны, перевернута система координат. С другой, из-за выпадения романтической фазы сознание развито недостаточно для того, чтобы эту перевернутость отрефлексировать и восстановить норму. С третьей же - подсозна-тельное нежелание жить в мерзком антимире, с удаленным внутренним стержнем, в отсутствие любви.
В е ч н о ю н ы е
Но старшие - те, кто еще не потерял способности к рефлексии - не могут равнодушно смотреть, как гибнут молодые. И каждый на свой лад пытаются их спасти. В последние годы этой проблемой серьезно озабочена и Православная Церковь. Но как разговаривать с "поколе-нием цветов"? Как подступиться к нему?
- С молодыми нужно сейчас обращаться очень бережно, - уверял нас батюшка, служащий в Подмосковье. - Одно неосторожное слово - и все, вы можете их потерять. Да пусть приходят в храм как угодно одетые!
- И даже с голым животом?
- Вы ждете, что я скажу "нет", а я скажу "да"! И с голым живо-том, и подвыпившие, матерящиеся. Лишь бы пришли. Пришли к нам, а не на дискотеку. Сейчас не до жиру. Время-то какое! Знаете, что происходит на дискотеках? Им там и наркотики раздают, и музыкой этой жуткой сводят с ума. Ну, а еще...
Священник умолк, видимо, раздумывая, сказать или не сказать. Потом все же решился:
- Еще беременеют девочки, сами не зная, от кого.
- ???
- Да, представьте себе. Это я из исповедей знаю. В какой-то момент гасят свет, и происходит свальный грех. В поселке, где я служу, несколько таких матерей-одиночек, которые даже не знают, кто отец их ребенка.
Когда слышишь про весь этот ужас, думаешь: может, и правда? Может, пускай в каком угодно виде и состоянии, но придут в спаси-тельный ковчег Церкви, а не на дискотеку?
Однако немного поостыв и потому поразмыслив более трезво, по-нимаешь, как небезопасна такая позиция. Конечно, сразу выдвигать искалеченной молодежи слишком жесткие требования, это, как любил выражаться в бытность свою премьер-министром Е.М.Примаков, контр-продуктивно. Впрочем, с людьми вообще желательно общаться, учиты-вая их особенности: пол, возраст, социальное положение, личностные характеристики. Но стараясь найти общий язык, нельзя упускать из виду конечную цель общения. А она, как мы недавно сказали, заклю-чается в том, чтобы спасти молодежь от погибели. Но спасение не-возможно без покаяния, а покаяние - по-гречески "метанойя" - озна-чает "изменение". А можно ли по-настоящему измениться, не меняя свой безобразный вид и греховный образ жизни?
Пока по этому вопросу расхождения в православной среде вроде бы нет: конечно, нельзя. Разномыслие начинается, когда заходит речь о "дороге к Храму". Одни, как процитированный выше священник, считают, что ничего не нужно навязывать, молодые потихоньку сами все поймут. Другие, которых обычно упрекают в излишнем консерва-тизме, выступают против попустительства, говоря, что это вредно как для самой молодежи, так и для Церкви, в которой современная молодежь начнет утверждать свой стиль жизни. И разве эти опасения беспочвенны? Мы, во всяком случае, уже не раз слышали от своих юных собеседников, что у них батюшка без предрассудков и благо-словляет - кого на пробный гражданский брак, кого на предохранение от беременности, кого на работу в "отвязанном" молодежном журнале и прочих весьма сомнительных с точки зрения нравственности местах (дескать, куда Господь поставил, там и стой).
Ну, и с чего они вдруг - если батюшка благословляет или, в лучшем случае, молчит, начнут менять свою жизнь? Скорее наоборот, получив добро, молодежь еще больше утвердится в своих страстях. И вдобавок, как это обычно бывает с людьми, у которых нелады с сове-стью (ведь сколько ее ни глуши, она все равно подает непрошенные признаки жизни) будет активно перетягивать на свою сторону окру-жающих. Когда видишь людей, особенно ровесников, у которых другой внешний вид и другое поведение, совесть получает нежелательную подпитку, глушить ее становится труднее. Значит, борьбу с ней нуж-но усилить, а подпитку минимизировать. Чтобы можно было сказать себе и окружающим: "Я такой не один. Вон нас сколько! Кого больше, тот и прав. А всякие отдельные ханжи и святоши могут отправляться в монастырь."
На Западе погибельный культ "раскрепощенной" молодежи начал насаждаться несколько раньше, в конце 60-х, после удачно проведен-ной "Парижской весны", которую политологи теперь называют первой "бархатной революцией". Именно революцией, потому что был совершен настоящий переворот в общественном сознании, подорваны моральные устои западного христианского общества. И хотя тогда мало кто в полном объеме представлял себе, какие ядовитые плоды принесет "по-коление цветов", мыслящие люди, естественно, испытывали тревогу. И тоже задумывались как о путях спасения молодежи, так и о роли взрослых в этом процессе. Умный человек, как известно,учится на чужих ошибках, и лишь дурак на своих. За последние десятилетия мы (в смысле общество) и без того наделали много глупостей, прель-стившись яркими фантиками либерализма. Может, хотя бы в Церковь не будем заносить эту отраву? Внемлем предупреждениям умных людей "с других берегов"?
"Человек становится взрослым тогда, когда он любит детство и детей и перестает с волнением прислушиваться к исканиям, мнениям и интересам молодежи, - писал 40 лет назад по свежим следам "Париж-ской весны" прот. Александр (Шмеман), живший в Америке и, между прочим, не замеченный в сугубом консерватизме. - Раньше спасало мир то, что молодежь хотела стать взрослой. <Сейчас, наоборот, взрослые хотят до гроба оставаться молодежью - И.М, Т.Ш.>. А те-перь ей сказали, что она именно как молодежь и есть носительница истины и спасения. "Vos valeurs sont mortes!" - вопит какой-то ли-цеист в Париже, и все газеты с трепетом перепечатывают и бьют себя в грудь: действительно, nos valuers sont mortes! Молодежь, гово-рят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она толь-ко трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст, и вместе с тем, самый лицемерный Молодежь "ищет"? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искания. Чего я искал, когда был "молодежью"? Показать себя, и больше ничего. И чтобы все мною восхищались и считали чем-то особенным. И спасли меня не те, кто этому пота-кал..."
А еще раньше, незадолго до совсем не бархатной, а натуральной, кровавой русской революции 1917 года, один из авторов сборника "Вехи", философ Сергей Булгаков, впоследствии ставший священником, пророчески предупреждал: "Если в христианстве старчество является естественным воплощением духовного опыта и руководительства, то относительно нашей интеллигенции такую роль заняла учащаяся моло-дежь. Духовная педократия есть величайшее зло нашего общества... Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет молодость с таящимися в ней силами. Кто радеет о будущем, тот бо-лее всего озабочен молодым поколением. Но находиться от него в ду-ховной зависимости, заискивать перед ним, прислуживаться к его мнениям, брать его за критерий - это свидетельствует о духовной слабости общества." ("Вехи, С.Булгаков "Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции", 1909)
К предупреждениям не прислушались, духовная слабость общества вскоре привела к катастрофе. Другое дело, что большевистские вожди довольно быстро прекратили заискивать перед молодежью, положив ко-нец революционной вольнице, а заодно - разгулу "свободной любви" и прочего декадентства. Взамен они вернули советским юношам и девуш-кам идеалы чистоты, верности, самопожертвования и укрупнили старый лирический романтизм новым, героическим. Идея полного переустрой-ства общества на более справедливых основаниях, без "голодных и рабов" увлекла множество молодых людей. Увлекла настолько, что и в старости, несмотря на открывшуюся страшную правду о советском пе-риоде, бывшие комсомольцы не отреклись от своих комсомольских идеалов, не желая признавать, что безбожный социализм был обречен рухнуть.
Обреченность молодежи эпохи потребления очевидна уже сейчас. Об этом говорят - и у нас, и на Западе - философы, уче-ные,духовенство, политики, публицисты. Но даже не читая умных книг и статей, а лишь послушав популярные шлягеры, можно всем своим су-ществом почувствовать: еще четырех десятков лет на размышления о судьбах молодежи у нас не будет. "Битлз", общепризнанные кумиры поколения сексуальной революции, все-таки прикрывали вырвавшуюся на свободу похоть романтическим флером. Теперь тексты нарочито грубы, физиологичны. Скотство торжествует победу. "А ты такая страшная, страшная..." (это о своей девушке), "Размножайся!", "Я на тебе, как на войне". Дальше - только звериный рык и вой.
Не нужно строить иллюзий: потакание молодежи в сегодняшней си-туации только ускоряет ее погибель. Те, кто это делает, даже из лучших побуждений, становятся соучастниками жертвоприношения.
Вместо того, чтобы подстраиваться под современный молодежный стиль, надо его (конечно, с умом) дискредитировать, взяв в качест-ве девиза слова из стихиры на вечерне Великой Пятницы: "Ад, дос-тойный всяческого посмеяния".
При этом совершенно необходимо восстановить романтическую вертикаль, отказаться от воспевания прагматизма, вернуть возвышен-ные идеалы, показать, как обеднена жизнь их отсутствием. Наш опыт общения с молодежью свидетельствует, что это совсем нетрудно. Ро-мантический голод в юношеской среде настолько велик, что для его утоления нет необходимости изобретать какие-то изысканные блюда.
Ну и, конечно, следует вернуть молодежи место, которое она традиционно занимала в самых разных обществах. Место отнюдь не центральное, не главное, а наоборот, промежуточное. Короткий мос-тик при переходе из детско-отроческого возраста к взрослому. Рас-тягивание этого перехода, придание ему наивысшего статуса нача-лось, когда идеологи "нового мирового порядка" стали разрабатывать комплексные программы сокращения населения. Оно и понятно. Чем дольше будут длиться опасные молодежные забавы, тем больше людей уйдет из жизни до срока. Чем престижней и беззаботней будет моло-дежная жизнь, тем меньше захочется "играть на понижение", переходя в разряд взрослых. Пока ты не женат и у тебя нет детей, ты и в тридцать, и в тридцать пять лет - молодежь. Когда же наконец наду-маешь обзавестись семьей, много родить не успеешь.
"Раньше мир спасало то, что молодежь хотела стать взрослой", - пишет о. Александр (Шмеман). Но для этого нужно прекратить ей уго-ждать и перед ней заискивать. Иначе с какой стати барин вдруг за-хочет поменяться местами с прислугой? Взрослый, а не юношеский статус должен сделаться более престижным, дающим новые права и возможности. А затянувшаяся "молодежность" вновь (как было совсем недавно!) считаться признаком инфантилизма, личностной и социаль-ности несостоятельности.
Не восхищения, а иронической усмешки пусть удостаиватся заи-гравшийся плейбой.