Россия-СССР; Образы будущего; Ограничения; Война и мир;
Re: Об "интересе"...
>> Где критерий отличия "объективных" интересов от "необъективных" ?
> Мы, разумеется, ведем упрощенный разговор о далеко не простых вещах.
> И все же, критерий отличия - в том, каким образом абсолютный отказ от данного интереса скажется на воспроизводстве общности. Имеется в виду не процедура отказа и инерционно-переходные процессы, а каковы были бы возможности воспроизводства без данной потребности по сравнению с нынешними.
Но в таком случае "объективны" только секс, насилие, еда и одежда (зависит от климата). Безо всего остального человечество вполне воспроизводится и воспроизводилось тысячелетиями.
И всеобщая грамотность - не является "объективным интересом": если люди станут безграмотными в массе, спустя какое-то время, когда закончатся переходные процессы, они снова будут воспроизводить себя; безграмотных - но себя.
>> Почему в таком случае не упомянуты интересы ПРОШЛЫХ индивидов? - ведь они хотя бы ОБЪЕКТИВНО существовали.
> Объективные интересы - это "пространство целей и потребностей".
И эти цели и потребности есть не только у будущих, но и у прошлых поколений. При этом у прошлых - они даже более объективны; мы не можем повлиять на них, даже если бы хотели.
> Если объективно существующие индивиды сговорились бы вдруг все и перестали рожать детей, то никакое пространство не помешает им этого сделать.
> Но они не могут сговориться, чтобы воспроизводство само при этом как-то продолжалось - пространство объективно, ничего с ним не поделаешь.
Зачем "сговариваться"? Интерес есть уже на уровне индивида, как Вы писали. И поэтому если Петя + Маша не родят Колю и Юлю (для чего достаточно нежелания одного из них), то никаких "интересов Коли и Юли" в будущем не будет.
> Будущие индивиды должны появиться, поскольку воспроизводство непрерывно и иным быть не может.
Никому они ничего не должны. И ныне живущие Петя + Маша тоже этого не "должны". Могут родить, а могут не родить.
На этот счёт есть китайская сказка, из книги "Двадцать четыре примера сыновьей почтительности". Называется "Ради матери закопал собственного ребёнка":
<<<
Во времена правления династии Хань жил-был Ко Кеу. Его семья жила очень бедно, а у него был трёхлетний сын. Обычно мать Кеу отдавала малышу немного своей еды. Однажды он сказал об этом своей жене: "Мы так бедны, что не можем даже помогать моей матери. Более того, часть её пищи съедает наш ребёнок. Почему бы нам не закопать этого ребёнка? Возможно, дети будут у нас и ещё, а если мать умрёт, то она уже к нам не вернётся".
Жена не посмела перечить. Но, выкопав яму, на дне Кеу внезапно увидел сосуд с золотом. На этом сосуде он прочёл надпись, которая гласила: "Небеса даруют это золото Ко Кеу, почтительному сыну своей матери. Да не будет оно ни конфисковано властями, ни отнято людьми".
<<<