От Мак Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 07.05.2007 17:50:34 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Технология захвата власти: революции "оранжевая", "березовая"?

УГРОЗЫ

Технология захвата власти
ЕСЛИ ПОЙДЕТ ОГОЛТЕЛАЯ ДЕМОНИЗАЦИЯ ПУТИНА, ВЫ ПОЛУЧИТЕ «БЕРЕЗОВУЮ» РЕВОЛЮЦИЮ

На выборах 2002 года за блок «Наша Украина», который возглавлял Виктор Ющенко, проголосовало не более 24% избирателей. По всем социологическим опросам в 2004 году выходило, что больше 23-25% избирателей за кандидата в президенты Ющенко голосовать не будет. Поэтому для обеспечения его победы применялись особые приемы обработки массового сознания. О сущности этих приемов и о том, какие уроки нам следует извлечь, рассказывает украинский психолог и политолог, главный эксперт Фонда международной безопасности Алексей Мартюшев.



- Как строили пропагандистскую кампанию сторонники Ющенко?

- Его кадры прошли полуторагодичное обучение по организации предвыборной агитации и работе с избирательными комиссиями. Тихо, незаметно, на американские деньги. Собрали около двухсот психологов, опытных преподавателей и произвели весьма успешное психологическое программирование.

- В чем оно выражалось?

- Им внушали следующее: «Вся страна смотрит на вас. Весь демократический мир смотрит на вас! От вас и только от вас сейчас зависит судьба Украины. Если вы сделаете то, что мы вам поручаем, Украина будет спасена. Народу нет житья от этой банды!» Я уж не говорю о том, что призывы «закрыть собой амбразуру» апеллировали к нашему коллективному бессознательному и, естественно, вызывали во многих душах горячий отклик. Параллельно же утверждалось, что будут страшные, чудовищные фальсификации. Дескать, все заранее спланировано, чтобы сорвать победу «нашего кандидата».

И эти настроения разносились по глубинке. Приехав после обучения в свой район, специалист выступал перед аудиторией в пятьдесят-шестьдесят человек. Причем выступал не пятнадцать минут, а по пять-шесть часов подряд! И внушал им, что весь мир смотрит на них... Они, в свою очередь, ехали к себе в села и накачивали односельчан. А нужно учесть, что на людей из глубинки такие речи действовали особенно сильно, ведь их уже лет 12 никто никогда не собирал, про них все забыли. И люди утрачивали способность критически мыслить.

- Неужели их не смущал, так сказать, американский след в биографии Ющенко?

- Нисколько. Для населения западной, да и центральной части Украины это не аргумент. Ну и пусть шпион! Человек так зарабатывает деньги. Чего не скажешь о моральном облике другого кандидата. Поэтому сторонники Ющенко даже не пытались раскручивать линию «Янукович – москальский шпион», а сразу начали вдалбливать, что он бандит. Расчет оказался верным.

Также был просчитан эффект от заявления Ющенко, что он – кандидат от народа. Если Янукович, поначалу считавшийся кандидатом от партии власти, собирал, как и положено, съезд, то Ющенко примерно за полгода до выборов собрал на певческом поле 150-тысячную толпу. Ющенко устроил для них целое шоу, искусно пользуясь христианской символикой и евангельскими образами. Что, естественно, тоже воздействовало на массовое сознание.

- Поясните, пожалуйста.

- Он явился перед аудиторией, прямо как Иисус Христос вошел в Назарет. Люди бросали ему под ноги цветы, к нему тянулись тысячи рук. Когда Ющенко поднесли хлеб-соль, он разломил хлеб на куски и стал раздавать толпе, имитируя евангельскую раздачу хлебов. Потом изображал наложение рук и очень характерно обращался толпе, называя ее «мой народ». Он говорил, что наши деды и прадеды смотрят на нас с небес и ждут нашей победы...

Вообще все было очень театрально. По краям группа поддержки, сзади, на некотором отдалении – свита. Ющенко бросает в толпу какую-нибудь фразу, выдерживает паузу. Группа поддержки начинает одобрительно кричать, заводя всех остальных. Возникает эффект толпы, и даже нейтрально настроенный человек вовлекается в переживания масс, заряжается их эмоциями. И все это на фоне флагов, цветущих, благоухающих деревьев, в прекрасную весеннюю пору...

- Расскажите подробнее о приемах манипуляции массовым сознанием, которые были использованы на Украине.

- Главное – создать правильный эмоциональный фон. «Это есть наш последний и решительный бой». Поэтому искусно использовался протестный потенциал. Изо дня в день люди получали небольшую порцию психологического яда. Вначале им внушали нечто абстрактное, вроде: «они жируют, а твоя жизнь пропадает», «он бандит, а ты его терпишь», «вон бездельники как живут, а ты горбатишься»... Затем настал момент определить объект недовольства. Им, естественно, оказалась «бандитская власть».

Но все равно полной уверенности, что это сработает, не было. Ну а дальше начались еще более интересные вещи. Уже во время выборов вдруг по Министерству образования пошли приказы снимать студентов с занятий и отправлять на манифестации в поддержку Ющенко. Потом дошло дело и до школ.

А тут еще водители маршруток вдруг объявляют, что для тех, у кого на рукаве оранжевая повязка, проезд будет бесплатный. Естественно, все надели оранжевые повязки.

Вообще оранжевые повязки были в Киеве повсюду: на деревьях, везде. Даже у собак на хвостах! Пошла сильнейшая эмоциональная волна, и многие люди, не имея сил идти против течения, начали примыкать к «оранжевым». Постепенно на Майдане собралась полуторамиллионная толпа.

- А сам по себе оранжевый цвет тоже, наверное, был выбран не случайно?

- Конечно. Вы только представьте себе: все такое темное, зимнее, мрачное, а тут – оранжевые пятна. Как воспоминание о солнце, о весне, когда предвыборная кампания Ющенко так эффектно начиналась. Естественно, возникало много положительных эмоций. В то же время оранжевый цвет достаточно агрессивен. Люди настраивались наступательно.

Но главное было не это.

- А что?

- То, что удалось собрать такую огромную толпу и вызвать у нее мощный духовный подъем. С одной стороны, людьми владело ощущение безнаказанности и безопасности, а с другой, возникло чувство небывалого единения. Наши люди ведь так истосковались по единству, а тут было ощущение, что все объединились против бандитов за хорошего человека Ющенко.

- И люди позволили собой так грубо манипулировать?

-Я же говорю, людей вгоняли в измененное состояние психики. Не последнее место в обработке людей занимала и весьма специфическая манера речи «оранжевых». Это была жестко структурированная речь, построенная на восходящих интонациях, когда все категорично и однозначно, много повторов. Контраргументы они пропускали мимо ушей, а продолжали безапелляционно твердить свое. Неискушенная публика утрачивала способность критически оценивать происходящее. Разве может нормальный взрослый человек поверить в то, что Ющенко получил 6 тысяч (!) смертельных доз диоксина и при этом продолжает жить, выступать, бороться за президентское кресло? А тут люди верили и очень его жалели.

- Говорят, даже спустя полгода после победы «оранжевых» киевские психбольницы были заполнены «жертвами Майдана».

- Да, достаточно много людей, находившихся на Майдане, не выдержало психических экспериментов и после эйфории впало в тяжелую депрессию. Массовое беснование – а именно так оценивали происходившее на Майдане православные киевляне – даром не проходит.

- Вспоминаю, как развивались события на Украине, и думаю, что вообще-то все это не очень вяжется с понятием «выборы»...

- А это и не были выборы! Это была технология захвата власти под видом выборов. И такая технология вполне может быть применена снова в каком-нибудь другом месте.

- Например, в России?

- А почему бы и нет? Посмотрите, как определенные силы стараются сейчас объединить протестную энергию и направить ее против верховной власти.

- Какие технологии могут быть применены?

- Прежде всего десакрализация и демонизация власти. На Украине началось именно с этого. Раньше президент был неприкосновенен. Плохие были все, кроме него. В случае чего он «просто не знал», «ему не доложили». А тут вдруг стало можно жечь портрет президента, плевать на его фотографию, и никому за это ничего не делали... Ну а затем начался этап демонизации. Президента Кучму в печати открыто называли бандитом, убийцей, и опять обидчикам все сходило с рук, а в массовом сознании откладывалось то, что было нужно манипуляторам.

- Но если кто-то назначен абсолютным злом, то должно быть и абсолютное добро...

- Совершенно верно! Это неотъемлемая составная часть данной политтехнологии. В массовое сознание внедряется мысль, что народ ни в чем не виноват. Власть ужасная, а народ белый, пушистый, великий. Это льстит самолюбию обывателя. Тем более что гораздо легче переложить вину на другого, чем искать недостатки в себе.

Очень важно и то, как лепится образ лидера. Продвигаемый кандидат от «хорошего народа» преподносится не просто как умный, компетентный руководитель, а как квинтэссенция абсолютного добра. Он – спаситель, избавитель от плохой, поганой власти. Мессия. Вот почему эксплуатируются евангельские образы и символы.

Соответственно, любой, кто против нашего идеального кандидата – недочеловек. Я не преувеличиваю! В ходе избирательной кампании противников Ющенко прямо называли недолюдьми, неполноценные людьми.

Используется прием жесткого противопоставления. Никаких полутонов, контраргументов, беспощадное психологическое подавление противника.

- А для чего изображать народ «белым и пушистым»?

- Когда имитируется народная революция, необходимо всячески подыгрывать народу. Киевлянам, например, постоянно внушалось, что они прекрасные люди, а «бандитская власть» заставляет их красть, убивать, насиловать. У тебя забирают деньги, а ты молчишь. У тебя забирают будущее, а ты молчишь. Сколько можно молчать? Поднимайся, великий народ!

- Я вижу, эксперты под руководством сына Бжезинского, судя по всему, внимательно проштудировали книги русских патриотов об особенностях нашего менталитета...

- О, да. Но такой обработки народа для захвата власти недостаточно. Нужно собрать большую массу людей в одном месте. Желательно в столице, рядом с органами власти: Кремлем, администрацией президента и т.п. Когда же толпа собрана, ее надо удерживать как можно дольше. И обязательно должна быть подача иллюстративного материала. Причем особым способом.

- Каким?

- Во-первых, надо показывать всю эту огромную людскую массу единой. А во-вторых, обязательно следует демонстрировать лица крупным планом. Для этой цели ставится большой «телевизионный глаз» и изображения, которые он ловит, проецируются на большой экран. В результате происходит интересная вещь. Что обычно делают люди, когда видят, что их снимают?

- Улыбаются, приветственно машут рукой...

- Вот именно! Они надеются, что их покажут по телевизору на всю страну. Для многих это ведь заветная мечта. Поэтому они стараются выглядеть как можно привлекательней.

Телезрители же видят в новостях огромную сплоченную толпу, а потом – множество улыбающихся лиц. Куда бы камера ни повернулась, везде счастливые улыбки. Кадры идут вперемежку, и возникает иллюзия, что перед тобой полтора миллиона радующихся людей. Это оказывает колоссальное притягательное воздействие на телеаудиторию. Телезрители еще не определились в предпочтениях, а тут им показывают тех, кто уже принял решение и неимоверно счастлив. «Значит, они правы! Разве можно заставить такую большую толпу насильно веселиться? – думает человек. – Нет, наверно, они знают что-то такое, чего я просто не знаю».

Кроме того, на мощный эмоциональный видеоряд шла накладка грамотно составленных текстов, типа «народ с Ющенко!», «его поддерживают сводные армейские части такого-то батальона, работники такого-то завода».

Очень помогало манипулировать сознанием людей и их долгое стояние на морозе.

- Что Вы имеете в виду?

- Горожане не привыкли долго находиться на свежем воздухе. А тут люди часами стояли на площади, скандировали лозунги, дышали полной грудью, находясь в эмоциональном возбуждении. Естественно, это приводило к гипервентиляции легких. Что, как известно, способствует впадению человека в транс. Когда человек в трансе, он становится невосприимчив ко многим посторонним раздражителям, а в фокусе его внимания оказывается «спаситель». Он что-то говорит, ты начинаешь перенимать его манеру, и потом уже бессознательно подражаешь его интонациям, жестам, повторяешь высказывания, мысли. А потом при определенных условиях эта связь срабатывает вновь, и ты уже не принадлежишь себе, а действуешь по заложенной в тебя программе.

- Толпа, в основном, состояла из киевлян?

- Наоборот. Большинство было приезжих.

- Но их же нужно было где-то расселить?

- Все было учтено. Задействовались школы, в которых на время выборов прекращались уроки. Было найдено много наемных квартир.

- Но это же невозможно без содействия местной власти!

- Конечно. Я потому и сказал в самом начале интервью, что Янукович был техническим кандидатом. Ющенко – проект Кучмы, без соучастия Кучмы провести Ющенко на пост президента не удалось бы. На самом деле выборы на Украине очень напоминали августовский путч 1991 года, приведший к разрушению СССР.

- Можно ли было воспрепятствовать успеху «оранжевой революции»? И если да, то как?

- Останавливать такие вещи лучше, когда раскачка протестных настроений только начинается. Но, конечно, если бы в Киеве – а решалась судьба Украины именно там – часть народа сплоченно выступила против демонизации власти, тогда не удалось бы создать иллюзию, что народ за Ющенко, и план «закулисы» провалился бы.

- Опыт «оранжевой революции» может быть перенесен в Россию?

- Безусловно.

- Что можно сделать, чтобы не допустить повторения «оранжевого» сценария?

- Нельзя допустить консолидации протестных масс против президента. Если возникнет противостояние «народ – президент» и пойдет оголтелая демонизация Путина, вы получите «оранжевую» или «березовую» революцию.

Следует четко заявить, что власть неприкосновенна. Какие-то ее действия можно и нужно критиковать, но революция – ни «оранжевая», ни «березовая», ни «гусиная», никакая – России не нужна.

стр.10 // ШИШОВА Татьяна

Наше время № 41 от 07-13 май
http://www.gazetanv.ru/article/?id=747