От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 29.03.2007 13:17:42 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Об острове Роднянского

http://shao-s.livejournal.com/126186.html
<<<
Об острове Роднянского

Всё-таки, несмотря на широкополосный интернет и прочие радости прогресса, из контекста нашенской «современной культуры» я основательно выпал. Тем сильнее оно бъёт, когда настигает.
Сегодня, в промежутках между нарезкой мозгов и обсчётом статистики, наткнулся на потрясающую новость: Александр Роднянский приступил к съёмкам фильма по роману «Обитаемый остров». Приезжая в Одессу, я видел кой-чего из его свежих творений, оттого сегодняшнее известие ввело меня в полный ступор. Прокашлявшись и прийдя в себя, полез в интернет, изучил сопутствующую информацию, по итогам чего сформировался нижеследующий текст. Перед чтением два замечания: не совсем уверен, что его стоит читать тем, кто не читал в своё время «Остров»; совершенно уверен, что его не следует читать тем, кто не выносит абсцентной лексики.

Боевой Мудозвон
1
Шура! Не касайтесь своими лапами
хрустальной мечы моего детства!
И. Ильф, Е Петров. «Золотой телёнок»

Все б%%ди в глубине души считают себя честными женщинами, попавшими на панель в силу непреодолимых обстоятельств. И те б%%ди, которым удаётся сделать карьеру, старательно доказывают себе, что прошлого не было: мало найдётся столь же ханжески-моральных людей, как они. Среди б%%дей такие «выбившиеся в люди» называются «мамашами», а в сфере искусства – «продюсерами». Ярким представителем этого прош%%%%%вочного племени является Роднянский: наторговав п%%%ой вразнос («Моя прекрасная няня», «Бедная Настя», «День рождения буржуя») он захотел доказать, что может снять Настоящее Кино. Как сифилитик, из инстинкта самосохранения, считает всякую новую язву «случайным раздражением», так и Александр Роднянский посчитал «9-ю роту» случайной не-вполне-удачей, и пошёл на второй заход. Под эту х%%ту он согнал отборных му%%%онов русско-украинского экрана. Открываешь сайт фильма – а там, в «Героях», вся примелькавшаяся до проблёва боевичковая п%%%братия, с неистребимым Гошей Куценко во главе.

Другой н%%%%%енный маркетинговый ход: «Исполнителей главных ролей тщательно оберегают от общения со СМИ и даже держат их имена в секрете». При этом не менее тщательно организуя утечки имён в прессу: зл%%%чий призрак «Белого орла» всё так же кружит над нашей грешной территорией.

Ну и конечно, конечно фильм порубят на две части. Ясен х%%н, в первой н%%%я не будет действия – только пейзажи да пластические позы; а х%%и ж не заставить му%%ов-зрителей раскошелиться два раза, они ж всё равно не утерпят? Вот тут хочется спросить: со времён выхода «Perils of Pauline», где впервые появился маркетинговый ход «To be continued», прошло уже сто с ли%%%м лет. Вы, б%%%ь, гениальные продюсеры! Можете хоть что-то поновей придумать?
И нет бы Роднянскому отп%%%%%ться на каких-нибудь «Обожжённых зоной» или «Варёном против Бешенного». Не-ет. Всякая погань хочет, если уж самой не подняться, то вывалять в своём говне что-нибудь стоящее. В этот раз под раздачу попал «Обитаемый остров» - книга у Стругацких, прямо скажем, не самая гениальная. Но по сравнению с тем, что выжимает из заменяющей ему мозги х%%%и Роднянский, это как писульки Моцарта рядом с бессмертными творениями Миши Шуфутинского.

2
Даг хочет походить на еврея.
Но из него, б%%%ь, такой еврей, как из меня бабуин!
«Snatch» в переводе Дмитрия Пучкова.

Известно, что и «Дьявол в мелочах», и «Мастер виден по деталям». Потому я, стараясь соблюсти научность подхода к проблеме, полез в детали и мелочи, чувствуя себя проктологом и прозектором одновременно. Как давал понять журналюгам сам Роднянский, он хочет сохранить дух книги, экранизировав её как можно ближе к тексту. Потому подход к деталям тут безусловно показателен.
Начнём с таинственных исполнителей главных ролей.
Всякий, кто читал «Остров», сразу поймёт, насколько близка к образу Рады Гаал вот эта соска – фотомодель Юлия Снигирь:



Сразу видать, для попадания в «самый ожидаемый фильм» нынче не надо актёрских талантов. Достаточно быть просто небрезгливой.

А вот этот сладкий парниша по имени Пётр Фёдоров - Гай Гаал:



С этими пидорски-гламурными усиками-бородкой – ну просто вылитый офицер спецвойск, надежда и опора правящего режима. Мне, правда, он больше напоминает гибрид провинциального Мефистофеля начала прошлого века и персонажа порнографических открыток того же периода. Но, разумеется, это всё грязные инсинуации не понимающего Высокого Искусства провинциала.

Фотки Василия Степанова, исполнителя главной роли, пока не нашёл. Видать, обнародование %%ала Максима Каммерера должно стать промежуточной сенсацией на нелёгком рекламном пути. А то ведь до 2009 года забудут о гениальном творении, сукины дети.
Ещё в фильме будет аж 15 танков Т-60. С поправкой на привычное долбо%%ство журналистов примем, что это не снятый с вооружения в 1946-м Т-60, единственный аутентичный экземпляр которого сохранился в Финляндии, а до сих пор стоящий на вооружении многих армий Т-64. И восхитимся, с какой буквалистской точностью посредством этих пятнадцати танков будет передана одна из ключевых сцен романа:

«Внизу - рукой подать - оказался широкий проход между холмами, и по этому проходу, вливаясь с покрытой дымом равнины, сгрудившись, гусеница к гусенице, сплошным потоком шли танки».

Где-то я подобное видел... А, б%%%ь, ну как же! Спектакль «Аида»: Радамеса собирают в поход, на сцене стоят пятеро воинов в шлемах, а ещё тридцать тысяч нарисованы сзади на ширме.

Да, скажут критики, денег не хватило. Разве ж на танки напасёшься? Ну конечно, не хватило: из бюджета в 25 миллионов баксов 10 будет потрачено на рекламу, а остальное – на сам фильм. Где ж тут уложиться? Кстати, а чего затормозили-то на полпути, почему на рекламу только 10? Неужели эта замечательная методика попила бабла не справится с большей суммой? Дали б на рекламу 20 лимонов из 25-ти – вот это я понимаю, это был бы нев%%%%%но новый маркетинговый подход к кино. Почти уверен, что успех картины был бы куда большим: фильм-то всё равно хуже сделать трудно.

Ну и по мелочам, в которых, как в каплях, отражается всё, что творится под крышей у Роднянского с Бондарчуком. Цитата с сайта фильма: «Русский космический корабль, пилотируемый Максимом Каммерером». Интересно, эти двое насчёт трусов и крестика анекдот слыхали?

3
Марксизм – это попытка вместить
весь мир в очень маленькие головы
Мераб Мамардашвили.

Ладно, с мелочами понятно – теперь о том, к чему они приводят. О «контексте», так-скать.
Что было главным в романе? Противостояние честного, доброго и отзывчивого землянина Максима злобной и подлой социальной системе. Максим таков, потому что он из «мира Полдня» - коммунизма в наивозможно травоядном выражении. Это становится источником всех сюжетных конфликтов и главной пружиной действия.
Однако с момента написания книги прошло уже 40 лет, изменились не только времена, но и нравы. То, во что в 60-е верили единицы, теперь высмеивают миллионы. Теперь заманчивой перспективой и светлым будущим является не «мир Полдня», а мир «Хищных вещей века». А Саракш из «Острова» - необходимый и неизбежный этап, через который в сверкающее потребительское завтра богоданная власть ведёт свой добрый народ. Потому, как заявил сам Роднянский, «Мира Полдня у нас в фильме не будет». А что тогда остаётся от сюжета и идеи произведения?

Вот, скажем, ещё одна ключевая сцена, где писателями показана мерзость всевластной тайной полиции и лично одного из главных негодяев: ротмистр Чачу заставляет Максима расстрелять женщину, возможно помогавшую борцам против законного правительства. Террористам, на сегодняшний лад. И это Роднянский будет впаривать аудитории, у которой национальными героями являются капитан Ульман и полковник Буданов? А одновременно всё тот же отрицательный подлец, цинично растоптав самые светлые чувства главного героя, произвёл внедрение агентурного источника в террористическую группу. И этот эпизод будут пытаться окрасить в отрицательные тона? Там, где конкурс в Академию ФСБ больше, чем на любой факультет МГУ? И так далее, и так далее.

Главный герой сам участвует в терактах, бежит из-под стражи во враждебные сопредельные страны: бывшие провинции, отделившиеся после величайшей геополитической катастрофы – распада Империи, и оттуда ведёт подрывную деятельность против сохранённого ядра Великого государства. Нелегально возвратившись, продолжает вредить: ему не нравится система правительственного вещания, целенаправленно дважды в сутки дающая позитив; в итоге – разрушает законную и поддерживаемую 95-ю процентами электората вертикаль власти.

Последний абзац – это я больше в шутку. А если всерьёз – то принципиальной разницы между отрицательными героями романа и сегодняшней аудиторией фильма нет. И как между ними вогнать героя положительного – решительно неясно. Роднянский это понимает, иначе насчёт отсутствия «мира Полдня» не высказался бы. Но на чём тогда делать кассу? Противостояние идеологий убрано режиссёром и продюсером, проивостояние личностных ценностей явно большого отклика не получит. Остаются стрельба и спецэффекты.
Однако что-то я сомневаюсь, что по этому параметру «Остров» сможет конкурировать с постоянно обращающейся на рынке голливудской продукцией, где только на спецэффекты тратится в 2-3 раза больше, чем у Роднянского на весь фильм.
В общем, кажется мне, что на выходе образуется ещё одна х%%та типа «Волкодава», только с автоматами вместо мечей и радиацией вместо заклятий. А главным аргументом в конкурентной борьбе будет то же, что у машины "Волга": не "купите наше, потому что оно лучше", а "купите, потому что оно наше".

Оно бы и ладно – но жалко хорошую книгу.

P.S. Кинокомпания «Сварог-фильм», производитель сериалов «Спецназ» и «Русский спецназ» начинает съёмки фильма «Жук в муравейнике» по одноимённому роману братьев Стругацких.
Просто нет слов...

P.P.S. Фотографии главного героя тоже нашлись. Гламур на марше.


<<<