Доклад Г. Ю. Семигина на заседании Народного правительства 12 февраля 2007 года
Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2006 году
Доклад Г. Ю. Семигина на заседании Народного правительства 12 февраля 2007 года
В прошлом году в стране произошли некоторые улучшения по ряду направлений развития. Отмечается рост валового внутреннего продукта, есть улучшения в развитии промышленности. Увеличились инвестиции, имеет место небольшое снижение инфляции. Отмечаются отдельные позитивные сдвиги и в социальной сфере: выросли зарплаты, пенсии, пособия, в целом имеется рост денежных доходов в среднем на душу населения. Есть определенные успехи в реализации приоритетных национальных проектов.
Между тем нельзя не замечать, что на фоне отдельных улучшений по ряду направлений в целом коренных и качественных изменений в экономике и социальной сфере за последний год не произошло.
Народное правительство предложило альтернативный социально-экономический курс, лейтмотивом которого стало восстановление справедливости во всех сферах жизни. Сегодня на его основе мы намерены выступить с целым рядом новых социальных инициатив в интересах российского народа. Остановимся на анализе того состояния, в котором находится наша страна по итогам прошлого года.
Первое.
Не удалось существенно нарастить темпы экономического роста. И хотя рост ВВП в 2006 году оказался на 0,4% выше, чем в 2005 году, он остается существенно ниже роста, достигнутого в 2003–2004 годах. А самое главное, нынешних 6,8% роста ВВП категорически не хватает не только для качественного экономического рывка, но и для обещанного удвоения ВВП к 2010 году. При этом основной движущей силой роста ВВП стали: растущий жилищный сектор экономики, увеличение объема выпуска низкотехнологичной продукции, рост в сырьевых отраслях, а также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.
Второе.
По сути, не удалось преодолеть замедления роста в промышленности в 2005 году, когда темпы роста промышленного производства сократились наполовину по сравнению с 2004 годом (с 8,3% до 4%). В прошлом году промышленный рост оказался еще меньше – всего 3,9%. При этом нерешенной остается основная проблема отрасли – нет прогресса в модернизации основных фондов российских предприятий на фоне обострения конкуренции отечественной промышленной продукции с импортом.
Не произошло в прошлом году и заметных структурных сдвигов. Основной рост экономики и экспорта по-прежнему опирался на добывающие отрасли, что дает только формальный повод говорить о каких-либо успехах. Формируя государственный бюджет за счет добычи и экспорта сырья, мы лишаем перспектив будущие поколения россиян.
Третье.
Продолжается деградация сельскохозяйственного производства. Так, в 2005 году рост агропромышленного производства был в 1,5 раза ниже, чем в 2004 году, а в прошлом году зафиксирован рост всего на 0,3%. В стране продолжается сокращение посевных площадей и поголовья скота. Неуклонно снижается производство некоторых видов продукции. Все это происходит на фоне стремительно растущего импорта продовольствия.
Четвертое.
Немного лучше обстоит положение дел с ростом инвестиций. Здесь после некоторого замедления роста в 2005 году по итогам прошлого года наметились небольшие улучшения. При этом в 2006 году доля инвестиций в основной капитал в российском ВВП составила всего 13,5%. По этому показателю мы существенно отстаем даже от стран СНГ, где доля производственных инвестиций в ВВП составляет более 22%, не говоря уже об интенсивно развивающихся индустриальных странах.
Пятое.
По-прежнему крайне остро в стране стоит демографическая проблема. Так, в 2006 году численность населения России сократилась почти на полмиллиона человек. И хотя это на 200 тысяч меньше, чем в 2005 году, поводов для оптимизма не так уж много. Ведь по экспертным оценкам к середине века население России уменьшится до 100 миллионов человек.
По сравнению с 2005 годом в России незначительно увеличилась рождаемость и снизилась смертность, однако смертность по-прежнему превышает рождаемость в 1,5 раза (в 2005 году – в 1,6 раза), а в 17 российских регионах этот показатель гораздо выше и составляет от 2 до 2,5 раза. При этом смертность в России по-прежнему на 60-80% превышает европейские показатели.
Миграционная политика российского правительства остается крайне противоречивой, хотя само оно неоднократно заявляло, что без притока мигрантов России не выжить. Вопрос лишь в том, каких мигрантов, и ответа на него пока не последовало. В итоге к нам едут все, кто пожелает и куда пожелает, зачастую мало считаясь с интересами и потребностями россиян.
Шестое.
По итогам прошлого года немного улучшилась ситуация с безработицей, которая составила 6,1%, продолжив тенденцию последних лет по постепенному снижению этого показателя. Однако в стране самым высоким остается уровень безработицы на селе, и критический разрыв между деревней и городом в этом вопросе только нарастает все последние годы.
Седьмое.
Одними из наиболее болезненных в 2006 году оставались вопросы инфляции и опережающего роста цен.
В 2004 году официальная инфляция составляла 11,7%, при этом на 2005 год правительство России брало на себя обязательство удержать инфляцию в пределах 8%. Эта задача не решена ни в 2005 году (инфляция – 10,9%), ни в 2006 году (инфляция – 9%). Правительство России расценивает прошлогодний показатель как однозначную финансовую победу. Однако при ближайшем рассмотрении эта «победа» оказывается пирровой.
Сегодня инфляцию опережают не только рост цен и тарифов ЖКХ, но и увеличение стоимости минимального набора продуктов питания. Именно эти две статьи составляют основу потребительской корзины наименее обеспеченных граждан. И именно поэтому инфляция ударяет по бедным гораздо сильнее, чем по более обеспеченным слоям населения. Так, стоимость минимального набора продуктов питания выросла за 11 месяцев 2006 года на 9,2%, а рост тарифов на услуги ЖКХ составил 17,5%. Не ожидается кардинальных улучшений в этом вопросе и в 2007 году, когда по различным прогнозам тарифы на свет, газ, тепло и воду вырастут еще минимум на 15–17%.
Восьмое.
Среднемесячная начисленная зарплата выросла в 2006 году на 25%, что на 1,4% выше аналогичного показателя 2005 года. При этом сохраняются резкие диспропорции по отраслям и регионам. Например, зарплата в сельском хозяйстве составляет всего 46% от общероссийской, и в итоге более половины сельских жителей остаются фактически за чертой бедности.
Правительство России отмечает, что доходы на душу населения возросли в 2006 году на 10%. И забывает при этом, что в прошлом году оставался семикратный разрыв между доходами группы самых богатых и самых бедных. Причем этот показатель даже увеличился по сравнению с 2005 годом.
Если по количеству долларовых миллиардеров Россия уже вошла в первую пятерку государств мира, то по уровню зарплат и социальных расходов наша страна в 5–6 раз отстает от государств Евросоюза. В итоге доходов 85% россиян хватает только на самое необходимое, а более 20% балансируют на грани выживания. А значит, в объявленной борьбе с бедностью успехов попросту нет.
Не лучше обстоят дела и с ростом пенсий. Прибавка в сто рублей с 1 сентября 2006 года многими пенсионерами воспринималась как издевательство. Так, средняя трудовая пенсия в России по итогам 2006 года составляет 82 евро, что в 27 раз меньше, чем в Австрии, в 14 раз – чем в Финляндии, в 12 раз – чем в Германии, и так далее.
Сегодня абсолютному большинству пенсионеров приходится несладко. В 2006 году 38% пенсионеров жаловались социологам на снижение своего жизненного уровня, и лишь единицы говорили о его улучшении. 42% людей старшего поколения всерьез опасались, что в ближайшие 2–3 года жить им станет еще тяжелее.
Год реализации национальных проектов – первые итоги
Анализируя итоги 2006 года, нельзя не сказать о первых результатах реализуемых правительством России так называемых приоритетных национальных проектов. Уже сейчас видно, что ход их реализации все больше напоминает раздачу бюджетных средств, чтобы хоть как-то смягчить общественное недовольство реальным состоянием дел в стране и регионах, наиболее значимых отраслях и сферах. То, что громко называется национальными проектами, на деле нередко оборачивается латанием огромных дыр миниатюрными заплатками. Судите сами.
Старт национального проекта «Доступное жилье» ни на йоту не приблизил большинство россиян к решению одного из самых острых вопросов – обеспечения нормальным жильем. Зато сразу после его объявления цены на строительные материалы взлетели в 2–3 раза. В стране по-прежнему практически не появляется действительно доступного жилья, в котором нуждаются люди: строительная промышленность многих регионов к этому не готова, а мер по ее ускоренному развитию не предусмотрено.
Из-за высоких процентов (от 12 и выше) и коротких сроков погашения (до 10 лет) до сих пор не работает система ипотечного кредитования. Не говоря уже о том, что для большинства россиян ипотечный кредит остается абсолютно недоступным ввиду их низких доходов. К тому же с каждым годом все больше возрастает число обманутых дольщиков, проблемы которых никак не решаются. Да и о чем вообще можно говорить, если целью проекта в 2010 году является обеспечение жильем только 30% российских семей, а проблемы оставшихся 70% не будут решены?
Идея здоровой России могла бы консолидировать нацию, но что сегодня в чистом виде мы имеем от национального проекта «Здоровье»? Увеличение заработной платы только медицинским работникам первичного звена повлекло за собой фактическое уничтожение специализированной медицинской службы, поделило медиков на «приоритетных» и всех остальных.
Между тем ежегодно от болезней, неквалифицированной и несвоевременно оказанной медицинской помощи страна продолжает терять около миллиона своих граждан. Наиболее опасными признаются сердечно-сосудистые заболевания, тромбозы, рак. При этом поддержка онкологической службы проектом «Здоровье» не предусмотрена.
Основные средства, выделенные по проекту, планируется направить на строительство 15 крупных медицинских центров, в то время как подавляющее число действующих больниц и поликлиник остро нуждается в переоборудовании и ремонте. Однако на это предусмотрена только десятая часть всех средств.
Много вопросов продолжает вызывать и ход реализации национального проекта «Образование». В его рамках правительство, по сути, ограничилось незначительным увеличением зарплаты отдельным категориям учителей, в то время как средняя зарплата учителя в стране остается существенно ниже среднероссийской. Точечная компьютеризация общеобразовательных школ вряд ли кого-то порадует, когда большинство школьных зданий требует серьезного ремонта, во многих случаях в классах остро не хватает мебели, учебников, простейших наглядных пособий. И, конечно же, 5 тысяч индивидуальных молодежных грантов на 11 миллионов старших школьников и студентов никак не решают проблему поддержки талантливой молодежи.
Национальный проект «Развитие АПК» также не оправдал ожиданий российских крестьян. Так, возможностями для развития в рамках проекта смогли воспользоваться только 2% фермеров и считаное число владельцев личных подсобных хозяйств. Нарастает экспансия импорта продовольствия, доля которого в общем объеме товарных ресурсов на внутреннем рынке достигла одной трети. Продолжается непрерывный рост цен на энергоносители. За последние 6 лет стоимость дизельного топлива и бензина увеличилась в 2,5 раза.
В сельской местности население по-прежнему остается не обеспеченным ни работой, ни нормальным заработком, ни доступностью социальных благ. Российская деревня продолжает тихо погибать.
По сути, все это говорит о провале заявленных властью приоритетных национальных проектов.
Развитие регионов
Нерешенными по итогам 2006 года оказались и многие проблемы в развитии российских регионов.
К развитым по-прежнему можно отнести менее трети российских регионов. При этом наибольший рост экономики и производства отмечается отнюдь не в наиболее депрессивных территориях, которые отстают в своем развитии все больше и больше. Отсюда вытекают нарастающее межрегиональное неравенство в уровне жизни граждан, кризис, а нередко и паралич социальной сферы целого ряда субъектов Федерации.
Кроме того, большинство российских регионов остаются финансово и экономически слабыми и почти полностью зависят от благосклонности федерального центра. При этом федеральный центр продолжает наращивать долю налоговых поступлений, которую он забирает себе. В 2006 году она уже достигла 70% при 30%, которые остаются регионам. В результате в нашей стране даже быть регионом-донором становится все более невыгодно: распределение бюджетных доходов абсолютно не соответствует необходимым затратам на осуществление отведенных регионам полномочий.
Финансовая политика
Досрочная выплата 22 миллиардов долларов внешнего долга Парижскому клубу кредиторов в прошлом году неизменно подавалась как пример удачного экономического решения. Между тем проблема долга только усугубляется. Так, Центральный банк впервые опубликовал сведения, подтверждающие, что за последние семь лет совокупный внешний долг России рос и на 1 января 2006 года составлял 258,5 миллиарда долларов. За первое полугодие 2006 года он подрос еще на 28,9 миллиарда долларов.
Между тем по итогам 2006 года федеральный бюджет исполнен с чрезмерным профицитом: почти в 2 триллиона рублей. На 1 февраля 2007 года в стабилизационном фонде по-прежнему заморожено 2 триллиона 647 миллиардов рублей. По объему золотовалютных резервов, составляющих на 1 февраля текущего года около 305 миллиардов долларов, наша страна уверенно занимает третье место в мире, уступая лишь Китаю и Японии.
В целом народно-государственные денежные накопления России составляют около 9,5 триллиона рублей. Эти громадные средства никак не работают на экономику и социальную сферу России, не приносят ровным счетом никакой пользы стране и ее гражданам. Более того, дивиденды от купленных на часть средств иностранных ценных бумаг в 3–4 раза меньше российской инфляции. В итоге государство несет огромные убытки: из-за инфляции только в стабилизационном фонде потеряно 600 миллиардов рублей, что втрое больше всех средств, выделенных на все национальные проекты.
Еще летом прошлого года Народное правительство рассмотрело вопрос о рациональном использовании народно-государственных денежных накоплений в интересах России и ее народа. Бессмысленному замораживанию и разбазариванию общенародных денег мы противопоставили четыре основных направления и реальные механизмы рационального и выгодного использования средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов. Напомню, что это:
– инвестиции в экономические проекты регионов (1 триллион 350 миллиардов рублей),
– модернизация социальной инфраструктуры (2 триллиона 350 миллиардов рублей),
– особые социальные выплаты, обеспечивающие значительный рост зарплат, пенсий, стипендий, социальных пособий и т.д. (1 триллион 350 миллиардов рублей),
– формирование стратегического резерва страны в виде живого капитала, работающего внутри страны и приносящего ей ощутимый доход (4 триллиона 450 миллиардов рублей).
Народное правительство будет всеми мерами добиваться реализации своих предложений по использованию средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов.
Что предлагает Народное правительство
Народное правительство совместно с партией «ПАТРИОТЫ РОССИИ» предлагает российскому обществу и народу целый ряд социальных и экономических инициатив.
Первое.
Мы по-прежнему твердо уверены в том, что в стране должен быть незамедлительно сменен нынешний социально-экономический и политический курс как крайне несправедливый, неэффективный, не отвечающий интересам российского народа и государства.
Второе.
Мы также абсолютно убеждены, что в нынешнем году в первоочередном порядке должны быть решены семь проблем-2007, обозначенные нами еще в сентябре прошлого года. Напомню, что это:
– справедливое перераспределение собственности в интересах российского народа и государства по предложенному нами абсолютно законному механизму,
– на основе этого – справедливое перераспределение доходов в пользу наиболее нуждающихся граждан как за счет получения гражданами дополнительных доходов от возвращенной собственности, так и за счет многократного увеличения зарплат, пенсий и социальных выплат, а также снижения налогового бремени на малоимущих,
– остановка роста цен и тарифов, в том числе за счет жесткого и прозрачного государственного регулирования тарифообразования в естественных монополиях,
– решение жилищной проблемы для всех россиян и обуздание тарифов ЖКХ,
– реальная забота о здоровье каждого гражданина России на основе мощной и высокоразвитой системы бесплатной медицины,
– возможность для каждого российского ребенка получить качественное и бесплатное образование всех уровней,
– реальный рост экономики при ее глубокой структурной перестройке, качественной модернизации промышленности и подъеме сельского хозяйства.
Третье.
Для решения этих неотложных общероссийских проблем необходимы значительные ресурсы, которые у страны есть. Именно поэтому мы подтверждаем выработанную нами и уже обозначенную ранее позицию по рациональному использованию народно-государственных накоплений, сосредоточенных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах страны.
Четвертое.
Народное правительство абсолютно убеждено, что давно настало время по-настоящему поддержать наше старшее поколение, перед которыми все мы находимся в огромном и неоплатном долгу.
В этой связи мы предлагаем:
– установить пенсии по старости в размере от 6 до 14 тысяч рублей,
– установить пенсии по инвалидности, потере кормильца на уровне прожиточного минимума в регионе,
– полностью освободить всех пенсионеров от платы за жилье и услуги ЖКХ,
– обеспечить всех пенсионеров бесплатными лекарствами и бесплатным медицинским обслуживанием,
– установить 50-процентную скидку на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) для пенсионеров и т.д.
Пятое.
Мы считаем, что государство обязано по-настоящему поддержать и российских матерей, реально помочь семьям с детьми. Для этого Народное правительство предлагает:
– довести среднюю зарплату по стране до 25 тысяч рублей уже в 2008 году,
– ввести единовременные выплаты в размере 300 тысяч рублей при рождении каждого ребенка, которые выплачивать матерям сразу и живыми деньгами,
– установить ежемесячное детское пособие для неработающих женщин в размере от 3 до 5 тысяч рублей,
– продлить оплачиваемый отпуск по уходу за детьми до 3 лет с его зачислением в трудовой стаж,
– обеспечить детскими садами всех желающих, а также ввести специальные целевые пособия на оздоровление детей,
– выдавать молодым семьям беспроцентный государственный кредит на приобретение жилья и списывать его на 25% при рождении каждого ребенка и т.д.
Шестое.
Народное правительство требует безотлагательно восстановить справедливость в межбюджетных отношениях:
– отказавшись от нынешнего распределения бюджетных доходов в соотношении: 70% – центру, 30% – регионам,
– ввести справедливое распределение доходов по схеме 50% – центру, 50% – регионам на ближайшие три года,
– по истечении этого срока перейти к системе: 40% – центру, 60% – регионам.
Седьмое.
Мы также предлагаем вернуться к нашим предложениям о формировании консолидированного бюджета страны от бюджета каждого человека, каждой конкретной семьи, их потребностей, их доходов и расходов.
Иными словами, мы предлагаем формировать бюджет всей страны снизу вверх и параллельно сверху вниз:
– от бюджета семьи и поселка, через бюджеты городов и регионов, вплоть до федерального бюджета,
– и обратно, вниз: от бюджета Российской Федерации до любой обычной семьи.
При таком подходе нам удастся не только устранить множество перекосов и неувязок, но и совершенно четко увидеть, почему:
– остро необходимо снижение тарифов ЖКХ на 76% как за счет отмены налогов, так и за счет ликвидации огромных потерь тепла и воды по дороге к потребителю из-за крайней изношенности коммунальных сетей,
– давно пора освободить от уплаты подоходного налога, налога на имущество и землю граждан, чьи доходы находятся на уровне прожиточного минимума.
Часть озвученных сегодня предложений уже нашла отражение в принятых нами и предложенных обществу документах на 2007 год:
– Основных направлениях социального и экономического развития Российской Федерации в 2007 году,
– Концепции альтернативной бюджетной политики Российского государства на 2007 год,
– Документе «Государственные денежные накопления. Об использовании стабилизационного фонда и золотовалютных резервов в интересах Российского государства и народа».
Все наши предложения сформированы исключительно в интересах российского народа и государства. И все они нацелены на скорейшую реализацию предложенной нами общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого!»