От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 02.04.2007 17:04:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

М. Росенко: Нищета российской идеологии (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10241676@SV_Articles

Нищета российской идеологии
Маргарита РОСЕНКО, доктор философских наук




Грош у новейших господ
Выше стыда и закона.
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона.
(Н. А. Некрасов)

Для чего мы живем?

За годы реформ в стране сформировалась некая специфическая социально-экономическая и духовная реальность неопределенного содержания, которому российские граждане никак не могут подобрать подходящего названия. Капитализм, которым в 1990-е годы радикал-реформаторы радостно обозначали тот обвал, который они создали своей антигосударственной и корыстной деятельностью, никого, кроме них самих, не вдохновил и не обрадовал. В настоящее время термин «капитализм» хотя еще и произносится, но не так громко, как прежде. Социализм же, который хотели бы вернуть из исторического прошлого не менее половины населения России, хотя и продолжает отрицаться руководящими структурами, но все чаще начинает упоминаться в связи с тем, что в нем было и нечто положительное. То вспомнят о героических победах в годы Великой Отечественной войны, то заговорят о необходимости планирования и соревнования, а то и концерт проведут под девизом «Песни из прошлого». В реформаторском-то репертуаре ничего вдохновляющего до сих пор не просматривается, а бесконечная любвеобильная тематика вкупе с американскими боевиками у населения спросом не пользуется.

Так и живем в полной идейной неопределенности в отношении стратегических целей и задач российского общества при активной практической деятельности небольшой части населения по личному обогащению. Происходит это на фоне государственной политики по вовлечению России во все более тесную интеграцию в мировое сообщество путем перекачки и перевозки природных ресурсов и капиталов в зарубежные страны. В этой ситуации стало привычным говорить об отсутствии в России современной идеологии вообще. А если еще ко всему этому добавить убогий идейный багаж российских чиновников, то получается маловразумительная и безнравственная картина нашего современного бытия, сопровождаемая усилиями СМИ по выкорчевыванию исторической памяти народа и снабжаемая избытком развлекательных программ, нередко далеких от норм элементарной морали.

Основной причиной такой ситуации является отсутствие внятной государственной идеологии, которая отражала бы объективные потребности развития общества как системы, служила бы духовным фундаментом идейных установок различных социальных групп. Российскому обществу крайне нужна такая идеология, которая была бы основана на выводах и обобщениях современных социально-экономических процессов, принципах морали, гуманизма, патриотизма, приоритетного значения труда. Но увы! У Российского государства не обозначено даже стратегическое развитие общества, не говоря уже о его социально-экономическом содержании. Национальные проекты, реализуемые в стране по инициативе президента, при всей их важности, не заменяют необходимости идейного определения направленности развития общественной системы как целого.

Однако идеологические структуры российской власти, кажется, совсем не озабочены ответами на вопросы: зачем и во имя чего живем, чего хотим достигнуть в жизни, какими способами собираемся решать внутренние и внешние проблемы и какова роль самих граждан в их решении, к какому общественному идеалу должны стремиться? Их вполне устраивает теория и практика монетаризма, который в погоне за прибылью игнорирует не только духовный аспект трудовой деятельности, но и сам труд, сводя управление социальными процессами к регулированию денежных потоков. Порочность такого подхода отчетливо проявилась в деятельности «Зураба Грефовича Кудрина» как наиболее последовательных монетаристов: бесконечные проколы с льготными лекарствами, с выплатами военным пенсионерам, с мизерными детскими пособиями и т. д.

Партийный вакуум

Прошедшие недавно в 14 регионах выборы мало что добавили к нашему идеологическому багажу. Предвыборные программы партий еще более отчетливо высветили слабость их идейных позиций, сведя перспективу развития общества лишь к перечислению отдельных неотложных вопросов нашей жизни и оставив при этом в стороне социально-экономическую основу, источники и технологию их реализации. Вряд ли, например, можно считать убедительной идейную платформу «Единой России», играющей ведущую роль в государственном управлении. Руководство этой партии неоднократно меняло свою политическую окраску. Объявляя себя центристами и исповедуя западный либерализм трех-четырехсотлетней давности, от которого уже давно отказались на самом Западе, «единороссы» пару лет назад вдруг заявили, что они являются партией консервативного толка. Но, видимо, не найдя достаточного количества единомышленников, они на последнем съезде выдвинули лозунг «суверенной демократии». Каково реальное содержание этого термина, которого нет ни в одном учебнике (даже на Западе) по политологии, можно только догадываться, исходя из практических результатов их деятельности. Например, из того, что по инициативе «единороссов» в Думе был принят закон о снятии порога явки избирателей для признания выборов состоявшимися. Или из того, что была ликвидирована в бюллетенях для голосования графа «против всех».

Представители «Единой России» неоднократно высказывались за ограничения прав граждан на шествия и митинги. Они даже не вспоминают о таких формах волеизъявления, как референдумы и др. И получается, что суверенность современной российской демократии состоит в том, чтобы быть подальше от народа, ограничивать его конституционные права. И уж какие там стратегические цели и идеалы, если лидер «единороссов» перед выборами пообещал в будущем обеспечить всех младших школьников бесплатным стаканом молока. И это происходит в одной из самых богатых стран мира. Остается только догадываться – помнит ли нынешнее российское руководство о своем назначении?

Ничего нового не появилось и в идеологическом багаже КПРФ. Критический настрой против возникшей в стране помеси капитализма с зачаточными элементами информационного общества еще недостаточен для выхода на решение стратегических задач, определения социально-экономической направленности дальнейшего развития России. Но возвращение социализма в его прежнем виде невозможно в историческом плане, а сам термин дискредитирован бывшим руководством страны. Задача коммунистов и патриотов состоит не только в очищении общества от мерзости и накипи, созданной главным образом по вине постоянно превышающей служебные полномочия современной «элиты», но и в том, чтобы увидеть ростки нового постиндустриального общества, объединив все прогрессивные слои населения для их укрепления и развития.

Многие элементы будущего общества уже вызревали в том социализме, который у нас был бездарно и безответственно уничтожен руководством страны. Для сохранения социализма как общественного строя его нужно было очистить от впавшей в застойное состояние партийной и государственной номенклатуры, от распространившейся догматической идеологии. Этого сделано не было, что и привело к дискредитации социалистической идеи как таковой. Восстанавливать прежний социализм в настоящее время – дело безнадежное, да и не нужное, но и до нового социализма только лишь на одной критической волне в отношении капитализма не доплывешь.

Справедливость выстрадана временем

Не останавливаясь на идейных платформах остальных российских политических партий, хотелось бы отметить позицию недавно возникшей «Справедливой России», которая, не вдаваясь в теоретические изыски современных социально-политических процессов, выдвинула требование справедливости в качестве ориентира дальнейшего развития российского общества.

По своему содержанию понятие справедливости в настоящее время является близким социалистической идее. Возникнув в глубокой древности как одно из нравственных качеств личности, оно отразило процесс становления человека, меру человеческого в самом человеке. По мере развития общества оно распространялось на все общественные процессы, становилось всеобщим, приобретало социальное содержание, противопоставлялось всем видам социальной безнравственности: насилию, угнетению, обману, корысти и т. д. Особое значение понятие социальной справедливости имело в истории русской общественно-политической мысли, а в современных условиях приобрело первостепенное значение для обоснования оптимальных путей возрождения страны, роста ее экономического и духовного потенциала, сохранения исторической памяти народа.

Носителем идеологии социальной справедливости является нарождающийся новый средний класс – класс профессиональных работников во всех сферах материального и духовного производства, обеспечивающий прогресс современного общества.

Успех партии «Справедливая Россия» на последних выборах свидетельствует, что идеология справедливых и честных отношений в обществе востребована широкими слоями трудового населения, поскольку она предполагает оплату по труду, определяет значение личности по ее вкладу в развитие общества, исключает двойную мораль, коррупцию, превышение должностных полномочий и другие негативные явления.

Сегодня социальная справедливость востребована как один из универсальных, общесоциологических и этических принципов организации общества. Именно она составляет идейную сущность идущего на смену капитализму и социализму нового информационного общества, включая в себя следующие основные требования: 1) наличие многоукладной экономики при ведущей роли госсобственности; 2) всеобщий обязательный труд и вознаграждение в зависимости от его количества и качества, социальная защита нетрудоспособных слоев населения; 3) демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; 4) государственное управление всеми социально значимыми процессами; 5) приоритетное развитие образования и культуры, особенно в сферах науки и нравственности.

Таким образом, общество социальной справедливости – это тип гражданского общества, характеризующегося более высокими показателями по сравнению с капитализмом и социализмом, имеющий общемировую направленность развития. Но социальная справедливость не есть нечто раз и навсегда данное. Она должна быть теоретически и экономически обоснована для каждого региона в соответствии с уровнем его социально-экономического развития, демографическими, национальными и другими особенностями. Она исключает уравниловку и предполагает соответствие между реальной ролью отдельных личностей и социальных групп в жизни общества и их вознаграждением. С позиций социальной справедливости рынок рассматривается не как самоцель и место для спекуляции, а в качестве механизма экономического регулирования общественных отношений.

Информационное общество, по пути которого в настоящее время идет человечество, не может быть не чем иным, как обществом социальной справедливости, и для этого сегодня имеются все необходимые предпосылки. Оно не требует тех невероятных паразитических расходов, которыми обременено наше современное пока безымянное общество. И пока российские чиновники не поймут это, России останется только латать дыры на своем кафтане, находясь на задворках капитализма. Ну а что касается либерализма, около которого млеют властные структуры, то он должен быть не диким, а современным, включающимся в требование социальной справедливости.