Актеры формируют главное средство управления чиновниками: предрассудки.
>Ага. . . не надо делать из наемных работников некую скрытую силу. Им
>платят - они пляшут.
Вы совсем уж примитивизируете. И очень зря.
Прежде всего обратите внимание:
- лицедеи-актеры появились задолго до капитализма. Все Средиземноморье усыпано полуразрушенными амфитеатрами, в которых жителям полисов актеры давали представления
- актерский талант в себе ценил человек, которому уж точно не нужны были деньги за выступления - император Нерон.
А теперь добавлю про связь с чиновничеством.
По соседству в реплике "Как быть с неоднородностью власти?" я назвал три управляющих стимула современного государства: 1) страх 2)деньги 3)собственность, которую можно передать по наследству.
Но это неполный список стимулов. В 18 веке Монтескье выделил очень важную особенность управления государствами. В государстве должностными лицами управляют с помощью предрассудков(я это называю образами, но использую термин Монтескье). Типа так или иначе трактуемых представлений о чести, долге, профессионализме, мужественности, ответственности, трусости, низости, подлости...
Эти представления формирует искусство. Прежде всего наиболее наглядное - сценическое(в современности включающее кино- и телевидение). Не то, чтобы власть брала и диктовала через сцену те или иные образы( хотя и до этого доходило - в частности в СССР)
Нет вопрос: что такое хорошо и что такое плохо - вечный. И люди на сцене, в книгах ищут ответ на него для всевозможных жизненных ситуаций. Актер, действительно, выступает, потому что ему платят. Но платят ему потому, что он так или иначе отвечает на вопрос, стоящий перед зрителем. Талантливое произведение искусства - это произведение автора, который уловил главные сомнения людей своей эпохи. И довел их до четко поставленного вопроса, на который можно отвечать только "да" или "нет". "Ревизор" Гоголя ответил на вопрос о нормах поведения чиновников Российской империи первой половины 19 века.
Это, кстати ответ на вопрос Durga: как лечить? - Искусством. Искусство таки способно изменять поведение чиновничества. Причем почти на всех этажах. И именно поэтому элита искусства, средств массовой информации - бывает весьма и весьма обласкана властью, приближена к ней. Власть понимает, что популярные деятели искусства, если им будет неприятна власть, - могут отнять у нее ее аппарат господства - чиновничество.
Когда у чиновничества нет альтернатив, когда служба - единственное место, где они могут заработать кусок хлеба, - тогда чиновники просто рабы. И искусство цены не имеет. Но вот когда возникает альтернатива того или иного
выбора места применения сил, того или иного поведения на каждом месте, - тогда роль искусства и СМИ резко возрастает.