От miron Ответить на сообщение
К Alexandre Putt
Дата 26.03.2007 13:56:32 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Раз уж Мирона упомянули... Наличка и безналичка

>Как средство учёта, а также стандартные функции денег в обществе (их 3-5, мера стоимости, средство обращения, средство накопления и т.д.). При этом, если не ошибаюсь, по Сталину денежное выражение не выполняет регулирующую роль (как в "рыночной" экономике), а только подчинённую.>

Я с Вами совершенно согласен. Вот небольшой текст в процессе подготовки.

ВОЗНИКОНОВЕНИЕ БЕЗНАЛА

Деньги есть нормализированная абстрактная собственность. Они нужны, чтобы нормализовать все виды собственности. Это первое. Второе в том, что нормализация не произвольна. Она подчинается определенным законам, а именно цифра должна быть стабильна и предсказуема. Участники обмена должны верить в стабильность цифры. Если вбросить цифру, как предлагает Игорь, то рынок немедленно отреагирует снижением уровня нормализации, то есть цены взлятят. Хотя зависимость нелинейна.

Безналичка не есть какое-то и чье-то изобретение. Это исторический факт. До начала 1-й пятилетки в СССР безнала практически не было. И все работало. Но со скрипом. Вспомните Золотого теленка. Вспомните Остапа Бендера - шантажом вырвав у вора миллион, он не может ничего на него получить. «Кто не работает - тот не ест» - система была построена так, что деньги заработанные и деньги украденные были разделены [1].

В годы НЭПа большевики попытались опровергнуть законы обращения денег. Они печатали деньги, не сообщая участникам рынка и запрещая переток денег. Крестьяне, не понимая, что идет социальный эксперимент, реагировали на основе законов Чаянова и экономикс. Они 1) прекращали сеять и 2) прекращали торговать.

Постепено советский эксперимент перешел к планированию и оказалось, что очень удобно отсечь деньги, которые используются для покупки средств производства от денег, которые используются для обмена товарами потребления. По сути в этом и была суть совесткого плана. Ресурсы централизуются и отделяются от потребления с помощью безнала, а потребление обслуживается скукоженным налом.

Чем это было удобно? Приведу пример из науки. В СССР прямое финансирование науки через академию наук СССР, где заседали и распределяли деньги самые выдающиеся ученые, и министерства, где таких ученых уже не было. Например, в советские годы для научной работы выделялось несколько тысяч рублей. Истратить выделенные деньги на себя было нельзя из-за разделения в СССР наличного и безналичного каналов денежного обращения. Итак, из-за безнала я деньги не мог распилить - на зарплату шла четко фиксированная величина. Остальное ученый вынужден был тратить на приборы и реагенты.

Сейчас распиливать выделенные деньги на себя стало возможным и прибыльным делом. Я сам в свое время этим занимался - ехал в Москву и предлагал членам экспертной комиссии, что если нашей лаборатории выделять 100 тысяч, то 50 тысяч наличными будут выплачены данному члену комиссии. Благо во времена ельцинского криминализма обналичивание не составляло большой проблемы.

Сейчас обналичить деньги стало труднее, но все равно есть масса лазеек. Поэтому, если все оставить как есть, то раковая опухоль нецелевого использования средств, выделенных на науку будет расти.

Лазейки есть и на Западе, но они перекрываются огромным значением репутации. Если ты распилишь грантовые деньги, а потом кто-то прознает, то ты конченый ученый.

Точно такие же были умные и директора предприятий. Они легко бы деньги распилили, если бы не отделение нала от безнала.

СУТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ НА НАЛ И БЕЗНАЛ.

Самое интересное, что безнал тоже мог быть в виде банкнот, но другого вида. А нал мог быть без банкнот в виде бартера или при помощи карточек. Банкноты делают деньги неотслеживаемыми. Карточки и банки делают деньги отслеживаемыми.

После Сталина безнал и нал все более удалялись друг от друга. Как пишет один автор в интернете, "послевоенный СССР закрылся от вторжения западной кредитно-финансовой системы государственной монополией внешней торговли, построив у себя трёхконтурную кредитно-финансовую систему, в которой:
а) первый контур - валютного обращения обеспечивал внешнюю торговлю в условиях государственной монополии на экспортно-импортные операции, что исключало непосредственное финансовое управление извне народным хозяйством СССР;
б) второй контур - безналичного рублёвого внутреннего обращения обслуживал систему производства в государственном и кооперативно-колхозном секторах экономики;
в) третий контур - наличного дензнакового обращения обслуживал систему розничной торговли и единоличной трудовой деятельности, хотя количество единоличников (частных предпринимателей) и объёмы производства ими товарной продукции и услуг были ничтожно малы по отношению к объёмам производства в государственном и кооперативно-колхозном секторах" [2].

После того, как СССР стал торговать с соцстранами, возник новый вид безнала, сэвовский рубль, а когда стали активно торговать с капстранами, то появился обеспеченный рубль. Хотя на бумаге все рубли имели одинаковое обеспечение, на деле оно сильно разнилось. Полное ликвидность имел только рубль для торговли с капсранами. Затем шел сэвовский рубль, так как для его ликвидности можно было использовать только товары, производимые в СЭВе. Затем шел наличный рубль, которые свободно колебался в зависимости от написанных правительством цифр. Меньше всего ценился безналичный рубль для рынка средств производства.

Такая организация кредитно-финансовой системы имеет много преимуществ, поскольку разобщённость контуров наличного обращения, обслуживающего личные и семейные потребительские потребности, и контура безналичного обращения, обслуживающего производственное потребление главным образом промежуточных продуктов, препятствует коррупции [3].

Автор вышеприведенного текста считает, что в принципе "ничто в кредитно-финансовой системе как таковой, построенной на этих принципах, не мешало допустить в неё и частных предпринимателей - тружеников, организаторов коллективной деятельности. Если бы при этом их личные семейные доходы, которые они могут потратить на личное и семейное потребление, были ограничены уровнем, исключающем возможность «беситься с жиру», и была бы гарантирована свобода инвестирования в общественно полезное производство, то в результате получилась бы куда более эффективная экономика, чем экономика любой из капиталистических стран; получилась бы экономика, выражающая иную - действительно общечеловеческую - нравственность и этику (в смысле единения людей на основе единых и общих для всех них нравственно-этических принципах)" [4]. На самом деле он не прав. Допущение частного предпринимательства немедленно бы привело к возможности борьбы частника с государством, как это возникло в годы царского режима, когда огромные деньги шли на финансирование революционного подполья [5].

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В большинстве случаев подобная кредитно-финансовая система функционирует в режиме снижения номинальных цен, что и и делалось при Сталине в виде снижения цен на товары массового потребления. В годы Хрущева из-за всеческих реформ и снижения профессионализма количество эмиттированных денег оказалось больше, чем товаров. В 1962 году оказалось, что написали цифр слишком много, и рубль незаметно девальвировали. Формально была деноминация 1/10, но отношение рубля к золоту снизилось. Если в 1950 году было такое соотношение рубля к доллару: 1 рубль : 0,222г золота, то в 1962 году не 1 к 2,22 г золота, а 1 руб к 0,987 г золота, то есть прошла скрытая инфляция [6].

Разделение нала от безнала минимизировало количество ситуаций, где взятка могла что-то решить. При нынешнем режиме, если капиталист решил построить для наживы дом - он начинает обходить чиновников и раздавать им взятки, чтобы выделили землю в центре города, чтобы закрыли глаза на нарушение санитарных норм, и еще по длинному списку увязок, разрешений и согласований. А при Сталине решение о строительстве дома принималось горсоветом, планировалось городскими архитекторами, реализовалась исполкомом, и целью их была не нажива, а забота о красоте города и удобстве людей. Нормы, согласно которым на каждого жителя должно приходится столько-то городских площадей и зеленых насаждений соблюдались свято [7].

Однако русский народ очень умен и он обошел денежный барьер придумав звятки услугами, ты мне, я тебе.

"Простым людям абсолютно все равно, какие меры принимает для искоренения коррупции тот, кто отвечает за порядок в стране (шах, царь, президент, король, генсек, султан, негус и т.д.) - главное, чтобы они были эффективны. Сталин же подбирал совершенно адекватные приемы воздействия на потенциальных коррупционеров. В уголовном кодексе были предусмотрены такие меры наказания, которые сурово предупреждали, что коррупцией заниматься - себе дороже обойдется. В общественном сознании книги и газеты, фильмы и радиопередачи формировали стойкое отвращение и презрение к коррупционерам - даже их близкие стыдились их. Зоркое око ОБХСС в любую секунду могло заметить, что гражданин такой-то, при зарплате столько-то рублей, уже третий раз покупает «Победу»" [8].

Не все знают, что Перестройка началась именно с развала денежной системы. В 1986 году количество циркулирующих наличных денег возросло на 6,1% по сравнению с 1985 годом, в 1987 на 7,8%, в 1988 - на 13,6%, в 1989 - на 19,5% [9].

Вывод такой. Денежные законы в СССР действовали, но с их стихийностью боролись путем разделения общей массы денег на сегменты, которые не могли перетекать друг в друга. Разделение нала и безнала никак не мешало развитию страны, но препятствовало перерождению властной элиты.

ЛИТЕРАТУРА

1 Трубицын А. 2006. Сталин и коррупция. Интернет против телеэкрана. http://www.contr-tv.ru/common/2099/
2 Трёхконтурная система дензнакового обращения СССР
http://jan-y.livejournal.com/102171.html
3 Трёхконтурная система дензнакового обращения СССР
http://jan-y.livejournal.com/102171.html
4 Трёхконтурная система дензнакового обращения СССР
http://jan-y.livejournal.com/102171.html
5 http://www.contr-tv.ru/common/2214/
6 БСЭ СССР. 1957 г. 50-й том. С. 368.
7 Трубицын А. 2006. Сталин и коррупция. Интернет против телеэкрана. http://www.contr-tv.ru/common/2099/
8 Трубицын А. 2006. Сталин и коррупция. Интернет против телеэкрана. http://www.contr-tv.ru/common/2099/
9 Nove A. 1992. an economic history of the USSR 1917-1991. Harmondworthy. P. 406.