|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
21.03.2007 10:55:14
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
"Русский народ в преддверие цивилизационного прорыва..."
http://www.polit.nnov.ru/2007/03/20/ruscivic/
<<<
20.03.2007 Русский народ в преддверие цивилизационного прорыва (Русский народ в ХХI веке - часть 7)
Автор: Олег Маслов
Выступление президента Путина в Мюнхене породило массу вопросов. Один из главных – это отношение России и европейской цивилизации. Станет ли в перспективе историческая речь Путина "точкой разрыва" России с ценностями европейской цивилизации? Российская элита "всеми фибрами своей души" стремится стать частью западной цивилизации, но из выступления Владимира Путина в Мюнхене следует, что двери в европейскую цивилизацию уже плотно закрыты.
Европейская цивилизация и мы
"Основной вопрос нашей внутриполитической повестки дня в действительности тот же, что и для политики внешней – мы часть современной европейской цивилизации или нет", – вопрошает лидер партии "Яблоко" Г.Явлинский. Убежден в том, что Россия – это часть европейской цивилизации В.Сурков: "…развитие европейской цивилизации, частью которой является цивилизация российская, показывает, что люди на протяжении всех наблюдаемых эпох стремились прежде всего к материальному благополучию, а кроме того пытались добиться такого устройства собственной жизни, в котором они могли бы быть свободными и чтобы мир по отношению к ним был справедлив. Именно материальный успех, свобода и справедливость составляют основные ценности, которые мы с вами разделяем", - а также известный российский интеллектуал С.Кургинян: "Если западная цивилизация — а мы часть ее — не выработает этой новой повестки дня в XXI веке, точнее, в первом его двадцатилетии, она умрет. И замечательные авианосцы армии США помогут здесь не больше, чем ракеты СС-18 Советскому Союзу". Аналогичных взглядов придерживается и историк А.Песков: "Что касается долгосрочного прогноза, то, повторяю, поскольку Россия втянута в историю европейской цивилизации, Россия не может развиваться иначе, чем развивались другие европейские страны".
Существуют и иные взгляды на европейскую цивилизацию. Так, например, Ю.Тюрин называет современную западную цивилизацию цивилизацией смерти: "Эпоха "детей цветов" научила людей Цивилизации Смерти умению бесстыдно и нагло следовать своим непосредственным желаниям…выбирая между героический, еретической, "сектантской" волей к смерти мусульманского фундаменталиста — и мужественной, презрительной и садомазохистской волей к смерти "дивного нового мира" антихристианской "цивилизации", растущего по берегам холодной северной Атлантики — что должно бы выбрать христианину? Понятно, что лучше не выбирать "ни того, ни другого", — но сегодня всё чаще речь идёт об очень практическом выборе, о жутко конкретных ситуациях реальности жизни". И данная точка зрения в России отнюдь не единична.
Будущее России в Интернет - дискуссиях
Многочисленные Интернет–дискуссии о будущем России, в которые вовлечены российские интеллектуалы в 2005 – 2007 годах, в основном касались двух наиболее вероятных перспектив нашей страны: будет ли Россия государством-нацией или наше государство неминуемо трансформируется в Империю. Необходимо отметить, что представление о том, что будущее России – это государство-нация, доминирует в кругах либеральных интеллектуалов. Желаемое будущее России в формате Империи, безусловно, более привлекательно для большинства интеллектуалов патриотов.
Параллельно с данными темами в сети Интернет шло обсуждение темы "государство-цивилизация". Сегодня еще рано говорить о видении контуров данного проекта, как желаемого будущего для России, в первую очередь, из-за известной разноплановости и несовместимости конкретных проектов видения будущего. Но первые итоги Интернет - дискуссий подвести уже можно.
Сегодня нет необходимости обсуждать особенности данных дискуссий по той простой причине, что практически все участники остались при своем мнении. И стало очевидным, что выявлена лишь линия разлома в российском интеллектуальном и экспертном сообществе. Например, и "либеральная империя" Анатолия Чубайса и "империя свободы" Михаила Касьянова не позволяют авторам этих концепций надеяться на то, что они станут своими в глазах российских имперцев. Для этого достаточно ознакомиться с отдельными комментариями.
Тема империи непосредственно связана с темой цивилизации: "…настоящая империя всегда несет на штыках цивилизацию. А чего ради иначе быть империей? На кой черт нужна миру империя, которая несет не Христа, а Грозного со Сталиным? Чем мы тогда лучше Третьего Рейха?... Империя не создается и не выживает ради собственно создания и выживания. Ее должна направлять высшая цель. Даже такая дура, как Америка, и та себе внушает, что несет миру демократию, а не просто хавает все на своем пути" (Е.Чудинова). А важность цивилизационного осмысления реальности не вызывает сомнений, в том числе, и из-за известных алармистских настроений: Русские, "русская цивилизация" могут и должны взять максимальную дистанцию от того, что происходит сегодня с "цивилизацией ницшепоклонников" на Западе (Ю.Тюрин). "Глобализация – новый тип войны, причем участь потерпевших поражение в этой войне будет ужасной. Это, как минимум, демонтаж всех самобытных цивилизационных структур, что означает заведомую утрату суверенитета, а для многонациональной России и заведомое расчленение" (С.Батчиков).
Экскурс в прошлое В.Никитаева, в рамках концепции клиополитики, заставляет по-новому взглянуть на уже известное: "…в действительности отказ от своей истории — под лозунгами "возвращения в историю" и "возвращения в мировую цивилизацию" — стал краеугольным камнем идеологии и политики вначале Перестройки, а затем и эпохи ельцинских реформ".
…в формате концепции "столкновение цивилизаций"
А.Генис считает, что "цивилизация и есть правила - длинный, сложный, мудрый свод правил, без которых мы жить не умеем, не можем и не хотим". Наиболее известное цивилизационное осмысление реальности – это, безусловно, концепция "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона. Философ А.Зиновьев убежден, что Россия потерпела в ХХ веке цивилизационное поражение: "Навязывание покоренной стране своей социальной системы. Это очень удобно: они не просто нас разгромили, они нас “освободили от террора”, от “тирании коммунизма” и помогают теперь нам строить “демократическое общество” — они считают свою демократию самым высшим достижением цивилизации".
А.Солженицын убежден в том, что "теорией "конфликта цивилизаций" прикрывается суть: пропастное различие в благосостоянии населения Земли". Российские интеллектуалы анализируют реальность, чаще всего, в рамках некоего выбора: "…сделать "окончательный" выбор. Или Россия с "передовой" цивилизацией против международного терроризма и стоящей за ним цивилизации исламской или наоборот. Сам факт вписываемости России в "иудеохристианскую цивилизацию" у ее апологетов сомнений, похоже, не вызывает. Так же как их противники не сомневаются, что Россия – страна скорее христианско-исламская" (В.Аверьянов). Российские консерваторы настойчиво упоминают о конкуренции цивилизационно-государственных проектов: "Нельзя размышлять о противоположности "авторитаризма" и "демократии", не учитывая конкуренции цивилизационно-государственных проектов. Что, в конце концов, объединяет "либералов-авторитаристов" и "демократическую оппозицию"? Верность одному "цивилизационно-государственному" проекту — окончательной интеграции России в западный мир. Это базовая черта так наз. "либералов", остальное — второстепенные (хотя, как мы видим, и довольно существенные) частности. Полагаю, что можно сформулировать альтернативный проект, отчасти включающий в себя то, что Юрий Солозобов назвал "сотворением второго мира", то есть кооперацию полупериферийных государств для освобождения от колониальной сверхэксплуатации со стороны "мирового центра" (Б.Межуев). А также апеллируют к традиционным ценностям: "В международной политике только Церковь может дать верный ориентир. Россию разрывают любители присоединить ее к кому-либо. Между тем, в крупнейших цивилизационно-культурных системах — протестантской, секулярно-глобалистской, исламской — Россия не более чем провинция. И только в системе координат восточно-христианской цивилизации Россия способна стать субъектом, а не объектом мировой политики, ибо без сильной России, страны православной традиции останутся маргиналами в современном мире, а Православие будет отброшено на обочину борьбы идей и смыслов" (К.Фролов).
Перспективы ликвидации нашей цивилизации чаще всего представляются в формате Апокалипсиса: "Россия, в силу ряда общеизвестных причин, является уникальным государством – государством-цивилизацией (которую мы в дальнейшем будем называть восточно-славянской или православной). Поэтому стоящую перед западным сообществом задачу необходимо признать действительно непростой: как можно ликвидировать эту цивилизацию, не получив взамен "геополитический Чернобыль?" (Ю.Царик).
Суммируя вышеизложенное можно сказать, что перспектива растворения в западной или европейской цивилизации воспринимается широчайшим кругом российских экспертов не только как ошибка, но и как неминуемая трагедия. Доминирующим представлением является видение выбора, которого, скорее всего, у России и нет. Есть только иллюзия выбора.
Государство-цивилизация как предмет цивилизационного осмысления
Тема "государство-цивилизация" возникла на периферии дискуссий о будущем России. Но постепенно тема "государство - цивилизация" стала обретать четкие и явные контуры. Под знамена государства-цивилизации встали интеллектуалы, казалось бы, противоположных политических взглядов и воззрений от тележурналиста Михаила Леонтьева до писателя - имперца Дмитрия Володихина, от философов Виталия Аверьянова и Бориса Межуева до экс-олигарха Михаила Ходорковского.
Д.Володихин отмечает: "Сейчас в кругах консерваторов популярен проект обустройства России как государства-цивилизации, т.е. системы, пусть и достаточно открытой для всего мира, но полностью независимой от него во всех аспектах… Россия-цивилизация не является политическим субъектом, ведущим регионы постсоветского пространства к торжеству либерально-демократических или коммунистических ценностей. Она может использовать элементы либерализма, социализма или демократии, если интерес чисто прагматического свойства сделает их полезными. Россия-цивилизация безусловно берет на себя первенство в формировании Восточнохристианской цивилизационной общности, политический строй которой может быть откорректирован в будущем. Россия-цивилизация должна взять на себя миссию христианского просвещения инославных, иноверных и безбожных этнических общностей всего мира. Россия-цивилизация принимает роль политического сеньора по отношению ко всем православным народам, сеньора требовательного и милостивого". Не противоречащие данному высказыванию мысли высказывает и М.Леонтьев: "Только современное централизованное демократически устроенное государство-цивилизация способно поддерживать могущество и обеспечивать справедливость на такой территории, связанной общей цивилизацией".
Для нас сегодня максимальный интерес представляет вопрос, является ли государство-цивилизация наиболее подходящим форматом будущего России и для русского народа. Русские консерваторы убеждены в самодостаточности России как цивилизации: "Россия всегда существовала как отдельная, цельная цивилизация. Она не вписана ни в один из цивилизационных миров, даже в Европу. Россия всегда сохраняла во многом уникальное изолированное существование. И при дальнейшем развитии этот изоляционизм должен, как убеждены консерваторы, сохраняться… изоляционизм России в целом и должен, по мысли русских консерваторов, помочь сохранить идентичность как татарам, так и башкирам и калмыкам. Если эти республики выйдут из состава федерации, то непременно станут участниками того глобального конфликта, который завязывается сейчас между условно богатым севером и бедным югом. И уж в этом-то конфликте они точно лишатся идентичности" (Б.Межуев). Но российские либералы устами В.Вольнова утверждают противоположное: "…у меня два возражения русским политическим консерваторам: 1) уже много веков нет цивилизации по имени "русская"; 2) у России как цивилизации нет никакой идентичности". Российские либералы традиционно отказывают русским во всем, в том числе и в такой малости, как признании существования в недалеком прошлом Русской цивилизации
Государство-цивилизация и русский мир в высказываниях современников
Известный российский интеллектуал С.Переслегин предлагает России принять чужие цивилизационные ценности: "В первой четверти XXI века Российская Федерация может распасться на четыре неравные части: западные регионы присоединятся к ЕС или одному из его осколков, восточная будет экономически ассимилирована Китаем и Кореей, юг Волго-Уральского порога подвергнется интенсивной исламизации, север, по которому пройдет разлом, окажется в запустении… Если России не удастся интегрировать в себя чужие цивилизационные ценности, она неизбежно будет разорвана на куски". Но данная позиция воспринимается как абсолютно неприемлемая: "Первая ласточка — статья С. Переслегина в "Эксперте", основной тезис которой заключается в том, что разделение России не страшно. Русская структура сознания и русская культура останутся. На первый план выходит идея не страны России и тем более не Российской империи, а Русского мира" (Р.Шайхутдинов).
С.Кара-Мурза связывает будущее России с цивилизационным подходом к обновлению политической системы государства: "Выработка "проекта будущего" и выход из нынешнего кризиса будут происходить по мере новой "сборки" народа из большинства населения на основе восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России. Для этого необходимо принципиальное обновление политической системы государства с появлением организационных форм (партий и движений), построенных исходя не из классового, а из цивилизационного подхода и адекватных современному историческому вызову России как цивилизации". В данной плоскости находится и замечательная концепция желаемого будущего для России, известная под названием "Манифест о цивилизме" В.Нерсесянца.
В.Цымбурский, размышляя о связи России с человечеством, выделяет следующее: "Основная черта любой цивилизации — это переживание своего народа как основного человечества, а своей земли как основной земли. В 1634 году немецкому путешественнику Адаму Олеарию новгородский старый монах показал икону, где была изображена толпа иноземцев, свергаемых чертями в ад. На вопрос — "Неужели, все, кроме русских, погибнут?" — монах ответил: немцы и другие иноземцы могут спастись, если обретут русскую душу. В 1937 году, в канун своего ареста, Осип Эмильевич Мандельштам написал стихи о том же: "я, дичок, убоявшийся света, становлюсь рядовым той страны, у которой попросят совета все, кто жить и воскреснуть должны," — утверждая, что, в конечном счете, вечная жизнь и воскресение связаны прежде всего с приобщением к опыту России. Мы забываем, что черты переживания России как основного человечества сквозят во многих текстах, которые, казалось бы, говорят о совершенно другом. Вспомним слова Достоевского о русском как всечеловеке. Ведь если русский человек способен произвести из себя самого образ всего человечества во всех вариантах — из этого следует прямой вывод, что в принципе без остальных можно обойтись. Русский человек произведет человечество из себя самого".
Периодизация цивилизаций: Русская цивилизация – Советская цивилизация – Российская цивилизация…
Концептуальный формат "переживание своего народа как основного человечества" заставляет нас исследовать вопрос преемственности цивилизаций. Насколько Советская цивилизация является преемницей Русской цивилизации? Известный российский социолог Л.Бызов ставит убийственный диагноз: "В современной России, похоже, не осталось социальных слоев, способных сохранить ценности русской цивилизации". Собственную точку зрения он подкрепляет цифрами из социологических исследований.
Более радикальной точки зрения придерживается российский либерал В.Вольнов: "Уже много веков нет такой цивилизации по имени "русская". А А.Нагорный убежден в ином: "…катастрофичность положения страны требует сверхсрочного решения намеченных фундаментальных проблем ради выживания русской цивилизации". Алармизм присутствует и в оценках С.Кара-Мурзы: "Опыт первых двух волн глобализации под эгидой Запада (колониализма и империализма) показал, что жизнеустройство периферийного капитализма приведет к слому культурного ядра России и архаизации хозяйственных и бытовых укладов большинства населения – оно погрузится в "цивилизацию трущоб". В наших природных условиях это будет означать быстрое вымирание населения (прежде всего русского)".
Мишель Фуко в "Археологии знания" выделяет формат "предназначения цивилизаций": "Принятое в современной науке понятие "период большой длительности" вовсе не свидетельствует о возврате к философии истории, к представлениям о великих эпохах мира, к периодизациям, которые бы исходили из "предназначения цивилизаций"; это лишь методологический результат процедуры установления рядов". Подразумевая, скорее всего, данное представление Е.Холмогоров отмечает: "Андропов не случайно первым из советских лидеров употребил термин "советская цивилизация". "Предназначение цивилизации" де-факто зафиксировано в названии цивилизации.
Исходя из данных традиционных представлений, мы можем называть Русской цивилизацией все то, что относится к России до 1917 года. Советская цивилизация заключена во временном формате 1917 – 1991 годов. С большой долей условности можно предположить, что сегодня мы живем в период Российской цивилизации. По крайней мере, именно такой термин использует М.Ходорковский: "Без России мне неинтересно. Я – частичка российской цивилизации". О российской цивилизации заботится и С.Белковский: "…спасти от разрушения российскую цивилизацию, соединить имперские ценности с идеалами свободы".
Российская цивилизация на сегодняшний день – это некая условность, причем, не обладающая мощным зарядом ценностей. "Отказ от диверсификации экономики, поиск врага, этнический национализм, создание административно-репрессивной машины в целях самовоспроизводства власти, ухудшение отношений с Западом – таковы координаты России в цивилизационном пространстве", – таково цивилизационное осмысление сегодняшней России Л.Шевцовой. А Ю.Шевцов считает, что "Россия впервые за всю свою историю не мыслит себя независимым центром силы, опирающимся на собственное пространство. Россия полагает себя нефтегазовой корпорацией и защиту интересов своего углеводородного сектора полагает защитой своих национальных интересов". И с данной позицией трудно спорить.
Сегодня не столь важно насколько Русская цивилизация представлена в Советской цивилизации. Сегодня не столь важно, в какой стадии полураспада находится Российская цивилизация. Сегодня важно осознать, насколько Русская цивилизации будет представлена в новой Русской цивилизации ХХI века.
Русская цивилизация
"…У русских, как и у большинства других народов России, нет своей собственной цивилизации", – утверждает российский либерал В.Вольнов. Так что такое Русская цивилизация? Это нечто относящееся к нашему прошлому или это желаемое будущее?
Современный философ С.Кочеров считает, что "Русская цивилизация – это исторически сложившаяся на территории Киевской и Московской Руси, а затем и Российской империи социокультурная общность людей, представители которой связаны между собой общими традициями, ценностями, образом жизни и судьбой. В совокупности своих связей и отношений они образуют особую реальность, которую, по известной аналогии (Pax Romana), можно назвать "Русский мир" (Pax Russiana). Определяющими признаками идентичности РЦ в самой России принято считать не этническую и географическую общность ("чистота крови" и "единство территории"), а историческую ответственность за свою страну и причастность к ее культуре, в которой часто выделяют ее православно-христианскую основу. "Наша идентичность в качестве Святой Руси … определилась в XV в. в форме народа – защитника православного идеала, который больше некому охранять" (А. Панарин – в монографии "Православная цивилизация в глобальном мире"). В политической жизни современной России понятие "Русская Цивилизация", как правило, используется интеллектуалами, выступающими против следования "западному пути" как императиву для всего "цивилизованного человечества" и утверждающими необходимость сохранения всего самого ценного из "русского опыта", что может оказать неоценимую помощь в решении существующих глобальных проблем".
Писатель Д.Володихин убежден, что Русская цивилизация – это реальность сегодняшнего дня: "По разным версиям, в России от 12 до 20% населения иноконфессионально по отношению к православию (старообрядцы в это число не включаем). Это католики, протестанты, мусульмане, иудаисты, буддисты, индуисты, огнепоклонники, представители первобытных языческих верований, а также сторонники вероучений Нового времени. Они не представляют никакого единства, но пребывают в культурных пространствах, отличных от православного. Помимо этого, в стране живут миллионы принципиальных атеистов, антитеистов и обычных бытовых безбожников. Какова судьба этих людей в рамках Русской цивилизации?". Представляется, что этот вопрос не является праздным, так сохранение русских цивилизационных кодов напрямую связано с будущим нашей страны".
"Русская цивилизация" как портал
В сети Интернет есть портал под названием "Русская цивилизация". Безусловно, это один из лучших просветительских сайтов в России. Любой желающий может найти в "закромах" данного информационного ресурса бережно отобранные и сохраненные знания и о Русской цивилизации, и о Советской цивилизации. Быт русского народа, его традиции, праздники - все это представлено на данном портале. Но ознакомление с порталом "Русская цивилизация" оставляет некое тягостное впечатление, как будто ты присутствуешь на похоронах еще живого человека, точнее, всего русского народа.
Всё в прошлом: и победы, и героизм, и слава. А сегодня у русских нет права на славу. Странные респекты либеральной Конституции, в которой нет даже упоминания русского народа, уважуха консервативной партии "Единая Россия", следование либеральному мейнстриму в деле построения "нового гражданского общества", и не скрываемое презрение к простым гражданам России. "…не жалуйся на плохой мир, на жестокость соседей и равнодушие друзей. Не нравятся соседи – найди себе новых. Не нравится власть – попробуй сменить ее, правь сам, если ты такой умный. Твоя жизнь – в твоих руках…" (В.Ансимов).
Основной лейтмотив проходящий "красной нитью" сквозь большинство публикаций – безучастность. Идеологов данного портала можно назвать "Свидетели русского народа": "…мы не большевики, а потому нам суждено идти другим путем. Мы должны сначала построить новый мир, мир доброй воли, правды и порядка – в самих себе. А потом уже, когда нас станет много, мы зададимся вопросом, надо ли что-то ломать" (В.Ансимов). Вот такой консервативный взгляд на систему власти, в рамках которой русские - никто и зовут их - никак. И не найти на сайте каких-либо, пусть даже утопических, проектов желаемого будущего России. Взгляд на реальность – это описание вымирания русского народа, холодное и отстраненное, без какого-либо рефлектирования.
Сегодня портал "Русская цивилизация" – это своеобразный "музей документов" о некогда существовавшем Великом русском народе. Не более того. А завтра…
Желаемое будущее России в проектах
Писатель Д.Володихин видит будущее России в формате самостоятельной цивилизации: "Что означает "самостоятельная цивилизация"? Это, прежде всего, предполагает натуральное хозяйство в макромасштабе. Иными словами, цивилизация производит все жизненно необходимое самостоятельно и, теоретически, в случае форс-мажорной ситуации (например, острого конфликта с соседями) способна на 100 % отказаться от импорта и выжить".
Российский либерал В.Вольнов предлагает проект глобального переустройства: "Поскольку Россия не только государство, но и цивилизация, ее идентичность определяется гражданством и неповторимой исторической судьбой…Внешняя сторона справедливости — это справедливость мирового порядка. И именно борьбу за эту политически притягательную идею у России появляется шанс провозгласить и возглавить. Суть этой идеи состоит в переходе — от Совета наций к Совету цивилизаций, или преобразовании мирового порядка в соответствии с принципом "одна цивилизация — один голос". Данную идею в последствии развил президент РАО ЖД В.Якунин, которого многие российские эксперты видят преемником Владимира Путина.
Но подобная перспектива вызывает массу вопросов, начиная с вопроса, а сколько всего цивилизаций насчитывается на сегодняшний день в мире, заканчивая вопросом, а кто персонально будет представлять российскую цивилизацию в Совете цивилизаций? Может быть, это будет Минтимер Шаймиев, который в нынешних условиях согласится на столь почетную пенсию?
В.Штепа длительное время пропагандирует утопическую Северную цивилизацию: "Система управления в Северной цивилизации будет основана на принципах креатократии - в отличие от архаичной восточной идеократии и безжизненной западной технократии. Креатократия есть форма власти, легитимность которой опирается исключительно на способность создавать новое пространство для самореализации: политическое, экономическое, социальное, научное, культурное, географическое…Креатократия в конце концов приведет к ситуации, когда все трудовые задачи, жизненно важные для общества, будут выполняться фанатами-энтузиастами именно этих видов деятельности, а все остальные смогут заняться тем, что им по душе. Благо там найдется место для любых, самых 'безбашенных' проектов - если не в реальном, то в виртуальном пространстве. Принуждение, иерархия, жесткая субординация в этом обществе становятся излишними".
Проекты желаемого будущего для России, в формате цивилизационного осмысления, к сожалению, не имеют проекций на политическую реальность. Они страшатся огнедышащей темы "Власть". А в политической реальности большинство российских интеллектуалов "плутают в трех партиях" и плывут по течению в мутных водах либерального мейнстрима.
Русская доктрина как символ надежды на лучшее будущее
В сети представлены сотни теорий, концепций, доктрин и воззрений, но Русская доктрина ( http://www.rusdoctrina.ru/) отличается от подавляющего большинства интеллектуальных продуктов и фундаментальностью, и системностью. Привлекательным является и оптимистичный взгляд на будущее нашей страны, и неразрывная связь между прошлым, настоящим и будущим России. Одна из глав доктрины называется "Зрелость Русской цивилизации". В ней в частности говорится: "Зрелость русской цивилизации – это зрелость самосознания русского человека. Это его способность проникать глубоко в смысл и предназначение России, сплетающихся в ней многообразных традиций и укладов, своей семьи и предков внутри России и самого себя внутри более обширных единств…Зрелость русской цивилизации – это зрелость и разработанность внутрисоциальных отношений, их глубокое проникновение и запечатление в дух нации, в “подкорку” каждого ее представителя. Социальные константы, вековые принципы, традиции, которые доказали свою ценность, даже в условиях темных Смутных времен, даже после искоренения этих традиций, должны у носителей зрелой цивилизации легко и естественно регенерировать, восстанавливаться. Зрелая цивилизация даже после пережитого разгрома должна быстро отрастить свои органы, восстановить живую ткань". Но вера в русский народ, к сожалению, ныне большая редкость.
"Умереть по-русски" от Леонтия Бызова
Известный российский социолог Л.Бызов в статье "Русское самосознание и социальные трансформации" выдвинул концепцию, которую условно можно назвать "Умереть по-русски". Основная идея данной концепции заключается в том, что Советская цивилизация полностью "стерла" систему ценностей, в рамках которой некогда существовала Русская цивилизация. Сегодня Россия по Бызову – это, если не "чистый лист", то нечто к этому приближенное.
Основные тезисы статьи – "некролога" Л.Бызова:
· Советская цивилизация фактически уничтожила Русскую цивилизация, и сегодня необходимо говорить о "кризисе беспочвенности": "…общий либеральный 'мейнстрим', когда идеологи российского либерализма постоянно твердят нам о торжестве русской архаики, русской ксенофобии, антидемократизме и так далее. Глядя на наш социум непредвзятым глазом, как раз следов 'архаики' и 'почвы' видишь гораздо меньше, чем хотелось бы. Возможно, прав Валерий Соловей, называющий наше общество варварством 'на руинах Третьего Рима', когда на смену смытым культурным наслоениям последних столетий пришли еще более архаичные, не облагороженные культурной традицией социальные отношения…последние десятилетия оказались разрушительными для российской культурной 'почвы' едва ли не в большей степени, чем вся советская история с ее провозглашенным дистанцированием от 'старого мира'. Это дает основания полагать, что современному обществу ближе подходит такая характеристика, как 'кризис беспочвенности', чем торжество архаики и традиций".
· Русские сами являются источником системного кризиса в стране: "Энергетики 'голоса крови' в лучшем случае достаточно, чтобы иной раз 'набить кому-то морду', ее никак не хватит на создание национального государства. Идея 'общности по крови' сегодня - это идея консолидации малых социальных групп в условиях, когда общество испытывает крайний недостаток социальных связей. Она не имеет ничего общего с русской цивилизацией, русской почвой, по своей энергетике она, скорее, противостоит идее общегражданской идентичности и больше разрывает государство, чем его скрепляет. Этого не понимают многие политики 'русского направления'. Им непонятно, что системный кризис в стране связан отнюдь не с присутствием инородцев, в том числе и во властных структурах, а с глубоким кризисом самих русских, тех идей и ценностей, которые мы по привычке называем русскими".
· Привлекательное – утопично: "Остается 'утопией', хотя и утопией привлекательной, идея Русского социального проекта, русского строя, который на практике реализовал бы идею 'социального порядка', по которой тоскуют современные россияне. У нее есть свои перспективы, так как россияне, даже приспособившиеся к нынешним социально-экономическим реалиям, отказывают им в высшей справедливости и эффективности: только 18% считают, что нынешний строй подходит для России на перспективу".
· За парадными ценностями скрывается пустота: "Вокруг чего может строиться современная массовая цивилизация? Есть традиционные идеи, от которых Россия уходит, так и не приходя к национальному государству. Ценность больших пространств, имперские ценности ушли из разряда сверхценностей, ради которых россияне готовы чем-то жертвовать. Они остались только на уровне парадных ценностей. Когда идет обсуждение независимости Абхазии, Приднестровья, других территорий - да, конечно, все 'за', готовы поддержать, но только до того рубежа, когда начинает пахнуть кровью. Как только запахнет кровью, поддержка прекращается. Все согласны с тем, что империя, великое государство, собирающее под свою эгиду народы и территории, - это хорошо, но никто не собирается ради всего этого идти на какие-то реальные или даже мнимые жертвы. Но даже если речь и о жертвах иного плана, например цене на газ, ни российское общество, ни российские элиты не готовы поступиться и этими ценностями ради мифических - в их представлении - ценностей империи, евразийского союза".
Из рассуждений Бызова следует, что россиянин начала ХХI века не является, в формате общих ценностей, предком русского человека, жившего на данной территории до ХХ века. "Советский человек" стер все признаки цивилизационной преемственности. Взгляд социолога всегда интересен, даже если предлагаемые выводы не совпадают с доминирующими в российском экспертном сообществе представлениями о реальности. "Умереть по-русски" – это умереть, не помня, кто ты, какого ты рода-племени…
Социолог Бызов, сознательно или бессознательно, подписал России смертный приговор. Он ответственно заявил, что русского народа, как народа, уже не существует. По крайней мере, это вытекает из его рассуждений о русском самосознании. Скорее всего, исходя из подобных представлений, и выстраиваются теории о возможности построения в России национального государства без русских. Утверждения Л.Бызова более чем спорные, но, опираясь на его "некролог", можно поставить ряд вопросов, ответы на которые и позволят нам раздвинуть горизонт познания.
О завершающем этапе цивилизационного космогенеза
В первую очередь необходимо ответить на вопрос: завершен ли цивилизационный космогенез? Виктор Ильин считает, что "России нужны не проповеди, не невыполнимые обещания, а пробуждение в людях чувства собственного достоинства, права, закона, сообразных со здравым смыслом и справедливостью. Пора отбросить и мессианизм, и сервилизм с комплексами то одержимости, фанатизма, то сиротства, второсортности, третьемирности. Цивилизационный космогенез не завершился (если завершился, тогда перед Россией бесперспективное западничество либо ориентализм), что и оставляет простор для постановки проблемы самостоятельности русского пути ".
"Революции сегодня мало. Нужен цивилизационный прорыв", – утверждает известный российский интеллектуал Ю.Крупнов, и с этим необходимо согласиться. Богатую пищу для размышлений дает манифест "нового цивилизационного уклада" Ю.Громыко: "Переход к следующему цивилизационному укладу не организуется по законам рынка, он сам определяет в дальнейшем организацию рынков". Вектор размышлений ключевых российских интеллектуалов сводится к тому, что Российская цивилизация – это некая переходная фаза от Советской цивилизации к новой Русской цивилизации, которую также можно назвать Эпохой Человеческого Измерения. Это и будет самостоятельный русский путь.
"Постсоветское пространство перестало быть геополитической собственностью Российской Федерации", - утверждает С.Маркедонов, и с этим необходимо согласиться. Но тогда какой станет будущая Русская цивилизация?
Представляется, что для России будущего не столь важно, являются ли Абхазия и Южная Осетия самостоятельными независимыми государствами или они входят в состав России. Ареал распространения ценностей новой Русской цивилизации будет столь велик, что вопрос о причастности государств соседей России к Русской цивилизации не может быть поставлен даже гипотетически.
Не исключено, что частично сбудутся предсказания, которые не так давно высказал известный российский интеллектуал В.Карпец: "Отрицанию, отсечению должны теперь быть подвергнуты все ценности современного мира, все его ориентиры – права человека, накопление капитала, "общество потребления", сама демократия". Может быть, это и необходимые шаги, но явно недостаточные для построения новой цивилизации, цивилизации желаемого будущего.
В начале нового тысячелетия человечество вошло в новое "рубиконное время". Цивилизационный космогенез, скорее всего, будет завершен после череды глобальных катаклизмов, которые будут названы, скорее всего, Первая Великая Глобальная Депрессия. Не исключено, что человечество пройдет и через Третью мировую войну, а Россия через очередную революцию.
Новая Русская цивилизация станет плодом осмысления вселенской трагедии и впитает в себя все лучшее из Русской цивилизации и Советской цивилизации, а главное, явит миру новую систему ценностей. Это и будет цивилизационный прорыв. И новые ценности будут приняты миром как дар Разума, и откроются двери в Эпоху Знаний, в Эпоху Человеческого Измерения. В этом и заключается историческая Миссия русского народа.
По теме "Русский народ в ХХI веке:
Часть 1. Кондопога, как символ пробуждения русского народа: ( http://www.polit.nnov.ru/2006/09/18/rusborn/).
Часть 2. Русский народ: возрождение или трайбализация: ( http://www.polit.nnov.ru/2006/10/03/rustribe/)
Часть 3. Русский народ между свободой, волей и завистью: ( http://www.polit.nnov.ru/2006/10/13/rusvolyafed/)
Часть 4. "Политические русские", слепые поводыри и "Безвольная Россия": ( http://www.polit.nnov.ru/2006/11/06/rusvolyaless/)
Часть 5. Первоочередные задачи русского народа в сфере политики: ( http://www.polit.nnov.ru/2006/12/24/rustask/)
Часть 6. Русского народа и президент России Владимир Путин: ( http://www.polit.nnov.ru/2006/01/22/rusbrestputin/)
<<<