От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 20.03.2007 14:26:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Ещё по Кормильцеву

http://immoralist.livejournal.com/428955.html
<<<
Просто размышления.

У меня есть хобби. Условно назову его «этическим анализом». Хобби это не настолько отвлеченное, как кажется: несомненно, разница этических установок будет очень существенна у жителя средней полосы России и представителем племени людоедов, но, как показывает практика, этики разнятся и в пределах одного социума.

Именно несовпадения рамок «допустимого поведения» свидетельствует о том, что базовые вещи членами одного общества видятся по-разному. Эти несовпадения не бросаются в глаза вне контрольной ситуации, зато хорошо видны внутри ее.

На днях умер поэт Кормильцев. Умер в результате болезни, и, насколько я понимаю, умер мучительно.
Как и следовало ожидать, реакция на смерть известного человека была неоднозначной.
Большинство выразило скорбь, и соболезнования близким. Но мне интересней другие реакции.

Реакция в виде злорадства мне понятна и знакома – за ней обычно прячется страх смерти в сочетании с плохо усвоенными этическими нормами. Если человек не усвоил, что мочиться на могилу некрасиво, с этим ничего поделать нельзя. Разве что, не пускать на кладбище, да и на порог своего дома заодно. Исключительно из гигиенических соображений – зачем принимать гостей, которые гадят в неположенных местах? В реальной жизни таких людей сдерживает страх наказания, Интернет же дает иллюзию свободы, когда «все можно». Именно иллюзию, потому что человек не сделает в Интернете того, что в нем не заложено. Каждый человек ограничен рамками собственного потенциала жестче и сильнее, чем любой системой наказаний. Увы, у некоторых потенциала хватает лишь на злорадство, или принципальную оппозицию не важно, к чему- "все вот скорбят, а я плюну. Вот такой вот я оригинал". (И тут стоит помнить: ничто так не ограничивает свободу суждений, как оргигинальность в качестве самоцели).

Есть и другой вариант. «Вы огорчены смертью Кормильцева? Да кто он такой, Кормильцев, чтобы огорчаться его смертью? Есть люди, более заслуживающие огорчения! Сейчас я дам директивы, чьей смерти можно огорчаться, а чьей – нет!».

И вот эта реакция для меня уже запредельна. Очевидно, что невозможно диктовать, какие чувства можно испытывать, а какие нельзя. Что нет людей, чья смерть заслуживает большей или меньшей памяти, и не бывает справедливости в эмоциях. Ведь только уважают – за что-то, а любят – просто так. Что, говоря Кормильцеву «покойся в мире», мое поколение прощается не только и не столько с ним, но и со своей юностью, с эпохой, одним из символов которой были его песни. Многие помнят его не как культуртрегера, издателя, и хорошего переводчика, а как автора песен, звучавших саундтреком к первой любви, выпускному вечеру – к тому, что уже никогда не вернется. «Юности не ждут, ее только вспоминают».

Мир не перевернулся со смертью Кормильцева, не с его смертью закончилась юность – она закончилась много раньше. Эти годы давно заблокированы на кредитке нашей жизни. Но позавчера с этой кредитки заблокированная юность списалась окончательно. От этого и грусть по человеку, который был очень неоднозначен, но песни которого оставили след в памяти тех, кому сейчас между 30 и 40.

Я знаю о том, что в тот день умерли и другие достойные люди. Они ничем не хуже. Они просто не стали вехами в моей жизни. Это не хорошо и не плохо, это просто данность. Ну не могу я считать, что смерть Кормильцева в чем-то ущемила другие смерти. Что ему "больше досталось", а вот такой-то умер в нищете из-за того, что все оплакивали Кормильцева. Это элементарно не логично.

Не знаю, кому я проговариваю это – объяснить такие вещи людям с иной этикой невозможно, да и не нужно. Проще не общаться с носителем иной этики, чем пытаться свести к единому знаменателю взгляд на базовые вещи. Люди, чья этика совпадает с моей, понимают сказанное выше и без меня.

Но почему-то хочется – проговорить.
<<<