|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
09.03.2007 01:03:44
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Вышвырнуть за ворота!
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/09/5_pochta/
<<<
Вышвырнуть за ворота!
2007, № 7 (548)
Статья наших корреспондентов «Менеджер, ты меня уважаешь?» в № 7 (548) «Эксперта», посвященная разбору нешуточного трудового конфликта на сборочном автомобильном заводе «Форд» во Всеволожске, вызвала хотя и немногочисленные, но удивительно единодушные отклики читателей (к моменту написания этих строк конфликт, кажется, разрешился — коллективный договор рабочих «Форда» на этот год подписан, обе стороны пошли на компромисс — см. стр. 43). Все высказавшиеся по этой теме участники форума так или иначе приняли в данном конфликте сторону рабочих. Наиболее страстно солидаризировался с забастовщиками Andrei Andrei: «Молодцы ребята, что борются за свои права законными методами. Искренне желаю победы». Такое распределение симпатий читающей публики кажется нам чересчур однобоким. Ведь ситуация на заводе совсем неоднозначна, да и случаи прямых столкновений работников и работодателей в новейшей капиталистической истории России можно пересчитать по пальцам. Тем важнее рассмотреть конфликт с разных сторон. Чем и займемся.
Авторы статьи справедливо указывали на недальновидность менеджмента Всеволожского завода «Форд Мотор Компани», отказывающего рабочим (правда, со слов рабочих) «в уважении» и готовности «прислушиваться» к их предложениям. Я бы попенял менеджменту завода на другое — преступную мягкотелость в отношении зарвавшихся шантажистов. Я бы уволил всех членов профсоюза, а взамен завербовал бы рабочих с других автозаводов России и/или других заводов Ford в Европе. Успешный прецедент такой тактики в войне труда и капитала имеется. Жесткая конкуренция за рабочие места, которую устроила компания «Сахалин Энерджи» между местными жителями острова Сахалин и привозными турками и малайцами, привела к резкому повышению производительности и качества труда рабочих и сокращению «пьяного» травматизма.
Позиция всеволожских рабочих, уже имеющих уровень оплаты труда и социальных бонусов выше среднего по отрасли и данному региону, абсолютно неконструктивна. Весьма показательно, что вожаков всеволожского профсоюза исключила из своих рядов за «радикализм» даже российская Федерация профсоюзов. Банальное забастовочное выбивание все больших зарплат — младенческая болезнь рабочего движения, которой Запад давно переболел. Разве что в Бразилии оно находится на этой пещерной стадии, и ее «передовому» опыту научились г-да Этманов и Ко.
Разумным требованием рабочих было бы profit sharing, участие в прибылях. Данная концепция исходит из того, что рабочие и менеджмент компании — одна команда, кровно заинтересованная не в перетягивании каната друг с другом, а в перетягивании каната с конкурентами в деле развития компании и бренда. В данном случае рабочие и менеджмент — партнеры, союзники, равно заинтересованные в росте производственных и финансовых показателей деятельности компании. Пока же менеджмент играет в поддавки с зарвавшимися забастовщиками, «Форд Мотор Компани» рискует серьезно ослабить свои конкурентные позиции на российском рынке.
Российский капитал и российский менеджмент в последние годы ведут все более жесткую конкурентную борьбу с иностранным капиталом и менеджментом — как за пределами, так и внутри России. Наш рабочий класс совершенно напрасно считает себя настолько незаменимым, чтобы избежать включения в аналогичную конкуренцию.
Александр Ивантер
<<<