От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 03.03.2007 05:54:17 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

Мировая война ислама - 1

http://rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2241
Ислам, как религиозно-политический феномен, давно уже присутствует в мире и
в России - почти тысяча четыреста лет прошло с первых проповедей пророка и
всего лишь ста двадцатью годами менее с первого похода мусульман на
территорию нашей страны. В 737 г. Мерван ибн Мухаммад с территории
Закавказья предпринял большой поход на север, где-то на Донце, Дону или даже
Волге (до сих пор точно не установлено) набрал полон - 20 тысяч "людей из
племени ас-сакалиба (т. е., вероятнее всего, славян)" и увел их с собой.
Правда, пленники по пути взбунтовались, и мусульмане перебили их почти всех.
Вот такое начало, и продолжение было таким же - до тех самых пор, пока в
1873 году "по усмотрению господ корпусных командиров" не было ликвидировано
Кокандское ханство. Почти тысяча лет резни и угона в рабство - и это опять
началось...

Феникс восстал из пепла: политическое возрождение ислама в XX веке

Конечно, ислам пережил разные этапы своего существования - были и взлеты,
были и падения. Но на рубеже XIX и XX вв. можно было смело говорить о его
политической стагнации. На карте мира имелось всего три исламских
государства: Оттоманская империя, султаны которой присвоили себе среди
прочих и титул халифа, т. е. верховного духовного авторитета ислама; Иран,
традиционно шиитский, и замкнувшийся от большинства мусульман, являвшихся
суннитами; и Афганистан, в котором особого значения теологии никогда не
придавали. Правда, имелись на карте также Хивинское ханство и Бухарский
эмират, протектораты Российской империи, но уже по этому факту об их
самостоятельности и политическом значении говорить не приходится.

А что было? Было многочисленное мусульманское население в Индии, странах
южных морей, Северной Африке, России, но и только. Никакой политической
структуры у этих мусульманских групп не было, а потому все считали, что
ислам существует только на бытовом уровне, и в политическом плане с ним
навсегда покончено.

Но XX век принес с собой стремительный политический подъем ислама, по темпам
и масштабам сравнимый только с освобождением славянства в этом же веке. На
карте мира от Атлантики до Австралии раскинулись десятки государств, в
которых господствует религия и идеология ислама, и существуют еще десятки
государств, в которых сложились и действуют политически активные
мусульманские общины. Среди них и такие государства, в которых никогда
ничего подобного не бывало, как, например, Соединенные Штаты Америки,
Великобритания, Франция, Германия. Как это могло произойти и откуда что
взялось?

Конечно, корни политического возрождения ислама уходят еще в XIX век, в
котором он, якобы, окончательно стагнировался. Достаточно наблюдательные
люди и тогда видели происходящее и были готовы к тому, что произошло
позднее.

Дело в том, что уже в середине XIX века началась "мусульманская
реформация" - приспособление древнего учения к изменившемуся миру.
Собственно богословских вопросов эта "реформация" не затронула, но в
значительной степени пересмотрела религиозные мотивации различных аспектов
светской жизни. Начался пересмотр мусульманской судебной системы и
ограничение области применения шариатского права. После долгих теологических
споров мусульмане отказались от запрета на взимание ссудного процента, что
создало возможности формирования банковской системы и практики
капиталистического предпринимательства.

Но самое главное - изменения в сфере общественного сознания к началу XX
века. Становление национального самосознания и развитие национализма
наполнили новым содержанием традиционное положение ислама о единстве всех
мусульман. Джамал ад-дин ал-Афгани (а в России - Измаил Гаспринский)
сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся в концепцию
панисламизма и получившую широкое распространение в мусульманском мире.
Параллельно с панисламизмом, предполагавшим обьединение мусульман на
конфессиональной основе, развивается мусульманский национализм, требующий
обособления мусульманских общин от представителей других конфессий.
Национализм в считанные годы пропитал все направления мусульманской
общественной мысли уже к началу XX века.

По мере развития национализма он начал переходить в стадию
национально-освободительного движения и все более отчетливо стала
проявляться политизация ислама, т. е. использование исламских постулатов в
качестве лозунгов политической борьбы. Антиколониальные движения все чаще
принимали мессианско-религиозный характер, лидеры их обьявлялись махди.
Суфийские братства трансформировались в боевые организации и создавали
мощные религиозно-политические движения (например, сенуситы в Северной
Африке). В 1926 г. основывается первая международная мусульманская
организация - Всемирный исламский конгресс.

По итогам первой мировой войны была разрушена Оттоманская империя и на карте
мира появились современная Турция, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, аравийские
княжества. В 1926 г. Египет стал независимым. Мощный импульс получила
освободительная борьба в Индии, Индонезии и других населенных мусульманами
территориях, политическая независимость которых была достигнута по итогам
второй мировой войны. В 60-е годы процесс политического освобождения
исламских стран завершился с уходом англичан из Аравии и Малайзии.

Между тем к середине XX в. в исламском мире широко развернулась борьба
вокруг проблемы выбора пути развития, в ходе которой появились
многочисленные концепции "третьего пути". Неизменно отталкиваясь от
традиционных ценностей ислама, мусульманские общественные деятели, равно
религиозные и светские, выдвинули тезис об исламском пути развития, как
единственно приемлемый для мусульманских стран. На базе этого тезиса
создаются концепции "исламского социализма", "исламского государства",
"исламского правления", "исламской экономики", "зеленой революции" и т. п.,
ныне идеологически оформляющие современный исламский мир. Каков же он
сегодня?

Головная боль политологов: исламский мир

На сегодня ислам - вторая по численности последователей (после христианства)
мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман
на планете составляет от 800 до 900 млн. чел. (как правило, в исламских
странах статистика поставлена отвратительно). Две трети мусульман живут в
Азии (20 % ее населения), подавляющее большинство остальных - в Африке
(половина населения Африканского континента). Мусульманские общины
существуют в 120 странах мира. В 40 государствах мусульмане составляют
большинство населения. В странах Северной Африки и Ближнего Востока (кроме
Израиля, Ливана и Кипра), Среднего Востока (кроме Казахстана), а также в
Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и
некоторых других государствах мусульмане составляют более 80 % всего
населения. От 50 до 80 % мусульман насчитывается в составе населения таких
государств, как Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан; почти половина населения
Малайзии, Казахстана и Нигерии - мусульмане; весьма влиятельным меньшинством
мусульмане являются в Боснии и Герцеговине, Сербии, Болгарии, Гвинее-Бисау,
Камеруне, Буркина- Фасо, Сьерра-Леоне и др.

Крупнейшие по абсолютной численности исламские общины проживают в Индонезии,
Индии, Пакистане и Бангладеш. Весьма значительны исламские общины в Китае,
Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, на Филиппинах, в ряде стран Европы
(Босния и Герцеговина, Албания, Болгария, Великобритания, ФРГ, Франция) и
Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и
Тобаго), в Австралии, в королевстве Фиджи. В 28 государствах Африки и Азии
ислам признан государственной или официальной религией, в т. ч. таких
значительных, как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В ряде
государств слово "исламский" включено в официальное название - Исламская
республика Иран, Исламская республика Пакистан, Исламская республика
Мавритания и др.

Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии,
играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и-Ислами в Индии и Пакистане.
Распространены религиозно-политические исламские организации, в том числе и
стоящие вне закона, но могущественные "Братья-мусульмане", Партия исламского
освобождения и др.; функционируют многочисленные религиозные учебные
заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),
исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия
(исламские банки, страховые компании и т. п.).

Весьма важный элемент исламской цивилизации - мусульманское
судопроизводство. Со второй половины 70-х гг. XX в. начался рост применения
некоторых норм шариата, ранее исключенных из судебной практики: например,
введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные
преступления в Пакистане, Судане, Иране, аравийских монархиях.

Значительную роль в мировых делах играют международные мусульманские
организации, действующие как на правительственном, так и на
неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация
исламской конференции, созданная в 1969 г. и объединяющая 45 государств Азии
и Африки. Свою деятельность, напрвленную на осуществлении исламской
солидарности ОИК проводит через Генеральный секретариат и целый ряд
специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство
новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский
фонд развития и др.). Среди неправительственных международных организаций
организаций наиболее активны Лига исламского мира, Всемирный исламский
конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы. Для всех
этих организаций характерна самая решительная антиимпериалистическая
риторика при гораздо более прагматичной политике.

В СССР, согласно переписи 1989 г., проживало более 80 миллионов
представителей народов, для которых ислам является традиционной религией.
Если бы не официальный атеизм советского режима, то в те годы можно было бы
утверждать, что Советский Союз - одна из крупнейших мусульманских держав.
Сейчас и абсолютная численность, и процентный состав мусульман в Российской
Федерации изрядно уменьшились, но все еще представляют собой солидные
величины. Точное число мусульман назвать невозможно, прежде всего по той
причине, что российская статистика, увы, нисколько не уступает оманской или
бангладешской. Но есть и обьективные трудности.

Прежде всего, по причине низкой религиозности нашего общества. Мы знаем,
например, что в РФ проживает 1.5 млн. казахов, для которых ислам вроде бы
является традиционной религией, но сколько этих казахов реально исповедует
ислам? Муфти преувеличит это число, епископ преуменьшит, а сколько на самом
деле - один Аллах ведает. Вторая трудность в том, что народы, для которых
ислам считается традиционным вероисповеданием, зачастую таковыми не
являются. Те же казахи - мусульмане не слишком-то рьяные, у них очень сильны
доисламские степные верования, и кто скажет - сколько среди этих полутора
миллионов казахов приверженцев родовых культов? Или взять волжских татар - в
политологии они считаются наиболее правоверным из всех мусульманских народов
России, но спросите этнографа, и он вам объяснит, что нет такого этноса, как
"волжские татары", что это по-советски механическое объединение разных
этносов под одним названием, и что среди этих этносов, в просторечии
именуемых "волжскими татарами" есть и такой, у которого традиционной
религией является как раз-таки православное христианство (кряшены). Так что
статистика и здесь будет весьма приблизительной.

А если все-таки рискнуть на нее, то у нас получится примерно следующее:
народы РФ, традиционным исповеданием которых является ислам, проживают в
основном в Предкавказье, между Средней Волгой и Уралом, а также в Сибири. В
Предкавказье (или, как привычнее говорить, на Северном Кавказе) традиционно
ислам исповедуют народы Дагестана, чеченцы, ингуши, карачаевцы, черкесы,
адыги и балкарцы, а также значительная часть кабардинцев и осетин - всего
около трех миллионов. В Поволжско-Уральском регионе это татары и башкиры -
также около трех миллионов. В Сибири мусульманами считаются сибирские
татары. И, наконец, вдоль российско-казахстанской границы лежит полоса
территории, в которой значительная часть населения представлена
астраханскими татарами и казахами - всего с сибирскими татарами до двух
миллионов. Кроме этого, имеется значительная диаспора исламских народов
внутри России - в Москве и Центральном регионе сложилась масса переселенцев
из стран ислама (как и в районах Берлина и Парижа). Больше всего здесь
азербайджанцев, но немало и беженцев из Афганистана и Курдистана, а также
переселенцев из Чечни - некоторые называют для этих территорий цифры
мусульманской диаспоры до 1.5 млн. Немало переселенцев с Кавказа в
Волгоградской и Астраханской области - якобы до 400 тыс. Немало и в городах
Сибири переселенцев из Средней Азии. Если брать в расчет диаспору, то сейчас
в Российской Федерации не менее 7-8 % населения составляют представители
народов, традиционно исповедующих ислам. Сколько человек из них являются
верующими мусульманами? Думаю, не ошибемся, если предположим, что половина -
около 7 млн. Как бы то ни было, в условиях постсоветского идеологического
вакуума с каждым годом их будет становиться все больше и больше.

Да ведь и не только Российская Федерация. И ненька Украина от великой
хохлацкой хитрости сама себя перехитрила и устроила себе мусульманский
анклав в Крыму, а потом еще и в Донбассе. И у Молдавии сложности с
мусульманами-гагаузами. И даже в Белоруссии издавна живут татары.
Мусульмане, естественно.

Ислам как социальная теория и политическая практика

Ислам сложился в VII веке в Аравии как политико-социальное движение в
религиозной оболочке. Собственно религиозное учение ислама включает в себя
устные проповеди ("суры") пророка Мухаммада (да будет благословенно его имя)
от имени Бога, после его смерти записанные и сведенные в Коран. Толкования
Корана запрещены, но на практике широко распространены (чему способствуют
многочисленные противоречия в Коране; в священной книге ислама их не меньше,
чем в трудах Ленина, так что текстами из корана можно обосновать любое
положение), что и предопределило идейное многообразие ислама и существование
ряда его направлений, в основе которых лежат различия в подходе различных
групп мусульман к религиозным и политическим проблемам. В конце концов эти
различия закрепились в правовых вопросах, породив ряд правовых школ ислама.

Основные разновидности ислама - суннизм и шиизм. Кроме них, различают такие
разновидности, как суфии, хариджиты, мутазилиты и мурджииты, но эти течения
ислама, весьма интересные в идеологическом плане, незначительны в плане
политико-социальном, почему мы не будем останавливаться на них

Суннизм - наиболее распространенная разновидность, к ней принадлежат более
90 % всех мусульман. "Сунна" - традиция, обычай, пример (обычно из жизни
пророка Мухаммада - да будет благословенно его имя), используемый как
руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в
повседневной жизни и для решения любой проблемы жизни человека и общества.
Иначе говоря, сунниты - это правоверные традиционалисты в исламе. Сунниты
организованы в демократические общины, мнение которых (основанное на сунне,
естественно) есть высший авторитет для суннита. Делятся на четыре
религиозно-политических толка (мазхаба) - маликиты, ханафиты, ханбалиты,
шафииты.

Маликитский мазхаб основывает свою правовую концепцию на рациональном
суждении, признавая главным источником права Коран и сунну. Его приверженцы
господствуют в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте, Бахрейне,
значительные маликитские общины имеются в Египте и Судане. Ханафиты признают
источником права в основном Коран и с оговорками - сунну, широко применяют в
то же время и обычное право, что дает им возможность вести деловые и личные
сношения с иноверцами и пользоваться значительными послаблениями в быту.
Благодаря такой терпимости, ханафитский мазхаб является наиболее
распространенным и фактически господствует среди мусульман Анатолии, Балкан,
Северного Кавказа, Поволжья, Средней Азии, Китайского Туркестана,
Афганистана, Индии и Индонезии (иначе его называют "северным мазхабом").
Шафиитский мазхаб эклектичен, он сложился на стыке ханафизма и маликизма.
Ханбалийский мазхаб более догматичен и ставит своей целью очищение ислама,
основывая свое право почти исключительно на традиции Корана, сунны и
хадисов; он отрицает любые нововведения в области вероучения и права. Именно
в рамках ханбалитской идеологии сложились ваххабизм и идеология
"Братьев-мусульман".

Ваххабизм - сравнительно новое направление в суннитском исламе. Оно возникло
в Аравии в середине XVIII века и получило имя по его основателю Мухаммаду
бен Абд ал-Ваххабу. Стержнем учения является воинствующее утверждение
единобожия (таухид). Ваххабизм требует очищения ислама от всех новшеств,
ликвидации культа святых и пр. (в 1800 г. ваххабиты, захватив Мекку, разбили
священный Черный камень Каабы, одну из величайших святынь ислама). В
общественно-политической сфере ваххабизм проповедует социальную гармонию,
братство и единство всех мусульман, требует строжайшего соблюдения
морально-этических приницпов ислама, осуждает роскошь, стяжательство и пр.
Важное место в ваххабизме занимает идея джихада против неверных и мусульман,
отступивших от принципов раннего ислама. Для ваххабизма характерны крайний
фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы с политическими
противниками. Ал-Ваххаб и его последователь эмир Сауд основали государство,
именующееся ныне Саудовской Аравией. Это - единственное государство, своей
официальной идеологией имеющее ваххабизм, но общины ваххабитов существуют во
всех странах, в которых распространен ислам, завоевав себе особенно прочные
позиции в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.

Шииты (от "шиа" - партия, приверженцы) - учение, сложившееся на базе
политической борьбы за пост халифа после смерти пророка Мухаммада (да будет
его имя благословенно). От суннитов отличаются распространением мистического
учения о власти, которая должна, по мнению шиитов, принадлежать только
потомкам зятя пророка - Али. Это вылилось в представление о власти, как о
божественной манифестации и конечному переходу ее к махди (мессии, "скрытому
имаму"). В ожидании махди его представляет аятолла - высший духовный и
светский авторитет, завоевавший свое положение святостью жизни и
справедливостью суждений. Шииты с древних времен разделились на ряд
направлений, как умеренных (зайдиты, имамиты), так и крайних - секты,
обожествившие алидских имамов и исмаилиты, учение которых настолько далеко
ушло от ислама, что фактически стало самостоятельной религией. Шиитские
общины существуют практически во всех странах распространения ислама, но
абсолютным большинством шииты являются в Иране и Азербайджане. Шииты
являются также большинством в Ираке и Таджикистане и представляют
значительную часть мусульман в Ливане, Йемене, Бахрейне. Исмаилиты также
повсюду имеют свои общины и практически господствуют в горных местностях
Памира и Бадахшана, расположенных на территориях современных Таджикистана и
Афганистана.

Особое значение в идеологии и практике ислама играет концепция "войны с
неверными" (джихад, газават, фатх). В наиболее общем значении этот термин
означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама. Участие в
джихаде - одна из пяти обязательных религиозных обязанностей, выполнение
которых и делает собственно человека мусульманином. Классическая доктрина
ислама определяет джихад как "нанесение неверным ударов, изъятие их
собственности, разрушение их святилищ, уничтожение их идолов" и т. п. Женщин
и несовершеннолетних участнику джихада убивать запрещено (если они не
сражаются против мусульман), взрослые же мужчины уничтожаются или обращаются
поголовно в военнопленных. С военнопленными разрешено поступать трояко:
убить, освободить за выкуп или превратить в рабов. Военнопленных, принявших
ислам, убивать не разрешается.

В разных толках и течениях ислама эти положения более или менее
видоизменяются. Например, исмаилиты полагают, что людей уничтожать надо, но
посевы и сады трогать нельзя; ханафиты же, напротив, считают, что если уж
можно уничтожать людей, то растения - и подавно, и т. п. Естественно, что
минимум ограничений налагают на себя ваххабиты (если вообще налагают), раз
уж по их учению джихад возможен не только против неверных, но и против
"плохих мусульман", т. е. отступников.

Отсюда и исламское деление мира. По концепции джихада, мир состоит из трех
частей. Во-первых, это "дар ал-ислам" - совокупность мусульманских стран,
находящихся под властью мусульманских правителей, жизнь в которых полностью
регулируется шариатом - как видим, далеко не все страны ислама подходят под
это определение; страны со светским режимом правления, как Турция, Ирак,
Алжир, Египет и пр. для исламского фундаменталиста не являются "дар
ал-ислам". Во-вторых, это "дар ас-сулх" ("область мирного договора") -
территории, платящие дань и подчиняющиеся мусульманам в политическом
отношении; на территории "дар ас-сулх" возможно наличие каких-то прав у
немусульман. В-третьих "дар ал-харб" ("территория войны") - немусульманские
страны за пределами "дар ас-сулх", рассматриваемые как находящиеся в
состоянии войны с мусульманами, причем отсутствие военных действий считается
временным перемирием.

Доведенная до логического предела исламская теория войны ставит правоверного
мусульманина в состояние перманентной войны со всем миром.

Е. Морозов

http://www.whiteworld.ru/rubriki/000102/01101205.htm