Разорванные связи сами собой не срастутся, часть I
>МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ
Правда модели то как раз и нет! Вопрос о том, что надо исследовать данные процессы, не тождественен формулировке хотя бы даже прототипа данной модели.
>Как противостоять дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве
На нынешнем этапе уже никак, процессы то необратимые! Просто не накоплена «критическая масса» способная взорвать и придать процессу дезинтеграции более динамичный и кровавый характер. Однако вмешательство в систему может ускорить эти процессы, выступая в роли катализатора данных процессов.
Ловушка такая очень неприятная, не будем трогать развалится но медленно, тронем --развалится, но быстрее.
>В истории больших стран и народов периоды укрепления «связности» и единства чередуются с кризисами, иной раз приводящими к их распаду. Особенно драматично это происходит, если страна складывалась как империя и включала в себя различные национальности и большие территории. Обычно такие кризисы возникают из-за действий коалиции внутренних «антиимперских» сил и внешних геополитических факторов. Именно такая коалиция привела в феврале 1917 г. к падению Российской империи, схожая ситуация имела место и в 1991 г. при расчленении СССР. Очевидно, что противники единства страны всегда используют ослабление ее государственности и изменения в мировоззрении людей, которые в периоды кризиса происходят как никогда быстро. Итак, каковы шансы вновь собрать распавшиеся куски в единое или союзное государство?
Вот именно это обстоятельство и является одним из основных моментов: из-за действий коалиции внутренних «антиимперских» сил. Оно и определяет и нынешнее шатание и брожение в рамках РФ. В регионах сейчас весьма популярен анекдот: «Прав был Кутузов говоря, что Россию спасет спаленная Москва». Это анекдот воспринимается на «ура» и сопровождается рядом комментариев, как это сделать (т.к. они антиконституционны приводить я их не буду).
Уникальность всей ситуации заключается в том, что силу способные провести хотя бы видимую интеграцию внутри РФ, а без этого говорить об интеграции между «осколками» СССР просто бессмысленно, на деле оказались как раз то дезинтегрирующими силами. Да это и Единая Россия и КПРФ. На поверку оказалось, что в регионах им выгодны совместные действия, которые на деле противоречат местным интересам и приводят к расколу в среде местных элит, а следовательно (через влияние элит) и в самом обществе. В результате вместо конструктивной работы по улучшению жизни региона и его большей интеграции в составе РФ получаем обратную картину, регион просто выпадает.
О чем я говорю если остановится на конкретике (правда повторяю это не один раз), остановимся на одном моменте, который очень характерен. В регионах происходит бегство капиталов в другие регионы (зачастую это Москва, Питер, в Поволжье это еще Казань), в результате получаем, что все производство и грязь достается регионам, а сливки снимает Москва. Фирмы размешают производства, но не имею представительств в регионе, не платят налоги, боле того отказываются от подержания инфраструктуры, связанных с их производством населенных пунктов. На этом фоне местная и антифедеральная элита смотрится более привлекательной, и является более влиятельной (они не только рабочие места дают, но и не «бегут из региона», а поддерживают и развивают его).
Далее не однократно озвученные заявления лидеров федерального уровня утверждающих, что «Москва – тянет всю Россию!». Это далеко не так, не будем это даже обсуждать, но факт что в регионах смотрят на это косо.
Почему же до сих пор не взорвалось, виновато во всем «рутина жизни» (текущие проблемы не дающие срефлексировать на этот счет), не до этого пока, но к этому неминуемо придет, правда чуть позже.
Поэтому приступать к решению данных вопросов можно имея не только модель самой сборки, но и модель … самого развала!
Только так, иначе мы получим кровавый виток «войны за независимость», не имея даже мыслей как ее остановить, регионы то не по национальному признаку разбегаться будут, некоторые например по религиозному.
>Вот уже 15 лет как распался СССР, но до сих пор у большинства наших граждан не утихает боль от этой катастрофы. Близкими и родными остаются и народы, с которыми мы долго жили вместе, и земли, которые мы расценивали как часть нашего большого общего дома. Умом понимаешь, что это не наваждение, что мы живем в иной реальности, но чувства входят в противоречие с разумом.
Боль уже прошла, да и шоком это по большому счету не было, это был ожидаемый финал тех событий. Боль была по другой причине, по личностной рвались связи между родственниками, но они рвались и внутри РФ в ходе кризиса, и судя по передачи типа «Жди меня», это действительно серьезная проблема. В этом плане у людей и возникала боль, но сказать, что она тяжело воспринимается до сих пор тоже нельзя, время и обстоятельства притупили эту боль, а «рутина жизни» отвлекла от этих мыслей.
>Понятно, что у русских наибольшую горечь вызывает разделение с самыми близкими соседями – украинцами и белорусами. Мы вместе начинали историю Руси как один союз родственных племен. Потом православие и культура начали стягивать нас в один большой народ. Мы долго прожили вместе в одной стране, вместе были самым сплоченным ядром Союза. Это всем известно и говорить об этом не стоит.
Это не такой уж тривиальный вопрос, как кажется. Как раз в этих взаимоотношениях и выявилась все полнота неприятия мысли «старший-младший братья».С XVIII в. украинская элита лелеяла мечту о самостийности, были и претензии к России, хотя бы вопрос о разделе Речи Посполитой, когда Галиция отошла к Австрийской Империи, позже присоединение этих земель к СССР далось большой кровью и теперь является одним из основных флагов в создании антироссийских настроений на самой Украине.
На Украине тоже идет дезинтеграционный процесс, она уже разделилась на 4 части Восточную, Центральную, Южную и Западную. Восточная согласна была бы влиться в Россию, но не по причине «братства народов», просто Россия самый крупный потребитель их продукции, танки у нас до сих пор в Харькове делают для Рособоронэкспорта. Южная желала бы быть самостийной и от самой Украины, они полагают, что на туризме сделали бы больше. Центральная Украина это оплот самостийности, он не за Запад, но и не за Россию, они за Украину (ну не хотят они интегрироватся). Западная часть тянется в Европу.
>Лучше обратим свое внимание на перспективу воссоединения трех наших государств как на техническую проблему, как систему из элементов и связей в их движении и развитии. Все чувствуют, что это воссоединение стоит в повестке дней всех этих трех народов бывшего СССР. Нынешнее состояние ненормальное, нестабильное. Неминуемо должна начаться или интеграция, или будет продолжаться дальнейший распад с новой «пересборкой».
Вот последнее очень точное, что бы началась интеграция, нужны «центры кристаллизации», есть ли такие центры в современной России, Украине или Белоруссии. В последней еще пока есть, но если будет продолжатся то, что сейчас происходит в отношениях между РФ и Белоруссией, то мы скорее получим интеграцию Беларуси в НАТО, чем процесс интеграции с Россией.
>Интеграция – это всегда создание общего «котла»
Когда создают «общий котел» Все в него, что то должны внести, готова ли к этому Россия. Требования будут предельно простые… и и очень понятные в свете произошедшего.
>Образование чего-то целого из частей – трудный процесс, строительство нового. Древние греки говорили: «Целое больше суммы его частей», оно имеет особую силу, «душу» – энтелехию. Создание целого, наполнение его жизнью и силой всегда считались великим творческим делом.
Мы на этот процесс пока не способны, предки да были способны. Но с учетом высказываний в духе «насадить для всех единое», боюсь, что в данном ключе действовать придется как американцам, только вот кто нам это позволит, мы от Европы недалеко, да и «ядерная держава».
>Сравним две империи, не имевшие заморских территорий, Россию и США. Обе предложили миру разные типы жизнеустройств, обе несли мессианские идеи, очень разные. В известной речи в Сенате (1900) так говорится о США: «Бог сотворил нас господами и устроителями мира, водворяющими порядок в царстве хаоса. Он осенил нас духом прогресса, сокрушающим силы реакции по всей земле. Он сделал нас сведущими в управлении, чтобы мы могли править дикими и дряхлыми народами. Кроме нас, нет иной мощи, способной удержать мир от возвращения во тьму варварства. Из всех рас Он сделал Американский народ Своим избранным народом, поручив нам руководить обновлением мира. Такова божественная миссия Америки».
>Россия изначально «собиралась» иначе, чем США. В Америке пошли по пути этнической чистки территории, а потом ассимиляции – «переваривания» иммигрантов в этническом тигле и сплавлении их в нацию по шаблону протестантов-англосаксов. Так, в конце ХIХ века работник службы социального обеспечения в отчете о положении семьи выходцев из Италии написал: «Пока не американизировались. Все еще готовят на итальянский манер». Не все в США удалось, но в целом возникла более или менее однородная нация (сейчас, правда, возникли проблемы – афроамериканцы и испаноязычные жители Америки взламывают весь этнический тигель).
Один комментарий, а кот из этих двух империй развалился то?
Каждый действовал исходя из целесообразности, Россия в силу огромности территорий и высокой концентрации «скелетообразующего эноса» -- русских в Западной части империи, по другому политику и не могла вести, освоенные территории вмиг бы отпали под влиянием соседей. С другой стороны США, где происходила расчистка территории. Там шла экспансия. Позже они стали наступать на те же грабли, когда стали блюсти политкорректность, хотя врятли, кто серьезно воспримет призыв отделения от США скажем так Западного побережья.
Американцы создали «децентрализованную» систему, где есть ряд сильных «региональных» центров играющих одинаковую роль в жизни страны. В России и СССР такой системы создать не смогли. Есть тонкости которые позволяют об этом уверено говорить.
>«Собирание» России, напротив, было интеграцией – каждая новая часть включалась в целое, не теряя своих особенностей и самобытности. Каждый народ, входя в Россию, придавал этому целому какое-то свое качество. Система получилась гораздо сложнее, но разнообразие – великая ценность и порождает свойства, незаменимые в трудные моменты. Русские проявили замечательную уживчивость с другими народами и умение привлечь их к общему делу. Потому-то они и освоили огромные просторы Евразии, а Россия стала большой цивилизацией, по своей сложности и потенциалу сравнимой с Западом.
В целом верно, но есть моменты. Практически весь XIX в. – время завоеваний, когда присоединяли уже силой, но действовавшие на местах администрации учитывали раннее приобретенный опыт для новых территорий. Кстати на завоеванных территориях как правило не действовали общие для империи законы, тут много чего сохранялось из ранее существовавшего. А сложные системы боле подвержены «авариям».
>Для нас важно, что интеграция не достигается просто путем обмена – ты мне, я тебе. Между продавцом и покупателем на рынке, конечно, возникает взаимодействие, но эти связи слишком временные и слабые, рынок не соединяет части в целое. Интеграция – это всегда создание какого-то «общего котла», в который каждая часть вносит свою лепту. Например, в отличие от рынка, семья, каждый ее участник, делает свой вклад, и все они соединяются, а не обмениваются. Это соединение и создает то целое, которое «больше суммы частей». Очень часто вклады участников несоизмеримы между собой, они качественно так различны, что выразить их в единообразной форме, например, денежной, трудно или невозможно.
В семье точки соединения понятны «муж-жена», «родители-дети», «родственники», а вот во взаимоотношениях между никак не связанных между собой людей, какие могут быть подобные точки. Ведь интеграция то не бывает на пустом месте, предпосылки то к ней должны быть?
Предлагаете их поискать всем «миром», тоже разумно, но не продуктивно! Пока найдем и осмыслим точки получим, что они потеряли свою актуальность.
>Когда во время перестройки происходило расчленение СССР, то акцент делался на экономической выгоде или невыгоде. Это был подлог, и только тотальное господство клики Горбачева в СМИ не позволило вовремя его разоблачить. При разделении целостной системы на части устраняется тот «кооперативный эффект», который и придает главную ценность большой системе. Этот эффект может достигать огромной величины, придавая системе чудесную, внешне необъяснимую силу. Потеряв целостность страны, мы утратили такие огромные выгоды (энтелехию), которые никакими деньгами не оценить. Сейчас заинтересованные силы так же «отводят» нас от интеграции России, Украины и Белоруссии, напирая на то, что невыгодно продавать газ по заниженной цене, надо переходить на исключительно рыночный обмен.
Это очень больно бьет именно по России, ведь в итоге Россия не выполняет своих обязательств по имеющимся договорам. Претензии соседей тоже понятны, особенно Белорусов, но что делать остается открытым?