>А как объективные интересы быть социально обусловленными. Ведь последние обусловлены культурой, т.е. субъективны. Но тут у нас развилка, мы её фиксируем.
Объективные интересы индивида в моем понимании - это (другими словами) выживание плюс претензии на роль "нормативно полноценного" члена общности. Сверх этого - субъективные интересы. Существует более или менее определенный минимум не только с биологической, но и с социальной стороны: навыки и представления о мире, необходимые для типового поведения вплоть до воспитания общественно полноценного потомства. Необходима также готовность общественной среды принять индивида в качестве полноценного представителя общности в обмен на соответствие нормативным требованиям.
Она, эта роль, предполагает разный объем и состав интересов в различных общественных системах, т.е. не только биологически, но и социально обусловлена, - это объективный факт. Общество по мере развития расширяет нормативные требования от биологически обусловленного минимума.
Объективность тут в том, что необходимо соответствовать требованиям, принятым общностью за норму.
Объективность же самих требований общности к индивиду и встречных можно оценить по упомянутому критерию: необходимые для типового поведения вплоть до воспитания общественно полноценного потомства (опять социально обусловленное!), или же излишние, субъективно-культурные, не являющиеся необходимыми по материальным обстоятельствам жизнедеятельности.
>Да. Я даже знаю этот идеал. Называется инструментализм. Но это тоже развилка. Не страшно, диалогу это не помешает.
Здесь тоже притормозим, может быть прояснится с выяснением предыдущего расхождения.
Всегда приятно - Alexandre Putt27.02.2007 00:10:33 (12, 1559 b)
Не согласен - Alex5527.02.2007 12:53:31 (14, 920 b)