От Scavenger Ответить на сообщение
К Silver1
Дата 25.02.2007 19:43:19 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Re: Что такое элита

>******************************************************
>Элита (от фр. elite, лучшее, отборное):
>Неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

Нет. Элита - это политически активная часть социально-исторического организма (общества), которая оказывает влияние на политические процессы связанные с установлением, сохранением и распределением власти. Элита в современном делиться на две свои части:

1) Управленческая - она состоит из членов элиты, имеющих легальные и законные полномочия на осуществление властных функций в обществе. То есть это люди, которые находяться на должностях в государственном аппарате.
2) Идейная, (идеологическая, духовная) - она состоит из более широкого круга лиц, имеющих возможность косвенно влиять на власть в основном путем пропаганды своих идей.

>К сожалению, в отношении трактовки термина элита существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
>- Ценностной подход базируется на исходном смысле понятия элита (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью, а так же более высокой моралью и нравственностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.

Этот подход сразу можно отвергнуть. Элита - не есть лучшая часть общества, а в деградирующих обществах, элита, состоящая почти сплошь из субпассионариев (людей, которые наделены только животными инстинктами) прямо ведет общество к самоуничтожению.

>Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на ее положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л.Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.

См. выше. Можно называть их также управленческой и идеологической (духовной) элитами, чтобы подчеркнуть их функцию.

>Следует также различать действующие элиты и так называемые контрэлиты, то есть потенциальные элиты, ставящие своей целью осуществление смены (или ротации) действующих элит и предлагающие себя в этом качестве. В целях подтверждения собственных претензий контрэлиты предлагают социуму либо новые схемы управления, либо новые модели (стереотипы) поведения.

>Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного воспроизводства качественной элиты.

Это уже позиция элитариста. На самом деле важной задачей любого социума является не столько достижение высокого качества элиты, сколько ее расширение до максимальных размеров и ее контролируемость обществом. Профессионализм элиты будет легко достигнут, если в обществе есть массовое высшее образование - как в СССР. Идеалом для общества будет такая ситуация, когда элита полностью функциональна - то есть когда вся деятельность элиты сводиться именно к удовлетворению функций (потребностей) общества, а не собственных потребностей.

Существуют два подхода к элите:

1) Элитаристский - сторонники этого подхода считают наиболее важным предоставление элите преференций, которые бы ее удовлетворяли и обеспечение максимально высокой нравственной мотивации ее членов. Сторонники подобного подхода хотели бы предотвратить деградацию элиты путем ограничения доступа в элиту со стороны необразованной массы, повышения качества элиты.

2) Функциональный (народовластнический) - сторонники этого подхода стремяться либо вовсе упразднить элиту, либо ослабить ее исключительность путем слияния управленческого механизма с массой политически активных граждан и доведения этой массы до максимально возможного количества. Для этого предлагаются средства в виде повышения политической культуры населения, уничтожения перегородок между политическим процессом и массой населения, превращения представительной демократии в "демократию участия".

С уважением, Александр