От Леонид Ответить на сообщение
К Durga Ответить по почте
Дата 15.02.2007 01:57:24 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Проблема здесь гораздо шире

"Опиум для народа" пошел не с легкой руки указанных юмористов, а с антирелигиозной пропаганды начала 20-х годов прошлого века. В повести А. Рыбакова "Бронзовая птица" именно так комсомолец говорит о религии деревенскому парню: "Обман, опиум! Затуманивают ваши мозги". Скорее всего, тогда это было расхожим выражением в пропаганде. Хотя в серьезных книгах, например, в "Истории Древнего Рима" Машкина 1949 года издания, в главе, где рассказывается о возникновении христианства, цитата приводится верно - "опиум народа".
Здесь надо посмотреть историю атеизма, который сложился до Маркса. И интересно, что вполне соответствует марксистским понятиям базиса и надстройки.
Корни атеизма можно усмотреть в ленных отношениях собственности на землю в Западной Европе, сложившихся в достаточно темных веках раннего Средневековья. В противоречиях интересов светских сеньоров. И католического духовенства, которые тоже выступали феодальными сеньорами. Из борьбы гвельфов и гиббелинов (вожаки гиббелинов объявлялись еретиками, вероотступниками). Ярко выразилась та же борьба в Реформации и Контрреформации. Но тем не менее где сложился и где публиковались атеистические мысли больше всего? Во Франции, оставшейся католической. Далеко не последними людьми в ней. Вольтер, Дидро, Руссо, менее известные. Отсюда и пошла мрачноватая шутка про кишку-удавку. Агрессивный атеизм, позднее выразившейся в "Забавной Библии" Лео Таксиля, имеет свои корни именно в этом. Оспаривании прав на феодальные владения католического духовенства.
Все, что сказать было можно, было сказано давным-давно. И в отношении современных атеистов, равно как и апологетов церковных, можно сказать тоже, что о Бурбонах после реставрации: ничего не поняли и ничему не научились. Все это выросло из спора светской землевладельческой аристократии, а позднее - буржуазии с духовентсвом о праве владения и получение ренты с земли. Атеизмом оспаривали чисто юридические права каталического духовенства.
В заключение хотелось бы привести цитату А.Ф. Лосева из его "Диалектики мифа".
"Напрсано представители пролетарской идеологии усвоили себе систему атеизма и вероучение о примате знания. Наоборот, атеизм был оригинальным порождением именно буржуазии, впервые отказавшейся от Бога и отпавшей от церкви; и тут нет ничего специфически пролетарского. Если же станут говорить, что буржуазное происхождение той или иной социальной ценности не мешает само по себе тому, чтобы она была усвоена пролетарским сознанием, то это указывает только на то, что, с точки зрения пролетариата, существуют внеклассовые социальные ценности. И одно из двух: или атеизм и миф о примате знания есть буржуазное порождение, тогда пролетарий не может быть атеистом; или он может и должен быть атеистом, и тогда пролетарское мировоззрение ничем не отличается от капиталистического в самом существенном вопросе всего мировоззрения и, кроме того, существуют для него внеклассовые социальные ценности, т.е. марксизм в таком случае есть, с точки зрения пролетариата, ложная теория."
Вот так.