Психоз-то он психоз, да только была у этого психоза причина, которую мы плохо сознаем.
В западной литературе 60-х заметное место занимали произведения посвященные слишком близко придвинувшемуся ядерному апокалипсису. - Взаимному ядерному уничтожению СССР и США, а вместе с ними и всего мира.
Добрых 30 лет сознание общества подвергалось испытанию ожиданием развязки, за которой больше ничего не будет.
И это ожидание было ничем не хуже ожидания апокалипсиса христианами первых общин и проповедовавшими им апостолами. Только в качестве взгляда Великого Судьи выступали взгляды детей, которых никогда не будет или которые уже есть, но которым не суждено пережить всемирную катастрофу.
Апокалиптическое мышление - это особый вид мышления. В нем "многое теряется из виду: тают грозовые облака, кажутся нелепыми обиды". Мышление становится масштабнее, чище, светлее. Апокалиптические эпохи порождают гениев.
Высочайший расцвет науки и искусства, который мы отмечаем в СССР 50-70-х, - соответствовал ничуть не меньшему взлету науки и искусства в США, в Западной Европе. Музыка, песни, кинофильмы и мультфильмы, рывок в науках и технологиях.
Но был еще один рывок - философский. Только он не был связан с именами каких-то философов-одиночек. Это был молекулярный процесс перестройки мировоззрения целых народов. А именно: родилось и охватило всю развитую часть цивилизации - явление под названием ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
В начале 20 века Хайдеггер ставил перед собой сверхзадачу - построить философскую систему, которая смогла бы потеснить безусловно сильнейшее, властвовавшее над умами человечества марксистское мировоззрение. Экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса, Камю - собственно и был такой попыткой. Заменить марксистского человека-пешку в водовороте саморазвития природы и общества - человеком, осознающим значимость собственного существования. Но ответ экзистенциалистов был локальной атакой, не имевшей потенциала захватить все сферы жизни и деятельности.
Апокалиптическое мышление эпохи холодной войны - позволило человеку подняться ввысь и взглянуть на себя с точки зрения высших ценностей(которые, впрочем, остались еще несформулированными). Взглянуть - и ужаснуться, увидев плоды рук своих. Атомная бомба была только малой частью этого ужаса. Человечество увидело муравейники грязных, бездуховных городов, задыхающихся в автомобильных выхлопах, увидело умирающие реки и озера, исчезающие леса и гибнущие сельскохозяйственные угодья. Увидело ужас вероятного голода и ужас возможных неизвестных эпидемий. Увидело ужас информационного загрязнения планеты и человеческих мозгов. Увидело ужас социальной организации, при которой погоня за прибылью небольшой группки людей - загоняла в тупик все человечество. И в то же время человечество прочувствовало свою человеческую значимость. Свою человеческую ответственность за все хорошее и все плохое. Почувствовало цену своего безответственного, злонамеренного или наоборот добродетельного поведения - не только перед лицом себе подобных, не только перед уголовным кодексом, но и цену своего поведения перед самими законами мироздания. Почувствовало космическую значимость собственного разума и праведности или неправедности своих решений.
В 60-е годы в рамках революционного, интеллектуально смелого тогда экологического мышления - все эти вопросы были поставлены. Давление экологического мировоззрения и выраставшей из него новой человеческой этики - заставило правительства стран ядерного клуба отказаться от самых опасных видов ядерных испытаний, а затем в 70-е - начать беспрецедентное экологическое наступление - очистить города развитых стран от окутывавших их клубов дыма, вернуть жизнь мертвым рекам.
Именно под давлением нового экологического мировоззрения страны, отвергавшие планирующую и патерналистскую функцию государства, - сделали свои государства и планирующими, и патерналистскими. Это было настоящей революцией в жизни Западной Европы, но затронуло и США, и Японию.
А менее всего затронуло СССР. Потому, что все основные пути решения глобальных проблем: комплексное научное изучение стоящих проблем, комплексное плановое развитие народно-хозяйственного комплекса, государственная забота о науке, о здравохранении, об образовании, о пенсионном обеспечении, - списывалось с СССР. И возникающая при этом бюрократия - тоже списывалась с СССР. К 1968 году(перед Чехословакией) СССР - был идеальной моделью переустройства жизни человечества. Просто потому, что все основные ужасы развития цивилизации - оказывались не советскими по происхождению. Их породил другой, капиталистический, основаный на погоне за прибылью мир.
Экологическое мировоззрение - преодолело марксизм. И стало новым мышлением, обобщившим прежде всего то лучшее, что выросло в Советской цивилизации. Именно лучшее. Если планирование, то не детальное - до винтика и литра спирта, а планирование нужных обществу параметров развития экономических субъектов: по показателям промышленной экологии, по уровню доходов, безопасности труда и социальной защиты работающих, - и обеспечение этих показателей системой штрафов, тарифов, нормативов.
Давление охватывающего западную цивилизацию экологического мировоззрения сделало возможным и снижение уровня ракетно-ядерного противостояния, и феномен Хельсинкских соглашений. Экологическое мировоззрение выстраивало мир спокойного сосуществования на базе рационального изучения проблем и по возможности бесконфликтного, компромиссного, ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО их преодоления.
Разумеется, на раннем этапе не обходилось и без эксцессов. Поворот общественного мнения в сторону экологии тут же попытались использовать корпорации. "Боинг" обвинил европейцев в том, что окислы азота, образующиеся в верхних слоях атмосферы, - разрушают озоновый слой. И выиграл тем самым борьбу за трансатлантические перевозки. Это была первая серия страданий по озону. Но она стала прологом ко второй.
Идеология советского общества не была идентичной экологическому мировоззрению. Но - сдвигалась к нему. И вполне логично сдвигалась - это было лучше ортодоксального марксизма. Это было человечнее. Но, что самое главное, это мышление символизировало СПАСЕНИЕ. Почти в религиозном смысле. В середине 70-х человечество на короткий период вздохнуло спокойнее, когда советско-американский диалог по ограничению вооружений и Хельсинкские соглашения 1975 года - резко снизили ощущение приближающейся ядерной грозы. Десятилетие экологического наступления очистило города от дыма, усиление роли государства повысило социальную защищенность европейцев и дало существенный выигрыш в развитии - за счет интеграции. Возросший уровень международного доверия и включение СССР в систему международного разделения труда, во всемирный научный процесс, - повысили и качество жизни в СССР.
Все эти процессы были настолько масштабными, что их следовало бы называть революционными. И СССР - был в числе стран, которых эта революция коснулась.
В это трудно поверить, но самыми плачевными результаты экологической революции оказались для США. Поскольку затронули их как бы в наименьшей степени. Высший расцвет США в 50-е годы сменился медленным, но неуклонным спадом. С 60% мирового промышленного производства в начале 50-х - к 30 и ниже в 80-х. Страна переживала вьетнамский синдром, политические последствия Уотергейтского скандала. В экономике к 1980-81 разразился кризис. Америка не расслабилась. Америка продолжала воевать. Против японских автомобилей, против китайского и индонезийского текстиля, против европейской стали. Против нарастающей тенденции европейской независимости. Против кожей ощущавшегося американцами снижения авторитета страны на мировой арене.
И новый раунд холодной войны, который начался в конце 70-х с подачи президента Картера, - был для них не новым витком, а продолжением привычного существования в условиях надвигающегося апокалипсиса. Американцы до сих пор из него не вышли. Не уловили духа мировоззрения Спасения. Но вполне уловили его риторику. И цинично поставили его себе на службу. Второй серией озонового скандала. Прямой финансовой поддержкой экологического экстремизма в СССР, последующим разрушением российской науки - посредством временного поворота научных учреждений к финансируемым США экологическим темам.
Экологический психоз в советском обществе второй половины 80-х не был просто психозом.
Американцы оседлали новую религию советской цивилизации, пришедшую на смену марксистской - и уже внутренне воспринимавшуюся людьми в качестве идеологии спасения.
было бы ошибкой думать, что использовалась только та составляющая экологического мировоззрения, которая относилась к загрязениям радиацией, химией и чем-то подобным. Во второй половине 80-х Америка надела личину главного поборника всех тех базовых принципов, которые составляли экологическую парадигму. Здесь было все: и открытые границы, и международное равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, и научное демократическое решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Это надо просто вспомнить.
Можно не соглашаться с лунной мистификацией. Но в во второй половине 80-х Америка сыграла еще один спектакль на планетарной сцене. При этом врала всему миру. Очень показательно, что когда в 1996 году планировались критически важные для критической проверки влияния фреонов на озоновый слой самолетные измерения на российском высотном самолете-разведчике, стоившие 600 млрд. руб( это тогда было что-то типа 15 млн. долларов), США, выступавшие инициатором и вдохновителем предстоявшего исследования, сами раскошелились и подвигли своих союзников на финансирование проекта в размере аж 10 млрд. руб - менее 2% стоимости проекта. Выход из Киотского соглашения - продолжение этой же политики. Ну а на более низком уровне - спущены на тормозах в буквальном смысле все соглашения о совместных исследовательских и научно-технических проектах, переговоры о которых были начаты еще в советское время.
Именно в этом состояла манипуляция сознанием советских людей. Не в том, что им внедряли какие-то черные, отрицательные образы вместо хороших, светлых. Сменить систему образов, понятий - очень сложно. Но можно оседлать действительно святое стремление людей к лучшему, более справедливому, возглавить это движение, исказить его, - и завести в тупик. А самому смыться на заранее приготовленном вертолете.
Нам не надо обвинять соотечественников в каком-то специфическом психозе. Наоборот, надо понимать, что народные движения второй половины 80-х в целом отражали способность советских людей подняться всем миром ради достижения именно позитивных, благих целей. Ради миссии улучшения обстановки во всем мире. Но надо понимать и то, что США при этом продемонстровали цинизм и лицемерие, возведенные в ранг государственной политики. Цинизм и лицемерие не только в отношении противника, но и в отношении всего остального человечества, в отношении своих политических союзников.
Лицемерие США в отношении как чисто экологических задач, так и в отношении прочих составляющих экологической парадигмы не только свалили СССР, но и лишили Западную Европу цивилизационной идеологии. Прихлопнули возникший духовный суверенитет Европы, восстановили пошатнувшееся было господство над духовной жизнью Европы, заменив ее корытом сытости.
США харкнули в то святое, что выработало человечество, вынырнувшее из двух кровопролитнейших войн.
Мы можем себя винить только в наивности, в том, что повелись на обман. А вот Америку мы должны обвинить в том, что это гнездо мирового зла. Государство-мошенник и общество мошенников. Мы вместе с европейцами должны признать США государством, которое не имеет морального права на существование. А борьбу против него - священной. Которая должна вестись всеми доступными средствами. Невзирая на возможную потерю временных и локальных выгод от сотрудничества с США.