|
От
|
Дмитрий Кропотов
|
|
К
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
Дата
|
02.02.2007 09:48:52
|
|
Рубрики
|
Прочее; Манипуляция;
|
|
Сервейеры отключали двигатели на высоте метра-двух
Привет!
>Астронавты при посадке абсолютно не знают явления болтанки.
>Понятно, что атмосферы нет, а потому не должно быть изменений в скорости снижения. Но двигатель работал буквально до упора щупа. Собственная реактивная струя посадочного двигателя, отражающаяся от поверхности под самыми различными углами, должна была толкать лунный модуль. Причем самым непредсказуемым образом: то приостанавливая спуск, то придавая ему ускорения в горизонтальном направлении за счет разницы давлений в обтекающих модуль с разных сторон потоках, то наклоняя модуль.
>При перекосе отраженной струи относительно вертикали, возникала разница давлений по разные стороны модуля масштаба десятых долей среднего давления в струе Сотни паскалей на несколько квадратных метров сечения - ускорения типа 1 м/с2, наклоняющие модуль или толкающие его вдоль Луны. 1 секунда такого режима и 3.5 тонны инертной массы приобретают, например, горизонтальную скорость 1 м/с. С которой эта хреновина и врезается в лунный грунт. А это дает еще и хороший опрокидывающий момент относительно опор.
Возможно, поэтому про эффект болтанки никто и не вспомнил. Да и двигатели Сервейера были весьма слабенькими (50 кг тяги) по сравнению с ЛМ.
Но некоторые Сервейеры подскакивали и перемещались над поверхностью - на неск.десятков сантиметров
>Это можно было не заметить только в теоретических выкладках. С заданными начальными условиями - вокруг типа вакуум, проблем аэродинамики быть не должно.
Вот скан странички из книги Шварева, Черкасова Лунный грунт, М.,1975 - там много про запыление. По-моему, в вопросе о запылении ровера вы правы - аналогичные эффекты наблюдались и на Сервейерах.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru