Документы есть надо поработать что бы их представить… (часть II)
В-третьих, неравенство между материальным положением села и города, провинции и центра, русификаторская политика властей породили недовольство простых людей - рабочих, дехкан. Шел рост национализма, авторитета религии. Все беды Узбекистана ассоциировались с центром и с русским народом. В этом отношении показателен анекдот, имеющий хождение в республике: «Дехканин трудится в поле. К нему прибегает сын и кричит:
- Ата! русские в космос полетели!
Тот прекращает работу, опирается на кетмень и спрашивает:
- Все?
- Нет, один!
- Э-э…
И дехканин продолжил свою работу». В условиях падения жизненного уровня в конце 80-х годов скрытое недовольство населения стало обретать открытые формы.
В итоге, к моменту обретения независимости имеем следующий расклад:
- прокремлевски настроенная, хорошо централизованная бюрократия;
- либерально и националистически настроенная творческая узбекская интеллигенция, ведущая за собой значительную часть городских обывателей;
- огромная масса дехканства и примыкающих к нему горожан, по большей части пассивная, но в значительной части - зараженная исламистскими настроениями;
- русскоязычное население, обеспокоенное за свою судьбу и настроенное великодержавно.
Получилось так, что наиболее левой силой общества оказалась его наиболее консервативная часть. Это была власть. Узбекское государство снискало к себе ненависть всех демократов, считавших его врагом перестройки. Коммунисты же видели в нем оплот советской власти. На одно из ташкентских предприятий пришло как то письмо от старой коммунистки из Львова. Она рассказывала об установлении советской власти в Западной Украине, ругала демократов и хвалила Каримова. В ответе молодежь предприятия обещала ей: «Мы еще высоко пронесем уроненное старшим поколением знамя». Как увидим дальше, знамя оказалось чересчур тяжелым и нас сейчас хватает только на маленькие флажки.
В 91 первом году О. Шенин прилетел в Ташкент. О чем он договаривался с Каримовым неизвестно, но во время «августовского путча» Каримов оказался с визитом в Индии. Узбекские газеты напечатали обращение ГКЧП к советскому народу, и только 20-го августа, когда стало видным его поражение, Каримов прервал свою иностранную поездку, вернулся в Ташкент и выступил против ГКЧП. Была объявлена независимость Узбекистана (примечательный факт: независимость Узбекистана была объявлена … 1 сентября 1992 года, т.е. через 9 месяцев после Беловежских соглашений. Прим О.И. Шро). Но по сути объявление независимости Узбекистаном можно расценивать как победу ГКЧП в отдельно взятой среднеазиатской республике. В сентябре 91 года этим пыталась воспользоваться так называемая клановая оппозиция. Около 200 депутатов Верховного Совета подписали заявление, обвиняющее Каримова в пособничестве ГКЧП и требующее его отставки. Впрочем, это привело лишь к разгрому ташкентского клана, инициировавшего это выступление.
После развала СССР стало немодным говорить о своей преданности социализму. Каримов и не говорил. В государственной идеологии произошел поворот от псевдомарксизма к псевдодемократизму. Переворот этот ничего не стоил властям, так как к коммунизму они уже несколько десятилетий имели отношение лишь словесное. «Интернационализм» сменился умеренным национализмом, приверженность «ленинизму» - приверженностью «народным традициям» и «общечеловеческим ценностям».
Коммунистическая партия Узбекистана была преобразована Народно-Демократическую партию Узбекистана (НДПУ). Преобразование сопровождалось перерегистрацией, которую большинство рядовых партийцев проигнорировало и, тем самым, вышло из партии. Тем не менее, все партийные функционеры остались на своих местах, все партийное имущество осталось в их распоряжении и политическое положение НДПУ как правящей партии осталось без изменений. У партийных бюрократов не было причин для недовольства, марксизм был для них пустым словом, а потому возрождать компартию они не торопились. Лишь очень немногие из них, главным образом профсоюзные деятели, предприняли в 92 году попытку ее возрождения на легальной основе. Во главе этих людей стоял писатель, бывший министр иностранных дел УзССР Сарвар Алимджанович Азимов. Старик 1923 г. рождения, - он был подвергнут морально-психологическому давлению, получил инфаркт и умер. Вся затея с легальной компартией на этом закончилась.
Тем не менее коммунистическое движение в Узбекистане не прекратилось. Коммунисты Узбекистана участвовали в 93 г. в создании СКП-КПСС, а в 94 году нелегальная Коммунистическая партия трудящихся Узбекистана стала полноправным членом СКП. Впрочем, вся активность этой партии свелась к участию в съездах СКП. Участвовала она также в съезде народов Центральной Азии в Бишкеке в 2000 году. Сейчас партия примыкает к шенинскому СКП. О какой-либо деятельности этой партии в самом Узбекистане неизвестно. Кроме того в республике ведется кружковая работа. Пример такой работы может дать возникший в Ташкенте в 96-97 годах кружок, который условно будем называть «Движением коммунаров». Его активность также была направлена на Россию, где должно было «все решиться». Кружок занимался теоретическими изысканиями, спасал из библиотек списываемую марксистскую литературу, собрал и отправил одного из своих членов в Россию для пропаганды коммунистической революции.
Итогом этой работы стал выход в Москве в октябре 99 г. единственного номера газеты «ДвиКом». Со временем связь ташкентской части «Движения коммунаров» со своей российской частью ослабла и прекратилась. Состав кружка претерпел значительные изменения, в нем сместились центры тяжести, и в 2001 году кружок конституировался как Ташкентский коммунистический союз, который и представляет автор этой статьи. Летом 2002 года ТашКомСоюз приступил к пропагандистской и агитаторской работе среди ташкентских рабочих и в интернете. Имеет самиздатовский бюллетень «Рабочие страницы», выходящий нерегулярно (примерно раз неделю).