|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
16.01.2007 11:06:51
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Лидия Русланова как зеркало советской буржуазии :-))) (*+)
http://www.sovross.ru/2007/01/01_7_3.htm
ЗЛАТЫЕ ГОРЫ «КРАСНОЙ БУРЖУАЗИИ»
Фильм о Лидии Руслановой
8 января по Первому каналу был показан документальный фильм «Златые горы» Лидии Руслановой». Сам факт обращения к личности этой легендарной артистки (сегодня многими уже забытой) можно было бы приветствовать, если бы не одно «но»: главной целью авторов фильма было в очередной раз уличить советскую власть в жестокости, а великую артистку представить в образе невинной жертвы этой власти. Подобная мифология об «ужасах тоталитарной системы» пропагандируется в сегодняшней России вот уже более 15 лет (одних документальных фильмов об этом российское ТВ наснимало не один десяток), и конца этому пока не предвидится. Единственный способ противостоять этой кампании — развеивать эти мифы посредством обнародования тех фактов, которые намеренно пропагандистами этой кампании затушевываются либо опускаются.
НАЧНУ с того, что певческий талант Лидии Руслановой никакому сомнению подвергнут быть не может. Именно благодаря этому таланту простая крестьянская девчонка-сирота смогла сделать блестящую карьеру в советской России. Стоит отметить, что за год до революции она была принята в Саратовскую консерваторию, где из нее собирались сделать оперную певицу. Но Русланова не захотела идти в элитарное искусство и избрала стезю народной певицы. В итоге она бросает консерваторию и начинает выступать перед народом — на фабриках, в деревнях. Именно там Русланова и проходила свои первые певческие университеты. Однако ее несомненный талант вряд ли бы смог пробить себе дорогу на самый верх, если бы не поддержка извне.
В 1919 году Русланова, что называется, удачно вышла замуж. Ее супругом стал влиятельный сотрудник такого авторитетного ведомства, как ВЧК, Наум Наумин. Во многом именно благодаря его стараниям Русланова в начале 20-х переезжает в Москву и становится солисткой театрального бюро Центрального Дома Красной армии. А в 1929 году, уйдя от Наумина, Русланова делает еще один шаг наверх — выходит замуж за известного московского конферансье Михаила Гаркави, который вводит ее в столичную эстрадную богему. С 1933 года Русланова становится солисткой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ).
По сути, именно с этого момента и берет свой старт настоящая слава Руслановой, когда она начинает активно гастролировать по всей стране, собирая на своих концертах полные залы. Именно в содружестве с Гаркави Русланова раздвигает свои эстрадные горизонты: выступает под аккомпанемент рояля, в дуэте с гармонистами, балалаечниками, с Русским народным оркестром имени Осипова. Ее талантом восторгается сам Федор Иванович Шаляпин, который, однажды услышав по радио трансляцию из Москвы ее концерта, настолько был поражен, что тут же написал письмо известному советскому конферансье А.Менделевичу: «...Опиши ты мне эту русскую бабу. Зовут ее Русланова, она так пела, что у меня мурашки пошли по спине... Поклонись ей от меня».
Между тем, войдя в столичную актерскую богему, Русланова с лихвой пользовалась всеми ее благами. Она и раньше, при первом муже, отнюдь не бедствовала, однако став солисткой ГОМЭЦ, сумела значительно раздвинуть и эти горизонты. Уже в начале 30-х по стране во всю ходили слухи о ее роскошных хоромах в центре Москвы, богатой коллекции антиквариата и драгоценностях, среди которых, как уверяла народная молва, были золотой царский портсигар и брошь, когда-то принадлежавшая супруге А.Пушкина. Скажем прямо, все эти слухи рождались не на пустом месте: Русланова и в самом деле была сказочно богата, по меркам того времени. И это при том, что концертные ставки в СССР даже у таких популярных артистов, как Русланова, были отнюдь не фантастическими. Откуда же такое богатство?
Каждый советский эстрадный артист числился в какой-нибудь официальной организации вроде Мосэстрады или Ленэстрады. Там ему ежемесячно выплачивалась официальная зарплата, которая была чуть больше средней зарплаты по стране (она могла быть еще больше, благодаря надбавкам за различные звания), плюс существовала концертная ставка (у Руслановой в середине 30-х она была не самой высокой — около 600 рублей), которая выплачивалась за каждый концерт. Таким образом, у такой популярной актрисы, как Русланова, официально в месяц могло набегать несколько тысяч рублей (в основном благодаря концертам, поскольку никакими званиями она не обладала до начала войны). На эти деньги можно было не бедствовать, однако регулярно приобретать антиквариат, бриллианты и подлинники картин великих русских художников было весьма проблематично. Выручали так называемые левые концерты — то есть выступления в обход официального концертного графика.
Например, Русланова приезжала от ГОЦЭМ в какой-нибудь советский город с серией запланированных концертов, а потом давала несколько выступлений вне графика в пригороде. Деньги от первых концертов шли в кассу ГОМЭЦ, деньги от вторых — в карман самой певицы, а также администратора, который эти концерты устраивал, и тому чиновнику «наверху», который их прикрывал (сейчас бы сказали «крышевал»). Поскольку Русланова была певицей сверхпопулярной, недостатка в «левых» концертах у нее не было. В итоге в год она имела возможность заработать на них до 100 тысяч рублей (и это помимо тех денег, которые она получала в официальных представлениях).
Самое интересное, что власти прекрасно знали о подобной практике, однако чаще всего предпочитали закрывать на это глаза. «Жестокий» и «тоталитарный» советский режим разрешал своей «красной буржуазии» жировать и барствовать в обмен на лояльность. И эти правила игры культивировались обеими сторонами на протяжении десятилетий. Они нарушались только в том случае, если «буржуи» вдруг, что называется, зарывались. При этом никакого значения не имело, какими званиями и положением этот самый «буржуй» обладает — спуску никому не давали. Вот лишь один из подобных примеров, где под «раздачу» попала «звездная» чета в лице кинорежиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой (последняя, кстати, была любимой актрисой самого Сталина, но это не уберегло ее от публичной «порки»).
Летом 1938 года именитые супруги решили построить себе дачу во Внукове, а это строительство стоило больших денег. Надо было зарабатывать, причем как можно быстрее. И Орлова нашла выход. В те годы она часто гастролировала по стране с творческими вечерами; ее концертная ставка по сравнению с другими артистами была одной из самых высоких — 750 рублей. Однако в создавшейся ситуации даже этих денег актрисе не хватало. Поэтому в апреле того года, устраивая свои гастроли в Киеве, она потребовала платить ей за концерт... 3300 рублей. Сумма была астрономическая, но Орловой пошли навстречу. И ей это понравилось. В следующем месяце она должна была приехать с концертами в Одессу и установила новую цену на свои выступления — 3000 рублей, не считая проездных, суточных и т.д. Однако здесь ее ждало разочарование. Руководство Одесской филармонии отказалось работать с Орловой на таких условиях, сославшись на нехватку денег. Но Орлова нашла выход и из этой ситуации. Она связалась с председателем месткома филармонии и договорилась о проведении концертов с ним. В результате за восемь концертов ей должны были заплатить 24 тысячи рублей.
Пускаясь во все тяжкие ради строительства дачи, Орлова, видимо, была уверена в том, что подобное «левачество» сойдет ей с рук (видимо, раньше так и было). Но на этот раз ей не повезло: «наверху» было принято решение знаменитую артистку осадить в целях профилактики — чтобы другие не зарывались. 10 июня в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение». После чего Орлова на какое-то время ушла в тень, а Александрову, несмотря на его связи, стоило большого труда защитить свою супругу от дальнейших нападок. В конце концов эта история забылась и «звездная» чета благополучно достроила свою двухэтажную дачу, которая прослужит им еще почти 40 лет.
НО ВЕРНЕМСЯ к Лидии Руслановой, которая в том же году тоже стала героем критической заметки, причем в том же издании — в газете «Советское искусство». И хотя поводом к этой публикации стало некрасивое поведение артистки, однако и без «левого» концерта здесь тоже не обошлось. Дело в том, что Русланова должна была участвовать в сборном концерте, организованном Мосэстрадой для стахановцев и ударников Первомайского района Москвы, однако опоздала на целый час, поскольку была занята в «леваке». Несмотря на то, что первое отделение давно закончилось и началось второе, Русланова потребовала, чтобы ее немедленно выпустили на сцену, поскольку должна была... успеть еще на один концерт. Когда ей указали, что это невозможно, артистка принялась нецензурно браниться (эту привычку она приобрела еще в детстве, когда воспитывалась в приюте). Администрация попыталась усовестить разгневанную певицу, но в ответ на это Русланова позволила себе хулиганскую выходку, заявив: «Вы срываете мои концерты, так я сорву ваш». Как писал автор заметки, «и, вымещая на аудитории свое раздражение против администратора, Русланова вышла на сцену с хмурым лицом, не стараясь скрывать своего дурного настроения, небрежно спела две песни и величественно удалилась...».
Стоит отметить, что никакого наказания за этот инцидент Русланова не понесла. А вскоре началась война и подобные инциденты никем уже не вспоминались. Общество сплотилось, причем в единое целое слились и власть, и народ, и «красная буржуазия». Та же Русланова деньги от концертов (кстати, и от «левых» тоже, которые в годы войны практиковались даже чаще, чем в мирное время, о чем сама певица поведает через несколько лет во время своего ареста) тратила не на картины и бриллианты, а отдавала на создание ракетных расчетов катюша, и те утюжили фашистов на передовой. Кроме этого, певица была активной участницей концертных бригад и часто выезжала на фронт, где своими песнями поддерживала бойцов (боевое крещение она приняла под Ельней осенью 1941 года на огневых позициях артиллеристов). Впрочем, в Советском Союзе не было артистов, кто в годы войны не прошел бы через концертные бригады.
Активная концертная деятельность Руслановой на фронте и в тылу не осталась незамеченной «наверху». В 1942 году певице присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. В том же году Русланова развелась с Гаркави и вышла замуж в очередной раз, причем опять удачно: за известного военного, однополчанина будущего маршала Г.К.Жукова Владимира Крюкова.
Популярность Руслановой на фронте была поистине феноменальной. Подобной славы она как артистка наверное, не переживала больше нигде и никогда. Ее «Валенки», «Степь да степь кругом», «Катюша», «По диким степям Забайкалья» слушались и распевались на всех фронтах. Триумфальным оказался и концерт Руслановой у стен поверженного рейхстага в мае 1945 года — она пела вместе с ансамблем донских казаков под управлением Михаила Туганова. Однако после этого минуло всего лишь чуть больше трех лет и Русланова была арестована и отправлена в тюрьму. Что же случилось?
В упомянутом фильме, показанном по Первому каналу, этот арест подается как несправедливый. Дескать, жил себе хороший и популярный человек — Лидия Русланова, а жестокая сталинская власть ее арестовала и бросила за решетку. Между тем повод к такому повороту событий был, и повод серьезный.
ПОСЛЕ войны Русланова не изменила своим привычкам — продолжала «барствовать». В этом не было бы, наверное, ничего предосудительного, если бы не одно «но»: подавляющая часть советских людей жили впроголодь после страшной войны. А «красные буржуи» никаких бед и забот не знали. У той же Руслановой помимо роскошной квартиры в центре Москвы было еще две других в разных частях города, две дачи, четыре автомобиля, антикварная мебель, более 130 полотен известных русских художников и многое другое. Спала певица на огромной (6 квадратных метров) кровати из карельской березы, которая ранее хранилась в Зимнем дворце и принадлежала... императрице Екатерине Великой. Эту кровать Руслановой доставил из Ленинграда ее супруг, задействовав в этом деле нескольких своих солдат и грузовик. О том, как выглядели апартаменты певицы, позднее рассказала ее знакомая Е.Амерханова, которая в 40-е годы часто бывала в доме у Руслановой: «Жила она в переулке рядом с Домом литераторов. У нее не дом был, а музей! Стояла очень красивая павловская мебель. Помню диван, а на нем покрывало из чернобурок... Картин у нее очень много было. А еще у Руслановой была такая красивая шкатулка из красного дерева с хитрыми замками, она мне ее сама показала. Полная драгоценностей...».
Поскольку Русланова продолжала входить в верхушку советской богемы, подобный образ жизни ей был дарован высочашим повелением сверху. И от нее требовалось только одно — сохранять лояльность власти. Но именно этого певица и не сделала. Поскольку была она еврейкой (настоящая фамилия певицы была Лейкина, а фамилию Русланова ей дали в приюте), она входила в так называемую еврейскую прослойку советской творческой элиты. У нее на квартире часто собирались представители этой прослойки и вели острые разговоры на разные темы, в том числе и на политические.
Когда в мае 1948 года было образовано государство Израиль, советские евреи, в том числе и из числа «красных буржуев», встретили это событие с восторгом. Достаточно сказать, что московская еврейская религиозная община организовала по этому случаю торжественное молебствие, на котором присутствовало 10 тысяч человек, которые заполнили не только помещение синагоги, но и весь примыкающий к ней Спасоголенищевский переулок. И в этом мероприятии не было бы ничего крамольного, если бы Израиль не стал врагом СССР, переметнувшись к его главному стратегическому противнику по «холодной войне» США (и это после того, как именно Сталин помог Израилю появиться на свет, протащив этот вопрос через ООН).
Когда советская власть начала пропагандистскую кампанию против Израиля, большинство советских евреев из числа «красных буржуев» встретили это в штыки. В числе этих людей была и Русланова, которая откровенно говорила об этом в своих застольных беседах. В итоге в сентябре того же 1948 года органам МГБ была дана команда наказать певицу за произраильскую (и значит, антисоветскую) позицию. И если раньше все могло бы обойтись публичной «поркой» (вроде критической статьи в газете), то теперь ситуация изменилась — Русланову решено было арестовать, причем вместе с мужем, за которым тоже имелись грехи: ему вменили в вину моральное разложение — якобы он содержал бордель для высокопоставленных деятелей в одном из военных госпиталей.
Русланову арестовали 25 сентября в ее собственной квартире в Лаврушинском переулке. Певицу обвинили в антисоветской деятельности и буржуазном разложении. В качестве доказательств по первому пункту привели слова ее бывших друзей (тоже арестованных), которые слышали от нее речи антисоветского содержания. По второму пункту все было еще проще: на квартире у ее бывшей няни (Петровка, 26) в изразцовой печи был обнаружен тайник, в котором хранились 208 бриллиантов, а также изумруды, сапфиры, принадлежавшие Руслановой. На вопрос следователя, откуда у нее такое богатство, певица честно ответила: «Я не задумываясь покупала их, чтобы бриллиантов становилось все больше и больше. Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда «левых» концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930 года и, признаюсь, делала это не без азарта...».
По решению суда Русланову приговорили к восьми годам тюрьмы. Никаких ужасов в виде разного рода издевательств в заключении с ней не происходило, поскольку власть не ставила целью уничтожить певицу. Ее просто наказали за политическую нелояльность к той власти, которая, по сути, выпестовала ее и вознесла на самый верх богемного олимпа. Поэтому, когда в 1953 году Русланова оказалась на свободе, ее сразу вернули в профессию, и она быстро наверстала упущенное: вновь стала концертировать и вернула не только былую славу, но и былое богатство. И опять не вопреки советской власти, а благодаря ей.
Всего перечисленного выше в фильме «Златые горы...» нет, а есть выжимание слезы из зрителя посредством надуманного противопоставления: дескать, с одной стороны — «жестокая» власть, с другой — талантливая и гордая певица. Спору нет, Лидия Русланова была великой артисткой. Однако свой несомненный талант она поставила не только на службу своему народу, но и своим порокам, которые в основном и привели ее к тем несчастьям, что выпали на ее долю.
Федор РАЗЗАКОВ.
==========Десакрализаторам - бой!=======