>>Наука - отвергает их ценности.
>Скорее не наука, а определенное мировоззрение. Наука сама существует благодаря ему, т.е., стремлению научиться получше жить. Конечно, получше – у всех по-разному (мировоззрение…).
Смысл в том, что современное капиталистическое общество может существовать при одном обязательном условии: при господстве психологии потребительства и погони за деньгами. Если эта психология отсутствует, - капитализм лишается средства управления людьми. Люди, которых пытаются нанять за деньги, - работать не идут. Людям предлагают деньги за абсолютно необходимый для чего-то земельный участок - а они его не продают ни за дешево, ни за дорого, ни за безумно дорого...
Проблема преодоления капиталистического образа жизни - это проблема альтернативных жизненных ценностей. Одна из альтернатив - традиционный образ жизни. В пределе - отшельничество и натуральное хозяйство.
Но эта альтернатива пригодна для одиночек. Современная городская цивилизация примитивно не размещается в деревне. Ей просто не хватит земли для простой жизни.
Другая альтернатива - замена для городского жителя психологии потребительства и погони за доходом - какой-то городской же психологией, жизненными ценностями, реализуемыми в городских условиях. И эти ценности нам известны. Они веками противостоят власти золотого тельца. Это - ценности создания нового знания, поиск знания. В форме научного поиска и родственных этому видов деятельности типа изобретательства, типа художественного творчества(которое тоже есть познание людьми себя и окружающего мира, но только не формально-логическим путем, а через художественные образы).
Так вот, глубинные ценности научной деятельности - интерес к познанию нового, возможность управления другими людьми силой знания, разума, понимания событий, собственно людей, обществ, природы и техники:
1) САМОДОСТАТОЧНЫ. Познание порождает потребность в очередном движении в сторону познания. Т.е. научное изучение мира в условиях приоритета соответствующего мировоззрения - само стимулирует собственное развитие
2) альтернативны хищнической эксплуатации природы
3) альтернативны современному кризису бездуховности
4) обеспечивают, в отличие от религии, - производительное использование человеческих сил
5) пригодны в качестве основных и господствующих в современном образованном обществе. В частности в СССР абсолютное общественное господство ценностей научного познания было продемонстрировано на примере жизни целых городов: Дубна, Обнинск, Пущино, Черноголовка, Академгородок...
>>Наука - и является сущностью социализма.
>А без науки, общественные взаимоотношения разве не существовали? Или это не обозначается иностранным словом «социализм»?
Наверное, у Вас в формулировке вопроса какая-то ошибка. Прочтите его, пожалуйста, снова. Наверное, Вы имели в виду "коллективистские" взаимоотношения?
Для Вас это, наверное, будет неожиданным, но ответ на Ваш вопрос отрицательный. Нет! Не существовали. Разумеется, речь не идет о науке в ее современной индустриальной форме, но о науке, как о познании окружающего мира и формировании на этой основе идей, управляющих коллективами.
Религиозный коллективизм у христиан, буддистов и др. - результат научного познания мира и общества. Вы не обращали внимание, что и Христос, и Будда, и Лао-зцы(даосизм), и Мани(манихейство) - были Учителями. Людьми, донесшими до людей рафинированные принципы жизнеустройства, которые сами были результатом достаточно длительного процесса познания их предшественниками. В манихействе так просто в лоб ставился вопрос о необходимости научного познания мира, познания каждого камня, каждой былинки, - как ступени познания Бога - по заветам одного из признаваемых манихейством пророков Гермеса. Последний же был и человеком, измерившим радиус Земли, да и основателем алхимии(правда, здесь мы попадаем в область хронологических нелепиц современной исторической картины мира: типа Мани, признававший Гермеса пророком, жил в 3 веке, а алхимия родилась в 13-ом)
>Наука – это научение тому, что уже было.
В формулировке Аристотеля - это именно так. Наука - это то, чему можно научить. По Аристотелю наукой является и мастерство сапожника, и мастерство строителя. А более высокие формы деятельности он обзывает философией, физикой и математикой.
Так вот, в современном мире слово "наука" - давно перестало относиться к ремеслам. И давно противополагается образованию. Наука - в современном понимании - это поиск новых знаний, новых представлений о мире, которые через образование передаются следующим поколениям. Именно в этом своем значении наука является целей дальнейшего развития. Она нащупывает новые горизонты и разрабатывает основы средств, через использование которых эти горизонты становится возможно достичь. Наука в ее гуманитарной форме - вообще предоставляет человечеству оценочные категории. Что такое хорошо и что такое плохо. Москвичу, которому жить стало намного лучше и легче, поскольку на каждом углу ларек с 50 сортами пива, - она подбрасывает статистику: типа а в стране-то население при этом убывает, а народ русский в целом мяса стал есть меньше, фруктов тоже. И наука типа гибнет. И москвич, глядя на прилавок с сотней сортов колбасы, водки или пива, - в итоге приходит к мнению: жизнь ухудшилась.
Поправочка - Pokrovsky~stanislav31.12.2006 13:09:22 (72, 207 b)