>Вы подбросили вопрос(пусть не в той формулировке). который я и сам был уже практически готов выбрасывать для обсуждения.
Боюсь что оффтоп будет. Но тогда можно уйти в "личку" или мылом общатся.
Темка - того стоит.
>1. Важной проблемой ЖРД было неполное сгорание топлива.
Ага. На Н-1 даже этакий "нпроизвольно-гигантский" ВРД получался, на дожигании топлива... Лечится двумя путями - подбором топлива (керосин гептилу проигрывает влет) - и подбором параметров распыления (температура, давление в форсунке и т.п.). Не вижу нерешаемых проблем именно теор-НИОКР плана. Вот в переходе к возможностям произвоства... да - могли всплыть сюрпризы. По станкам амы нас "делали" уже тогда. Хотя "группа А" была приоритетной в СССР уже столько лет кряду... Отдельная тема сравнения эффективности систем прослеживается. ну да отложим пока.
>...не была толком изучена по крайней мере наукой.
Или "лежала под грифом". Тоже характерная черта времени.
>Я это понимаю так, что ЖРД Сатурна-5 по крайней мере в этом пункте еще не могли дотягиваться до энергетического оптимума.
А я понимаю - сперва "надо поглядеть" ТТХ, а потом делать выводы. ЧТо-то мне видится нехорошее в том, что у нас "гептил" а у них "аэрозин-50". Думается мне "это жжжжж - неспроста". Заморачиваться с обезвоживанием гидразина и подмешивать его (половиной) к НДМГ... это ж не для того, чтобы "жизнь медом не казалась"?
>2.идущее под большим давлением топливо - способно буквально размывать стенки канала форсунки, если она сделана из мягкого материала.
Дизеля - уж сто лет в обед как есть... Да, в ЖРД давления поболе, температуры - тоже. Но эти проблемы худо-бедно отработаны. А вот насосы - хрен. Насколько увидел - ограничения по давлению были суровы. Приходилось или наддувать баки, или ставить тандем насосов. И тут начинались мне непонятные проблемы. Дисбалланс насосов и... гидроудары в трубопроводах (которые больше похожи на грязь в них). Особняком меня убили испытания на попадания в насос резины, тряпок и... металичесских предметов.
Культура производства, да?
>...просверли! Речь идет о каналах диаметром масштаба 0.5 мм.
Первое - термообработка дает твердость ПОСЛЕ изготовления. Второе - сверлить можно потолще, и обвальцевать... или "центральное тело" ввести - еще и регулирование появится.
>Сама система подачи топлива и окислителя - становится участником формирования этих автоколебаний.
Если она неуправляемая. Тут у амов - большой бонус в виде развитой базы автоматики.
>Упомянутое в книге Попова неиспользование в последующем развитии...
Почему же... полагаю что движок оказался дорог. И его решили сделать "возвратным" - на Шаттле. Хотя... не очень получилось.