От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 22.01.2007 17:36:14 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Прихожане нас подло, без предупреждения выбросили на улицу..."

Вопрос Георгию: хороший оркестр?

http://msk.mmnews.ru/cultura/208.html
<<<
Анатолий Полетаев: То, что делают с оркестром "Боян" - геноцид культуры



Руководитель Государственного академического концертного оркестра "Боян" Анатолий Полетаев считает, что власти, которые хотят лишить коллектив их здания, подвергают славянскую культуру геноциду.

Руководитель Центра славянской музыки и Государственного академического концертного оркестра "Боян", народный артист СССР и России, профессор Анатолий Иванович Полетаев рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей о причинах и возможных последствиях лишения оркестра занимаемого им сейчас помещения - бывшего кинотеатра "Зенит".

- Анатолий Иванович, почему на Ваши концерты собирается так много людей? Что представляет собой Ваш оркестр?

- Этот оркестр, который я создал в 1968 году, символизирует объединение всех славянских традиций и культур. Я не просто открыл центр славянской музыки, ведь славянское объединение – важнейший фактор выживания в этом мире.

К нам люди едут со всей Москвы, Московской области и других городов. Ведь оркестр получил сенсационное медицинское заключение о том, что наши концерты целебны как препараты, что мы лечим людей во время концерта, что к нам приходят люди с температурой, а уходят без нее. После того, как к нам пришел руководитель Проблемной медицинской лаборатории Министерства здравоохранения России доктор биологических наук Станислав Валентинович Зенин, ученые провели исследования и выдали нам соответствующее заключение.

В зале 520 мест, а приезжают на концерты 700-800 человек. Нет ни одного свободного сантиметра в зале: сидят на сцене, полу, ступеньках, стоят в холле и слушают через открытые двери. Концерты бесплатные. Публика то кто? Ветераны, учителя… Люди без денег. Мы попробовали дать платный концерт – пришло 100 человек. Убыточный концерт и радости никакой. А когда переполненный зал – ажиотаж, подъем у музыкантов, публики, создается такое биополе, которое начинает лечить людей независимо от их желания, плюс праздник души для всех присутствующих.

- Вы говорите, что в Центре славянской музыки даете бесплатные концерты. Что за парадокс такой?

- Чтобы сделать платный концерт, нужно потратить на рекламу столько денег, которых этот зал не возвратит. Мне бесплатный концерт дешевле давать, чем платный. Что-то мы зарабатываем, экономим на выделенных нам фондах, перераспределяем и даем бесплатные концерты. Но у нас есть свой зал, мы не платим аренду.

Сегодня нужно минимум $5 тыс за аренду зала на один концерт. Например, столько стоит аренда концертного зала имени Чайковского или Московского Международного Дома Музыки. Есть и еще дороже – Большой зал Московской консерватории за $10 тыс. Как может государственный некоммерческий коллектив, не занимающийся отмыванием грязных денег, платить такую аренду?

Вот если я буду давать один концерт в месяц, то мне в квартал нужно $15 тыс только на аренду. Да плюс на создание афиш и рекламы. Это тоже деньги и время. Самое печальное, что эти афиши можно развесить только на купленные фирмой места. И расклейка каждой афиши стоит $2,8. Если я 3 тысячи афиш выпускаю на концерт, нужно $8,4 тыс. только на расклейку. Повесят их по спальным районам – мало кто узнает, и будет полупустой зал и бессмысленная акция.

Когда мы выступали за рубежом, не было такого концерта, чтобы публика нас не приветствовала стоя овациями. А сейчас даже на гастроли выехать нельзя. Все очень дорого стоит. Деньги никто не дает. А если нет концертов, то зачем нужны репетиции? А чтобы дать в год хотя бы один концерт, нужно ежедневно репетировать. Мы даем немного концертов – в среднем, три-четыре в месяц.

- Как в таких условиях можно вообще работать? И не только вам, но и музыкантам?

- Я держусь только на опытности, знаниях, энтузиазме. У меня нет времени на друзей, на театры, на книги. Только работа, репетиции. Вот представьте себе: я выхожу в цирк к медведю. Я его дрессирую несколько дней, и вдруг перед концертом медведя у меня забирают и дают мне другого. Также и здесь: с одним начинаю репетировать, с другим продолжаю, а выступаю с третьим. Это издевательство, но у меня нет другого выхода. Я держу флаг, ведь этот оркестр я создавал.

Что касается музыкантов, так самая большая официальная зарплата от министерства культуры – 2800 рублей (по 17-му разряду). Ее получает человек талантливый, с высшим образованием. И чтобы ему заплатить 6-7 тыс рублей, я должен экономить фонд, зарабатывать, каким-то образом находить эти деньги, которых для музыканта все равно мало. И он бегает по трем оркестрам каждый день, чтобы выжить с семьей.

- И сейчас, при всей уникальности Вашего оркестра, при сложных финансовых условиях Вас намереваются вообще лишить здания. Расскажите предысторию конфликта.

Когда мы выстроили концертный зал из руин храма Святого Власия, Москомимущество забрало у нас это здание и передало его церковному приходу. По закону о культуре, статья 53, Москомимущество обязано предоставить адекватное помещение. Прихожане нас подло, без предупреждения выбросили на улицу в ноябре, в субботу вечером. На снег, в темноту. Была колоссальная катастрофа. Несколько месяцев мы были без помещения, потом нам предоставили сырые подвалы, потом на два года – помещение детского сада, находящегося в аварийном состоянии и предназначенного на снос. В нем не было ни воды, ни электричества, ни канализации. Мы его опять приспосабливали. Потратили много времени и средств. Наконец мне удалось попасть к генеральному прокурору, который нас поддержал. Тогда это был Скуратов. Он понял наши беды, понял, что правда на нашей стороне, и договорился с Лужковым, чтобы тот меня принял. Лужков меня через четыре месяца принял и выслушал все наши пережитые беды. Он отдал единственное, что осталось у него – это здание, которое на тот момент освобождалось. И я говорю Лужкову в присутствии его заместителя Олега Михайловича Толкачева: "Дайте мне то, что не будете отнимать. Однажды Вы предоставили мне половину кинотеатра "Победа", даже ордер выписали. Но кинотеатр подал в арбитражный суд, который признал незаконным Ваш ордер". Лужков распорядился: "Отдайте "Бояну" все, что занимал театр "Новая опера". И нам дали этот зал. Но дали не так, как полагается отдать – в хозяйственное ведение, или в безвозмездное пользование, или в оперативное управление, - а отдали его в аренду, словно мы с улицы пришли просить. Я пишу Лужкову письмо, что это с нами не согласовано, что мы не договаривались, он, соответственно к Толкачеву….

Сербинова Наталья Владимировна, заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы, говорит: "Вы знаете, Анатолий Иванович, вот Вы же не заселяетесь в это здание длительное время. Вы не согласны с арендными условиями. Мы Вас понимаем, но на это здание претендует Плисецкая, Зыкина и так далее. Немедленно надо оформлять документы. Но единственное, о чем я Вас прошу, напишите мне письмо, что Вы просите установить нам символическую аренду. Я сама пойду к Толкачеву". Символическая аренда - это рубль за один квадратный метр в год. Но зато, говорит она, Вы будете иметь право сдавать в субаренду, зарабатывать деньги на поддержание здания, на то, на се…

Я посоветовался с помощником Лужкова, который мне сказал, что, мол, да, она права. Узнаю со временем, что Толкачев, по ее словам, сказал подождать два месяца, а пока "нет". Проходит два месяца, так "нет" и осталось. Осталась арендная плата, а я уже подписал на нее согласие. Понимаете, они меня "купили".

Ну ладно, я опять пишу Лужкову письмо о том, что я не могу платить такую аренду. А льготная аренда, которую они мне установили - $80 тыс в год. И это несправедливо. Прошел период девальвации, рубль подешевел, и уже нужно было платить не $80 тыс, а $15 тыс. Но все равно это несправедливо. Я опять против, и каждый раз Лужков на моей стороне.

- То есть он пишет резолюции, но их выполнение кто-то саботирует, но кто это?

- Олег Михайлович Толкачев из Москомимущества. Сейчас он уже на другой должности, он представляет Москву в верхней палате. А сейчас Юрий Витальевич Росляк вместо него.

- А какие его действия?

- Какие?! Не давать и все. Только аренда.

- Аргументы?

- Никаких аргументов. Он говорит, что нужны деньги, нужно содержать врачей, учителей… За счет "Бояна", наверное… Короче, аренда. Более того, я написал письмо с изложением всей истории Лужкову. И вдруг он ставит на этом письме резолюцию, где говорится: "Прошу еще раз вернуться к ситуации с коллективом, одним из немногих, сохраняющих и преумножающих традиции русской славянской музыки. Срочно решите вопрос по одному из изложенных в письме вариантов". В этой же резолюции Людмиле Ивановне Швецовой: "Рассмотрите вопрос о придании центру славянской музыки статуса муниципального. Доложите". Это было сделано 12 сентября 2001 года. Проходит три года – распоряжение не выполняется.

Более того, 16 декабря 2004 года было постановление правительства России передать Москве, как субъекту федерации, часть бывших коллективов министерства культуры. Туда вошли оркестр Дударовой, оркестр Вивальди, оркестр "Боян" и еще два театра. Москва никого не взяла. Сочла, что это дополнительные проблемы, потому что тогда бы ей пришлось нами заниматься, предоставить нам помещение, так как у нас был бы муниципальный статус. И мы сейчас "висим" в воздухе.

- На основании чего отбирают Ваше здание?

- Отнимают у нас здание на основании того, что мы, якобы, не в состоянии платить арендную плату. Но арендную плату я не плачу, потому что у меня есть распоряжение Лужкова. Но накапливаются долги. И они меня не выгоняют, потому что решение Лужкова надо выполнять. Но если человек не платит неделю, месяц, три месяца, его надо выгонять. Но уже я пять лет здесь нахожусь, и никто ничего. И вдруг сейчас, когда этот дом решили продать, вдруг Арбитражный суд, который нас хочет лишить здания за неуплату. Вот 10-го апреля, очевидно, суд постановит выселить нас.

Сначала мы платили с помощью холдинга "Золотое сечение". Мы подписали мировое соглашение с Москомимуществом, что заплатим эти 2,2 млн рублей, которые накопились за прошлые годы. Хорошо. 700 тысяч заплатили. Но фонд меня подвел, денег у них не оказалось, и мы не заплатили оставшиеся 1,5 млн рублей.

В 2005 году у меня было от государства 500 тысяч рублей. Мы хотели их отдать в счет долга или в счет аренды за 2005 год. Но Москомимущество эти деньги не приняло, оно назначило нам другую цену. Аренда у нас была по льготной ставке около 400 тыс рублей в год. Как только мы согласились, они выставили 1,6 млн. Чтобы мы не смогли расплатиться. У нас этой суммы нет, мы не можем брать на себя деньги, которые не запланированы в бюджете. А нам Москомимущество об этом сказало в середине апреля, но надо же делать это было еще в предыдущем году.

Значит сейчас, помимо того, что должны за прошлые годы – 1,5 млн, мы не заплатили за 2005 год, а в 2006 году уже нам обещали выставить 2 млн рублей. И выясняется, что нас просто выбросят на улицу судебные приставы, хотя они обязаны были предоставить помещение за выстроенный нами концертный зал.

В июле 2005 года на международной выставке в Мюнхене на продажу были выставлены пять московских кинотеатров. В том числе "Зенит". На это здание претендуют не только иностранцы, но и некоторые наши коммерческие компании.

- На кого сейчас Вы можете рассчитывать, ведь власти Вам не помогают?

- Сейчас мы никому не угодны: СМИ, бизнесмены, политики нас поддерживать не будут. Допустим, Михаил Швыдкой, в чьем агентстве мы сейчас находимся, меня ни разу не принял – ни когда он был министром, ни сейчас, когда он руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии. За все эти годы, несмотря на мои требования принять меня по всем вопросам, он этого не сделал. Не нашел времени. Несмотря на то, что я народный артист СССР и России. Ему этот зал и оркестр не нужен. По телевизору нас не показывают. Телеканал "Культура" подконтролен Швыдкому и таким как он. О ком только там не говорят, о "Бояне" - никогда, словно его не существует.

Мы ни с кем не боремся. Мы боремся "за". За свое. Власти, очевидно, ждут, пока я сам не сдамся или пока нас не выбросят на улицу. Это же геноцид культуры! Я надеюсь на простой народ. Но дело в том, что они пишут письма президенту, мэру – бесполезно. Идут отписки. Но я, по крайней мере, не один. Вот холдинг "Золотое сечение" нам помогает, устраивает митинги.
Мы занимаемся сохранением национальных традиций, национального самосознания и национального иммунитета. И это важнее всего. Воспитанием души человека занимается музыка – самый важный инструмент. И если мы отдадим воспитание молодежи на откуп противникам, мы погибнем. Я уверен, что оркестру "Боян" необходима государственная защита в целях национальной безопасности.


Справка АНН:

Оркестр "Боян", названный именем легендарного древнеславянского певца-сказителя, создан в 1968 году одним из ведущих музыкантов России А.И.Полетаевым как экспериментальный.

Оркестр соединил в себе два начала – традиционные народные инструменты России и инструменты симфонического оркестра. В результате была блестяще реализована идея современного малого русского симфонического оркестра, который не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Гастрольные маршруты "Бояна" пролегли не только по Советскому Союзу и России, но и за рубежом. Восторженные рецензии на концерты оркестра публиковала пресса Болгарии, Югославии, Швеции, Японии, Германии, Великобритании, Тайваня и других стран.

За неоценимый вклад в развитие русской культуры Анатолий Иванович Полетаев удостоен многих почетных наград, в том числе: медаль "За трудовую доблесть", орден Почета, орден Дружбы народов. Русская Православная Церковь отметила его заслуги орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Другие общественные награды - Ордена имени Ломоносова и Петра Первого и другие почетные награды и грамоты.
<<<

http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=48710
<<<
Москомимущество создает невыносимые условия для оркестра «Боян»

10.11.2006 16:25 МОСКВА, 10 ноября (Корр. АНН Александр Котов). Москомимущество, незаконно лишив помещения Государственный академический русский оркестр «Боян», начало проводить ремонт в здании Центра славянской музыки. По словам руководителя оркестра профессора Анатолия Полетаева, репетировать невозможно: рабочие снесли крышу и похитили музыкальный инструмент.

«Нам создают условия, чтобы мы не могли работать и выступать, - заявил корреспонденту Агентства национальных новостей народный артист СССР профессор Анатолий Полетаев. - Поскольку здание находится на балансе Москомимущества, оно начало проводить там «капитальный ремонт». На наши заявления, чтобы в этом случае нам было предоставлено взамен другое помещение, они говорят, что, мол, это не наши проблемы, пусть вами «федералы» занимаются».

«Начали менять двери, окна. Вскрыли крышу здания, и сейчас на сцене идет дождь. Боимся включать электричество. Портятся все инструменты и реквизит, - волнуется руководитель оркестра. - То ли это безответственность, то ли нарочно все это делается, чтобы мы не могли репетировать».

По его словам, приехавшие рабочие пробили проем в стене и украли скрипку. Было подано заявление в милицию, которая арестовала подозреваемых и начала расследование.

Анатолий Полетаев отметил, что Москомимущество, не предоставив никакого здания оркестру взамен нынешнего, в одностороннем порядке расторгло договор и отдало помещение организации, которую возглавляет депутат Московской городской думы Олег Бочаров.

«Но Высший арбитражный суд до сих пор рассматривает наш вопрос. Все документы, с точки зрения наших юристов, оформлены незаконно. Но на это нужно время. Сейчас мы подаем иск против правительства Москвы и Москомимущества», - подчеркнул руководитель оркестра.

«Мы еще существуем. Если мы не будем работать, репетировать, мы потеряем качество и не будем никому нужны. Мы еще покажем, что всемирно известный коллектив нельзя безнаказанно уничтожать, нельзя устраивать геноцид против национального искусства», - уверен Анатолий Иванович.

По его словам, эти скандалы будут происходить, поскольку все это делается незаконно, без уважения интересов и прав: «В подоплеке – захват здания в центре Москвы. А если копнуть еще глубже – это уничтожение Центра славянской музыки и оркестра «Боян», который занимается патриотической, духовной и просветительской деятельностью».

Он напомнил, что несмотря на указание президента России Владимира Путина о сохранении и поддержке оркестра, с ним никто не считается – ни Москомимущество, ни мэр. Даже решение Лужкова от 2001 года о том, что Центр славянской музыки надо сделать муниципальным, выполнено не было. А Москомимущество до сих пор продолжает «свою линию по изъятию у нас места, где мы можем работать и давать концерты».

Напомним, что в апреле за оркестр «Боян», которого в нарушение Федерального закона могут лишить здания без предоставления аналогичного помещения, вступились участники Второго Собора славянских народов Белоруссии, России и Украины, попросив Владимира Путина защитить оркестр «Боян» и Центр славянской музыки, не допустить произвола бездумных чиновников.

Общественная палата России также попросила Александра Соколова урегулировать ситуацию. Члены палаты напомнили министру культуры о том, что оркестр «Боян» является лауреатом международного конкурса в Берлине, лауреатом престижной Премии имени Ленинского комсомола. После этого последовало специальное распоряжение президента России Владимира Путина о сохранении оркестра.
<<<