От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 12.01.2007 20:21:18 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

left.ru: США и Латинская Америка. Обзор 2006 года и перспективы 2007 года (*)

http://left.ru/2007/1/petras153.phtml
<<<
Джеймс Петрас
США и Латинская Америка
Обзор 2006 года и перспективы 2007 года

Чтобы понять отношения США и Латинской Америки в этом году и их вероятную траекторию в 2007 г., необходимо рассмотреть три измерения: 1) глобальный контекст отношений США и Латинской Америки; 2) внутреннюю динамику США и 3) реальные практические политико-экономические последствия выборов 2006 г. в Латинской Америке.

Введение: эскалация войны

Американская имперская политика продолжается в стремлении к военным победам в Ираке и Афганистане, безоговорочной поддержке войны Израиля против демократически избранного палестинского правительства и угрозах нападения на Иран, прямого или руками Израиля. Иными словами, затяжные, дорогие и безрезультатные войны в Ираке, Афганистане, Ливане и Палестине в 2006 г. продолжатся и в 2007 г. Дальнейшая военная эскалация включает рост численности американских войск и военных расходов на Ближнем Востоке – еще 800 млн. долларов вдобавок к ежегодным 3 млрд. долларов на израильские военные планы против Ливана, Палестины и, в особенности, Ирана. Комментаторы, рассматривающие политику США сквозь призму опросов общественного мнения, электорального процесса (победа демократов), консультативных докладов (Группа исследования Ирака Бейкера) и сводок потерь в Ираке и предсказывавшие «постепенный» вывод, не смогли понять логику политической стратегии Белого Дома. Для режима Буша военные потери – это результат недостаточной мощи, поэтому утверждается, что нужно больше солдат и больше военных расходов.

Поляризация

И в США, и в Латинской Америке, и в мире в целом обнаруживаются значительные, важные и углубляющиеся противоречия, направляющие политику и провоцирующие нарастание конфликтов. Линии разделения в США проходят по фундаментальным вопросам конфронтации и переговоров на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, пронизывая две главных партии и либерально-консервативный спектр. На одной стороне находится Белый Дом, опирающийся на провоенных демократов, республиканцев, глав крупнейших еврейских организаций, правые ветеранские группы, неоконсервативных интеллектуалов и большую часть корпоративных СМИ. На другой стороне – меньшинства в обеих партиях и СМИ, большая часть общественного мнения, часть находящихся на службе и в отставке военных офицеров, интеллектуалы истеблишмента и видные критики сионистского лобби и военной политики, вроде Бжезинского, Джеймса Картера, Джеймса Бейкера, среди прочих.

Аналогичное разделение существует и в отношении латиноамериканской политики. Белый Дом, который поддерживают кубинское эмигрантское лобби, Пентагон и меньшинство правых идеологов и бизнес-групп настаивают на усилении давления и интервенциях против Кубы, Венесуэлы и Боливии и поддержке нелегитимного президента Кальдерона, санта-крусских сепаратистов в Боливии и других авторитарных экстремистов региона. С разной степенью оппозиционности, либеральные и консервативные конгрессмены, опирающиеся на аграрных экспортеров, туристические агентства, большинство общественного мнения и сектора Государственного департамента, возглавляемые заместителем по Латинской Америке, Шенноном, поддерживают опору на дипломатию, переговоры и «двухсторонний» подход.

В самой Латинской Америке аналогичное глубокое разделение возникло в 2006 г. и будет углубляться в 2007 г. В Мексике в оппозиции к кальдероновскому режиму меньшинства находится коалиция AMLO, народные ассамблеи Оахаки, профсоюзы и общественные движения. Чем дальше он зайдет в либерализации экономики и милитаризации страны для воплощения программы, тем больше будет углубляться поляризация.

В Боливии, из-за примиренческой политики Моралеса и его неспособности проводить какую-либо серьезную перераспределительную политику в отношении земельного вопроса и доходов, произошла перегруппировка правых элит бизнеса и агробизнеса, консолидировавшихся в Санта-Крусе, что заставляет Моралеса еще дальше отступать в его реформах и провоцирует недовольство в народе. Аналогичное разделение произошло в Эквадоре, между крестьянами и индейцами андского региона и земельными баронами и банкирами побережья. В Колумбии произошло углубление противоречий между незаконными военными формированиями, союзными президенту Урибе и народными организациями гражданского общества (и партизанами). В Венесуэле поляризация между социалистическими и социал-либеральными чавистами (и их союзниками в «умеренной» оппозиции) проявит себя в 2007 г., так как Чавес создает партию и проводит изменения в кабинете министров для проведения социалистических преобразований.

Внутренние разделения в США и Латинской Америке происходят в международном контексте, радикализирующем классовые и национальные конфронтации.
Международный контекст

Два всемирно-исторических процесса влияют на американскую политику в отношении Латинской Америки: 1) продолжающиеся ближневосточные войны и 2) динамический рост четырех азиатских стран во главе с Китаем. Войны на Ближнем Востоке / Южной Азии вызвали сильное перенапряжение американских военных сил, подорвали внутреннюю поддержку новым войнам и сильно деформировали бюджет. Это ослабило способность США к вмешательству в Латинской Америке в виде поддержки военных переворотов или прямых военных вторжений. Как результат, США для защиты интересов будут полагаться на своих латиноамериканских клиентов (Кальдерон, бароны из Санта-Круса, Гарсиа, Урибе).

Динамический рост Азии (в частности, Китая и Индии) и ее потребность в сырье (железе, меди, нефти), пищевых и сельскохозяйственных продуктах (вроде сои) приводят к возрастающей конкуренции между США и ЕС за доступ к латиноамериканским экспортерам и поставщикам, и росту цен и доходов латиноамериканских казначейств (в форме позитивного сальдо внешней торговли и бюджетного профицита). Азия увеличивает разнообразие рынков и инвесторов для латиноамериканских экспортеров. Эти изменения приводят к меньшей зависимости от зарубежного финансирования (в особенности, МВФ) и американских рынков, что приводит к меньшему политическому и дипломатическому влиянию Вашингтона на латиноамериканские режимы, даже на неолиберальные правительства Лулы, Бачелет, Киршнера и Васкеса.

Столкнувшись с ослаблением военной мощи и экономических рычагов, Вашингтон движется к «компромиссу» между жесткими милитаристами Белого Дома и рыночными «переговорщиками» Государственного департамента. Суть компромисса состоит в проведении политики «двух путей» – сочетании поддержки подрывной оппозиции там, где она сильна (Боливия) с переговорами со странами, где она слаба (Венесуэла). В отношении неолиберальных режимов, имеющих определенную автономию (Бразилия, Чили и Аргентина), Вашингтон будет опираться на двухсторонние отношения и попытки максимизации экономических возможностей, препятствуя любым уступкам массовым движениям, в особенности, требованиям повернуть вспять приватизацию. Политика «двух путей» будет применяться в случае Кубы и Венесуэлы: обещания диалога и соглашений в области дипломатии, собственности и инвестиций будут сочетаться с продолжением финансовой поддержки агентам дестабилизации.

Латинская Америка: политические изменения и ответ США

Спокойный ответ США на смену режима в результате латиноамериканских выборов 2006 г. легко объяснить тем фактом, что они не привели ни к каким последующим структурным социально-экономическим изменениям, во всяком случая, в обозримой перспективе.

Наиболее яркой демонстрацией маргинального эффекта «левоцентристских» электоральных побед стала победа Лулы, ясно показавшего даже своим наиболее преданным интеллектуальным приверженцам (Фрею Бетто, Эмиру Садеру, Жоао Педро Стендиле), что он рассматривал «левизну как детскую болезнь». Это высказывание получило высокую оценку в бизнес-кругах всего полушария. Без сомнения, Уолл-Стрит была довольна, когда бразильская «Партия труда» проголосовала за удвоение зарплат конгрессменов с 6,5 тыс. долл. до 12 тыс. долл. (и удвоение месячного бюджета каждого конгрессмена до 75 тыс. долл.), в то время, как минимальная зарплата была поднята на 7 долл., со 159 до 166 долл. (около 1,7 % с учетом инфляции). В отношении каждого пятого бразильского конгрессмена (многие из них из коалиции Лулы) сегодня ведется расследование о коррупции. Спекулянты с Уолл-Стрит, в отношении которых также недавно было расследование из-за их подтасовок, все же закончившие год с большими прибылями, чувствуют подлинное единение с бразильскими законодателями, удвоившими свои зарплаты в ожидании судебных расходов.

Несмотря на ожидания Вашингтона, но к его радости, режим Эво Моралеса стал проводить ортодоксальную, строгую фискальную политику, ориентированную на профицит бюджета и воздержался от какой бы то ни было перераспределительной политики, не проведя экспроприаций земли, шахт или энергетики. В то время как Моралес демобилизовал социальные движения и сфокусировался на бесконечных легальных процедурах, олигархия перегруппировалась, упрочила свою базу в Санта-Крусе и теперь угрожает сбросить правительство. Эво Моралес продолжил свою саморазрушительную политику символической радикальной популистской риторики и возрастающего попустительства по отношению к элитам. Вашингтон усилил свое положение в обоих лагерях, предоставив 60 млн. долл. зарубежной помощи Моралесу и неизвестное количество миллионов - оппозиции из Санта-Круса, организовывающей массовые «сепаратистские» демонстрации.

«Мягкие» «переговорщики» Вашингтона (Шеннон) усилили свою позиции на фоне «жесткой» политики Белого Дома против Венесуэлы, указывая на победу Уго Чавеса (63 % голосов) как причину для возобновления отношений. Шеннон выступает с аргументом, что значительный сектор в правительстве Чавеса открыт для переговоров, что предполагает замораживание status quo, смягчение критики имперской политики США, упрочнение нефтяных и газовых соглашений и блокирование любых шагов к социалистической экономике.

Перспективы 2007 года

Международные позиции США в 2007 г. продолжат ухудшаться, так как грядущая массивная эскалация в Ираке и увеличение военной помощи Израилю для угроз или нападения на Иран, Сирию, Хезболлу или Хамас (или всех вместе) не уменьшат военного сопротивления в Ираке. Поддерживаемое США израильское нападение на Иран расширит войну на страны Персидского Залива, включая Саудовскую Аравию. 15 декабря 2006 г. Буш наградил президентской Медалью свободы израильского экстремиста Натана Щаранского, защитника геноцидного «трансфера» всех палестинцев из «Великого Израиля», что символизирует единение умов американского имперского милитаризма и израильского брутального колониального экспансионизма. Полное сбрасывание со счетов любой новой дипломатической инициативы (вроде рекомендаций Группы изучения Ирака Бейкера) – это результат совместной силы мощного произраильского лобби и Белого Дома Буша – Чейни – Райс.

Вашингтон, в военном плане перенапряженный на Ближнем Востоке, будет следовать политике «двух путей» в отношении Латинской Америки. Белый Дом будет поддерживать своих клиентов (вроде Урибе, Кальдерона и Гарсиа), а Государственный департамент, Казначейство и Департамент торговли будут заключать торговые соглашения с более «автономными» неолиберальными режимами (Лулы, Бачелет, Васкеса и Киршнера), поощряя их все большее дистанцирование от Кубы и Венесуэлы и более тесные дипломатические отношения с США. Что касается Боливии, Вашингтон будет давить на Моралеса, добиваясь больших уступок от правой гражданско-олигархической коалиции в Санта-Крусе, давая возможность местной бизнес-элите действовать в имперских интересах США. В Венесуэле политика «двух путей» будет стремиться углубить политический раскол чавистского движения, чтобы блокировать новые социалистические инициативы Чавеса и сформировать новую политическую конфигурацию из «умеренной оппозиции» и либеральных чавистов.

Слабым звеном предполагаемой стратегии Вашингтона в Латинской Америке является возрождение общественно-политических движений, ставших подлинным взрывом в конце 1990-х гг. и начале нового века: Движения безземельных крестьян в Бразилии, рабочих, крестьянских и индейских движений в Боливии и Эквадоре, массового восстания в Оахаке и электоральных протестов в Мексике, которые находятся в процессе перегруппировки, но не потерпели исторического поражения. Все главные народные движения сохраняют свои организационные структуры и восстанавливают свою политическую независимость. Вскоре они будут способны на восстание против олигархии при власти или ее ударных отрядов на улицах.

Новый год не обещает «больше того же самого». Он начнется со значительной военной эскалации на Ближнем Востоке, но, скорее всего, закончится крупным военным поражением, углубляющим политические кризисы и повышающим экономическую нестабильность на Ближнем Востоке, в США и в Латинской Америке. Ослабление американского политического режима откроет окно возможностей для решающего разрыва с американской империей, давая надежду на то, что возрождающиеся общественно-политические движения могут преодолеть рамки, поставленные новыми политическими элитами из бывших левых и традиционной олигархии.

Декабрь 2006 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://petras.lahaine.org/articulo.php?p=1687&more=1&c=1

Перевод Юрия Дергунова
<<<