|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
15.12.2006 12:10:12
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Необходимо вмешаться в судьбу шедевра Веры Мухиной (*+)
http://www.sovross.ru/2006/144/144_5_1.htm
ВЗЛЕТ ДУШИ НАРОДНОЙ
Необходимо вмешаться в судьбу шедевра Веры Мухиной
ХХ век ушел в историю, и специалисты по историографии завершают подведение главных итогов века в разных областях человеческой деятельности. В области ваяния всем уже совершенно ясно, что среди первого десятка самых знаменитых скульптур ХХ века находится творение В.Мухиной «Рабочий и колхозница». Изящная и сверхпопулярная скульптура стала своего рода эмблемой Советского Союза наряду с официальным гербом украшала титры каждой картины «Мосфильма» и т.д.
Новаторское во всех отношениях произведение Веры Мухиной предназначалось для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Памятник «Рабочий и колхозница» произвел там фурор. Огромная скульптурная композиция из нержавеющей стали возвышалась над советским павильоном и эффектно противостояла соседнему павильону гитлеровской Германии (в том числе идеологически!), построенному по проекту знаменитого Шпеера. После успеха на выставке в Париже скульптуру решили временно использовать для дополнительного украшения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве. Статуя Мухиной временно была размещена на подступах к выставке и играла там вспомогательную роль. Как то часто бывает, временные решения имеют склонность оказываться самыми постоянными. Через несколько месяцев началась война с фашизмом, и людям стало не до перемещения грандиозных шедевров на место постоянной экспозиции...
Так и простояли шесть десятков лет «Рабочий и колхозница» возле северного входа ВСХВ, ВДНХ и барахолки ВВЦ. Идейно-художественный потенциал скульптуры был там использован лишь в малой доле. Скажем, на Воробьевых горах или же на Поклонной горе статуя смотрелась бы гораздо лучше. Неплохо могла бы выглядеть скульптура и на Симоновских горах (территория бывшего Пролетарского р-на Москвы, который славится своим пролетарским духом). За долгие годы внутренний каркас скульптуры проржавел, и возникла угроза ее аварийного обрушения. Какая выразительная аналогия: скульптура, сделанная из прекрасной нержавеющей стали и символизировавшая могучий Советский Союз, могла обрушиться из-за внутренней ржавчины подобно тому, как сам СССР обрушился из-за коварной деятельности внутренних врагов! Однако скульптуру вовремя разобрали на 40 частей и отправили на реставрацию. Сейчас реставрация собственно скульптуры продвигается черепашьими темпами и страдает от недостатка финансирования. Камнем преткновения стал вопрос о ее постаменте.
Авторы, скульптор В.Мухина и архитектор Б.Иофан, замышляли в качестве постамента использовать общественное здание — выставочный павильон. Нынешние реставраторы хотят устроить внутри постамента киноконцертный зал и оставить скульптуру на прежнем месте. Для финансирования проекта привлекли частных инвесторов. Господа капиталисты размахнулись с плеча: они заказали проект огромного комплекса с кинотеатром, гостиницей и выставочным залом. На фоне комплекса немалая скульптура Мухиной смотрится словно небольшое украшение циклопического бизнес-сооружения. По указанной причине Градостроительный совет Москвы в сентябре забраковал проект. Как выразился один из членов совета, «скульптура из символа становится элементом декоративного оформления двора». Судьба шедевра снова неопределенна.
Настал критический момент, чтобы коммунисты и все патриоты нашей страны вмешались в судьбу «Рабочего и колхозницы». Одно из лучших творений советского искусства не должно прозябать на задворках ВВЦ. Я считаю, что, во-первых, скульптуру Мухиной нужно переместить на одну из доминирующих высот на территории Москвы. Во-вторых, внутри внушительного здания — постамента скульптуры должен разместиться Музей СССР.
Ясно, что у этого предложения будут могущественные противники. Они не будут против музея СССР вообще. Ведь экспозицию музея можно поручить организовывать большим мастерам антисоветской пропаганды вроде Н.Сванидзе. Они будут против такого музея. Сам созидательный пафос художественного творения Веры Мухиной заставит любого непредвзятого посетителя музея засомневаться в антисоветской клевете, какой бы изощренной антисоветчиной ни начинили постамент господа сванидзе. Я представляю, как против моего предложения решительно выступит олигарх М.Фридман. Он как-то проговорился, что в советские времена он даже на спортивных соревнованиях болел против сборной СССР...
Однако у коммунистов и патриотов при решении этого вопроса могут появиться не только противники, но и влиятельные союзники из числа представителей национальной буржуазии. Прежде всего это касается московского мэра Ю.М.Лужкова. Лужков является не менее могущественным олигархом, чем Фридман и прочие. (На его жену Е.Батурину зарегистрировано состояние в несколько миллиардов долларов.) За долгие годы пребывания на должности столичного градоначальника у Лужкова имеется несколько серьезных достижений. Но вот со скульптурным украшением столицы Лужкову крупно не повезло. Несколько первоклассных скульптур было демонтировано по идеологическим соображениям (в том числе прекрасный памятник Дзержинскому работы Вучетича). Несколько старых скульптур обветшали наподобие скульптуры Мухиной и тоже были демонтированы. Так, нет больше скульптур, украшавших некогда бельведеры зданий на Тверской и на Большой Полянке. Наземное здание станции метро «Театральная» зияет голыми нишами, где когда-то красовались скульптуры... Что касается новых скульптур, то Лужкова очень подвела дружба с Зурабом Церетели. По поводу нелепого памятника Петру Первому один острослов сказал:
От скульптуры Церетели
Москвичи все охренели.
Хорошо иметь дружков
По фамилии Лужков!
Юрий Михайлович очень болезненно переживал неприятие москвичами церетелиевщины.
Теперь Ю.М.Лужкову история предоставляет шанс принять участие в судьбе признанного шедевра советского и мирового искусства, о чем будут сотни лет помнить благодарные потомки. Мы должны сплотить все здоровые силы России и добиться достойной участи для Веры Мухиной. А Музей СССР удовлетворит растущий интерес людей к новейшей истории.
Валентин ОХРИМЕНКО.
Москва.