|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
15.12.2006 12:09:22
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Десять грызловских ударчиков (*+)
http://www.sovross.ru/2006/144/144_1_5.htm
ДЕСЯТЬ ГРЫЗЛОВСКИХ УДАРЧИКОВ
На что же нацелился съезд «единороссов» в Екатеринбурге?
Отгремел-отшумел в Екатеринбурге очередной юбилейный съезд партии, мнящей себя правящей. Дружные «единороссы», бодро бормоча, путая парадигмы, понятия и рамсы, отчитались (как им показалось) о проделанном, заявили о претензиях, предвзято и легкомысленно обвинили соперников во всех тяжких.
Из всех «единороссовских» инициатив СМИ натужно озвучили только две: первая — поднять среднюю зарплату до 25 тыс. руб., вторая — ввести выборность сенаторов. О первой инициативе подробно расскажем ниже. На вторую незамедлительно отреагировали «сыропежки» (СРРПЖ). Главный «сыропеж» не только дезавуировал инициативу братьев по власти, но и фактически поднял на смех того, кто эту инициативу озвучивал.
С сентября, с того дня, когда «ЕР» торжественно объявила, что вот-вот обнародует свою программу, я чуть ли не через день захаживал на их сайт в надежде эту самую программу обнаружить. Тщетно. И в газетах не было видно. Вся надежда оставалась на съезд. Примут и опубликуют. Не дождался.
Но появилось на сайте «ЕР» так называемое программное заявление. Вот на него и посмотрим попристальнее.
q
Опускаем достижения и дозированную критику режима. Ну, в самом деле, кому интересны откровения типа «обеспечен стабильный рост экономики, повышается благосостояние людей» или «Россия существенно укрепила свое международное положение». Сотрясение воздуха. Перейдем к сути.
А суть в том, что «единороссами» объявлено три приоритетных задачи:
— сбережение российского народа. В комментариях не нуждается, достаточно вспомнить 122-й закон;
— придание нового качества борьбе с коррупцией. Об этом уже говорилось неоднократно. С равным успехом пчелы борются с медом, рок — с наркотиками, профсоюзы — с работодателями.
А давайте предложим в развитие тезиса всего один акт — отменить мораторий на смертную казнь (кстати говоря, законом-то и не подтвержденный) только по одной статье УК РФ — за коррупцию (сиречь за взяточничество). И ведь уменьшится не только число экономических преступлений. Но почище станет атмосфера и в правоохранительных органах. Но нет. «Единороссы» — за общечеловеческие ценности. Они такого не допустят.
Наконец, третья задача: создание в России экономики инновационного типа. Не знаю, кого как, но меня (да и, скорее всего, тех, кто занят в области инноваций) эта инициатива «ЕР» повергла в глубокое уныние. Не удивлюсь, если завтра появится такой анекдот: думские язвенники пролоббировали запрет рекламы пива, думские астматики — запрет на курение, говорят, что думские импотенты тоже что-то готовят. Другими словами, часть народа несколько напряглась в ожидании «еэровской» активности в этой сфере, так как все отлично помнят, что медвежьи лапы наворочали во всех сферах — от социалки до космоса.
Ну и самое интересное (важное, по мнению топ-менеджмента «ЕР») — это, конечно, перечень задач, за которые партия берет на себя ответственность (да кто ж ее даст). Таких задач оказалось ровно 10. Прямо как «сталинских ударов». Но сравнение, очевидно, хромает. Масштаб не тот. Не удары — так, ударчики.
Впрочем, по порядку (нумерация «центров ответственности» сохранена).
1. РАДИКАЛЬНОЕ повышение качества и уровня жизни граждан России, преодоление бедности как социального явления, искоренение такой практики, когда работающий человек получает заработную плату ниже прожиточного минимума, улучшение системы пенсионного обеспечения и социальной защиты инвалидов.
Вернемся к первой озвученной инициативе — поднять среднюю заработную плату до 25 тыс. руб. Одновременно была выдвинута и другая, так сказать, сопутствующая инициативка — повысить минимальный размер оплаты труда до 2 тыс. руб. и «отвязать» этот показатель от тарифной ставки первого разряда бюджетников, которую предлагается установить (тоже с 1.09.07) на уровне 1400 руб. Предложения, хоть и выдвинуты одним пакетом, имеют разное содержание, и следовательно комментировать их следует отдельно.
Сначала о средней зарплате. Подавляющее большинство российских граждан какое-то время изумленно выслушивали победные реляции о безудержном росте этого показателя. Потом поняли, что увеличение средней зарплаты по стране может происходить и без учета реального положения отдельного работника. На самом деле директор предприятия с численностью персонала в 100 чел. может пообещать увеличить среднюю зарплату на 1 тыс. руб. И все, не уточнив, кому и на сколько. Для того чтобы обещание было выполнено, можно увеличить зарплату всем на тысячу либо десяти работникам — на 10 тысяч, либо одному (например, себе, любимому) — на 100. И в любом случае обещание будет исполнено — никто не обвинит руководителя в обмане.
Это пример условный. Но ведь у всех в памяти недавний реальный пример. Помните, года два назад кто-то наверху объявил об административной реформе, начало которой было тут же сопровождено повышением зарплаты бюджетникам. При этом рядовые бюджетники — врачи, учителя, ученые — получили прибавку от 200 до 500 руб. (в зависимости от разряда), а высокопоставленные — от 10 до 80 тыс. руб. При этом в касту высокопоставленных (государственных и муниципальных) попали чиновники аппарата вплоть до президента страны.
Со второй частью инициативы может получиться афронт. Это будет тем более интересным, что неразбериха начнется в октябре — менее, чем за полтора месяца до думских выборов.
Тут дело вот в чем. Торжественно рассказывая об очередном повышении тарифной ставки первого разряда, высокие государственные мужи (преимущественно из «ЕР») скромно умалчивают о том, что параллельно идет и другой процесс — постепенного и последовательного уменьшения межразрядных коэффициентов (при помощи которых определяется должностной оклад работника). Для примера: соотношение между первым и последним (18) разрядом в 1992 году было 10,07, в 2006-м — 4,5, между первым и шестым разрядом в 1992 году — 2,44, в 2006-м — 1,407. Нетрудно подсчитать, что после повышения ставки первого разряда до 1400 руб. оклады даже по шестому разряду будут ниже 2 тыс. руб. То есть для того, чтобы исполнить вторую часть инициативы — не позволить минимальному разряду оплаты труда быть меньше 2 тыс. руб., всем бюджетникам первого—шестого разряда придется механически доплачивать до 2000 руб.
Для тех, кто в бюджетной сфере не работал, уточню: первый разряд — это разряд, присваеваемый неквалифицированному рабочему (например, дворнику или уборщице), а шестой — начинающим инженерам и экономистам (с высшим образованием).
Разумеется, все профессии и должности уважаемы. Но будем иметь в виду: рабочий день и дворника, и уборщицы редко превышает три часа, а у инженеров и экономистов рабочий день, как правило, ненормированный (но не менее восьми часов). Да и возможностей для совместительства у рабочих всегда было больше, чем у ИТР.
Нетрудно предположить, как отнесутся к такому новшеству специалисты.
В рамках этой же задачи объявлено о проведении «эффективной социальной политики, которая предполагает целевую, существенно более весомую поддержку тех социальных групп, которые живут преимущественно на пенсии и различные виды пособий, при одновременном государственном стимулировании тех граждан, кто готов самостоятельно добиваться своих жизненных целей». Здесь тоже все понятно: «единороссы», как им кажется, умело пиарятся в сфере социальных проектов. На практике же всего-навсего малыми порциями, дозированно и с дополнительными условиями возвращают часть того, что было отобрано у граждан 122-м законом. Последний пример — компенсации родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Впрочем, после отмены всех льгот прошло-то два года, и вряд ли кто-либо из обворованных не помнит, что было «до»…
Инструменты же, которые предлагаются для достижения эффективности социальной политики, и вовсе вызывают недоумение. По мнению «единороссов», это недорогие кредиты, содействие открытию собственного дела, доступность приобретения жилья. Представляете себе пенсионера или многодетную домохозяйку, живущих на пособия и страстно желающих открыть собственное дело? А уж в нежизнеспособности тезиса о недорогом жилье можно убедиться после минимальных расчетов. Если выше говорилось о средней зарплате в 25 тыс. руб., то нелишне вспомнить и о том, что средняя цена квадратного метра жилья уже достигла 32 тыс. руб. Если так пойдет и дальше, то к моменту, когда средняя зарплата достигнет объявленного уровня, цена метра может дойти и до 50 тыс. руб., а с учетом «недорогих ипотечных кредитов» или времени на накопление первого взноса — и до 80. То есть вкладывая полностью одну среднюю зарплату в приобретение жилья, для оплаты квартиры нормальной площади для четырех человек (двое детей) понадобится минимум 10 лет.
Да, еще одно уточнение — в приведенных расчетах средняя зарплата приведена с учетом Москвы, а цена метра жилья — без…
2. ВТОРАЯ ЗАДАЧА: «Проведение реформы системы здравоохранения, под которой мы («ЕР») понимаем существенное улучшение медицинского обслуживания населения, в том числе неработающего, по полису обязательного медицинского страхования, законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, выравнивание условий ее оказания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, переход на оплату труда медицинских работников по конечным результатам их деятельности».
Все хорошо. Все правильно. Два «но».
Реформа здравоохранения становится перманентной (как реформа энергетики). И как можно видеть, основной ее целью (разумеется, необъявленной) является дифференциация больных на тех, кто может лечиться дорого и эффективно, и на всех прочих, для которых приготовлено две таблетки — от живота и от головы и куча подозрительных телевизионных проектов, призывающих заниматься самолечением.
Во-вторых, когда я снова и снова слышу про оплату «по конечным результатам», становится несколько не по себе. Эта формула применима для Москвы, ближайшего Подмосковья, крупных городов, где можно получить какую-то конкуренцию в данной сфере. А как быть фельдшерам и терапевтам в деревнях и поселках? Там ведь какую-то статистику сформировать почти невозможно. Сегодня у кого-то сердечный приступ, завтра — желудочное расстройство, послезавтра — перелом. А потом в течение двух недель — вообще ни одного обращения, потому что началась посевная или уборочная и народ просто терпит. Кстати, фельдшер или терапевт (нередко один на поселение) готов подхватиться и бежать к больному в любое время дня и ночи. Ну и почему он должен получать меньше, чем такой же специалист, живущий в комфортных городских условиях и работающий строго по трудовому распорядку?
3. ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА: «Приумножение лучших традиций отечественной системы образования, вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по его качеству, обеспечение мировой конкурентоспособности российского специалиста с профессиональным образованием, поддержка образовательных учреждений, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности».
А это как? Если «единороссы» почитают переход на болонскую систему в качестве основного метода приумножения отечественных традиций, то это более похоже на шизофрению, нежели на программную установку крупной партии.
4. ЧЕТВЕРТОЕ: «Проведение новой молодежной политики, в основе которой — создание равных условий для самореализации каждого молодого человека, активное продвижение молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления». Интересно бы еще узнать, кого они понимают под «каждым молодым человеком». Действующие власти уже начали неестественный отбор по партийному признаку — все эти «политзаводы» организуются для подрастающих «медвежат», а для представителей оппозиции заготовлены неисчерпаемые запасы милицейских дубинок, наручников и нар.
Может быть, имеется в виду ЕГЭ? Какие-либо выводы делать рано: еще недолго это убогое нововведение бродит по российским просторам. Но сдается мне, что и здесь мы имеем дело с неявным инструментом отбора. Высокопрестижные вузы найдут средства, чтобы отсеять провинциалов.
И еще одно. Лично меня раздражает то, какое внимание уделяет президент и другие представители власти вопросам облегчения визового режима. Каждое новое соглашение в этой области подается чуть ли не как важнейшая победа российской дипломатии и великое счастье для дорогих россиян. Как-то сразу ощущаешь всю глубину пропасти между ними и подавляющим большинством народа. Там-то, в глубинке, нередко для поездки в райцентр деньги надо откладывать, поездка «в область» запоминается на годы. А уж если посчастливится в Москве побывать… Так что все эти околовизовые дела — для «золотой молодежи», новоявленных мажоров, детей олигархов, взяточников и воров…
Здесь же, в четвертом пункте программного заявления, «единороссы» вспомнили о сиротах: «Необходимо законодательно обеспечить государственную поддержку детей-сирот, детей, находящихся под опекой, включая их трудоустройство и предоставление жилья». И тут же внесли соответствующий законопроект в Госдуму. Вроде бы правильно. Да только выглядит это как неуклюжая попытка извиниться и возместить самую малую часть ущерба, нанесенного 122-м законом, каток которого по детям-сиротам прошелся особенно жестоко и беспощадно.
5. ПЯТУЮ ЗАДАЧУ «единороссы» видят «в разработке и реализации промышленной политики, предусматривающей государственные инвестиции в производственную инфраструктуру, стимулировании развития строительного комплекса и поддержке инновационных производств». Здесь же предлагается «ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители внутри страны, установить уголовную ответственность за их незаконное завышение».
Они бы еще вспомнили, с каким трудом принимали прошлым летом закон «О защите конкуренции», который правильнее было бы назвать законом о защите от конкуренции.
Ну чего стоит хотя бы такой пассаж: «Монопольно высокой ценой товара является цена, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». А что еще может включать любая цена?! Если есть иная составляющая (о которой закон скромно умалчивает), то тем, кто ее нашел, либо нобелевскую премию давать, либо лишать пожизненно всех дипломов, удостоверений и постов. После шестой статьи (из которой и взята цитата) закон можно не читать: он становится безжизненным.
Но разработчикам и этого показалось мало. Дважды, в 6-й и 7-й статьях, они уточнили, что цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, не может быть признана монопольной никогда.
И с чего бы это депутаты, в июле окончательно отменившие любую возможность контроля за тарифами естественных монополий, спустя всего четыре месяца решили с этими тарифами бороться? Возможно, проект программного заявления писали не те люди, что бегали по думским рядам (нажимая кнопки). Но партия-то одна…
Здесь же приведена и такая, полная глубочайшего «единороссовского» смысла фраза: «Размер тарифов, в том числе в системе ЖКХ, должен соответствовать качеству услуг». Правильная фраза? Безусловно. Только вот есть одна закавыка — после вступления в силу ЖК РФ за качество услуг фактически никто отвечать не будет, а квартиросъемщики (и собственники жилых помещений) за неуплату или несвоевременную уплату могут рассчитаться по полной — до выселения и привлечения…
Надо ли понимать, что «единороссы» намерены поправить жилищное законодательство? Вот это вряд ли. Просто фраза понравилась…
6. ЭТОТ ПУНКТ, по мнению грызловцев, должен был пролиться бальзамом на уши наших сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но, похоже, и этой сентенции уготована роль пресной лапши на тех же ушах. В качестве своей задачи «единороссы» обозначили ликвидацию отставания темпов развития сельского хозяйства от темпов роста экономики в целом. Грозятся много законов новых принять, поправить НК РФ, упростить процедуру оформления права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Свежо предание. Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения действует четыре года, поправки в него вносились уже шесть раз. Но как он был рассчитан на крупных латифундистов, так и продолжает действовать в их интересах. Если что-то мешало думскому большинству раньше слышать только их доводы, то что изменится в будущем?
Здесь же еще одно громкое, но не очень убедительное заявление: «В рамках реализации национальных проектов мы будем развивать инфраструктуру села, население которого ощутит реальные выгоды от расширения дорожного строительства, газификации, телефонизации, приближения врачебной практики к пациентам».
Даже из «общения президента с народом» в сентябре было очевидно, что приоритетными областями для развития дорожной сети у нас являются СПб (Ленинград по-нашему) и дорога от Сочи до Красной Поляны (или Бочарова Ручья — неважно). Даже о дороге Чита—Хабаровск сказано было что-то неуверенное и необязательное. А здесь — дороги на селе! С газом и вообще может получиться неудобно. Сегодня на всех перекрестках газпромовцы (штатные и нештатные) одновременно говорят о двух вещах — скоро газа всем хватать не будет, и Россия всегда будет исполнять свои зарубежные обязательства по газу (кто бы сомневался). Выводов не делаю, так как они очевидны.
Здесь же воспроизведен более чем спорный тезис о том, что отечественный производитель должен без посредников продавать свою продукцию на оптовых и розничных сельскохозяйственных рынках. И уточнено: «Он (производитель) будет поставлен в равные условия с иностранными конкурентами».
Но ведь глупость же это несусветная. Договоры посредничества прямо предусмотрены гражданским законодательством, а договор контрактации и вообще выделен в отдельный параграф в ГК РФ. Ну не все крестьяне хотят или могут позволить себе непосредственно торговать на рынках. Это ведь и транспорт, и складские помещения (в месте торговли), и аренда торговых мест, и дополнительные расходы по проживанию. Если под продажей без посредников понимается реализация двух мешков картошки, то для этого вряд ли надо было поднимать такую шумиху. Подобные продавцы для рыночных оптовиков никакой угрозы не несут. Доля продукции, продаваемой таким образом, составляет доли процента от общего оборота рынка. И достаточно было, например, обязать рынки выделить им несколько торговых рядов, которые, скорее всего, большую часть времени просто бы пустовали.
Но зачем-то шумиха была развернута и продолжается. Мне кажется, я подозреваю, в чем причина. Если от предпринятых мер в проигрыше все посетители рынка: и продавцы, и покупатели, и посредники — то кто-то же должен был остаться в выигрыше. Это мегамоллы — крупнейшие магазины, торгующие импортной картошкой, импортными помидорами, импортной зеленью (кстати, удивительно безвкусной и дорогой). Из сказанного следует, что сфера интересов тех, кто развернул операцию против посредников, ограничивается Москвой и еще несколькими крупными городами. Ну и ничего удивительного. Если уж у нас Лесной кодекс принят почти исключительно для Москвы и области (интересы регионов прописаны отсылочными нормами), то удивляться нечему.
И кстати, почему посредники при распиловке бюджетных денег — это хорошо и по-рыночному, а посредник на рынке — преступник?
7. СЕДЬМОЙ ЗАДАЧЕЙ объявлено «укрепление нашей Федерации на основе реализации внутреннего потенциала каждого региона, сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечения их экономической самодостаточности, развитие местного самоуправления». Здесь особого внимания заслуживает «забота» «партии власти» о местном самоуправлении. Введение в силу Федерального закона №131 снова и снова откладывается, сам закон снова и снова перекраивается. Ввести его в действие в полном объеме представляется проблематичным. О какой самодостаточности можно говорить, если за местными, безусловно, закреплены только два налога — земельный и на имущество физических лиц. Во всем остальном местные органы полностью зависят от субъекта РФ и федерального центра. А для того чтобы обеспечить нормальное финансирование за счет двух указанных налогов, надо иметь хотя бы платежеспособное население. Но народ у нас опять подводит — ну не располагает он такими доходами, чтобы налоги платить полностью.
Замечу, в седьмой задаче уже ничего не говорится о налоговом законодательстве. А без этого все, сказанное в седьмом пункте, даже не пустая декларация — злонамеренная ложь…
8. ВОСЬМОЙ ПУНКТ посвящен борьбе с преступностью, оздоровлению и укреплению правоохранительной системы. Так и сказано: «Будет обеспечена открытость деятельности органов судебной власти и правоохранительных структур, независимость правосудия, доступность квалифицированной юридической помощи для каждого гражданина».
Как это возможно в стране, где уголовное законодательство принято в интересах уголовников, а не их жертв, а регулярные изменения, вносимые в него, направлены на облегчение условий содержания преступников, расширение возможности досрочного выхода на свободу (или для избежания наказания) с одновременным ограничением прав и возможностей правоохранительных органов. Исключение составляет только сектор борьбы с «проявлениями ксенофобии», «экстремизмом» и «нарушениями общественного порядка». Последовательно и настойчиво проведены изменения, которые предоставляют возможность подверстать под уголовную статью практически любое выступление оппозиционных сил. Но можно назвать борьбой с преступностью такую одностороннюю заботу о себе (о тех, кто не в оппозиции)?
9. ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ: «Реформирование системы государственного управления на всех уровнях». Опять! Да сколько же можно-то? После последнего сокращения количество чиновников выросло, наверное, раза в полтора. Скоро уже карьерных граждан не будет хватать на всех бюрократов. А им все мало.
«Единороссы» заявляют о том, что они проведут реформу, результатом которой будет «существенное сокращение числа федеральных государственных служащих и федеральных ведомств в регионах». Ну и когда это реформа бюрократии приводила к сокращению ее численности? Я лично такого не помню.
Далее в девятой задаче говорится о повышении ответственности региональных властей перед законодательными собраниями и перед избирателями. Только оценивать и анализировать эти пассажи неинтересно и бесплодно. О каком повышении ответственности и перед кем можно говорить в условиях построенной вертикали власти. Все органы на местах чувствуют ответственность только перед одним человеком (или одним органом). «ЕР» здесь совсем не при чем.
10. НАКОНЕЦ, десятую задачу «единороссы» видят в развитии общественного контроля, а еще в обеспечении свободы и ответственности прессы, честной и открытой состязательности политических партий на выборах.
Помнится, одним из первых Ельциным был отменен закон о народном контроле, а любые попытки заменить его аналогом для новых условий были первым президентом гневно отвергнуты. Представить себе, что «единороссы» другого мнения по этому поводу, нежели первый и второй президенты, вряд ли возможно. Так что и это, скорее всего, сказано для красного словца.
Тезисы же о свободе прессы и открытой состязательности на выборах в свете последних (неизвестно чьих) инициатив и вовсе выглядят неприлично и скандально.
q
Какой из всего этого вывод? Мне кажется, он очевиден. Если до сих пор слова «единороссов» диаметрально расходились с их делами, то убедиться в обратном можно будет только после того, как они что-то из обещанного сделают. Другими словами, «ЕР» надо оценивать только по реальным действиям, так как лишь эта партия пока может что-то изменить. Только почему-то меняет не в ту сторону… Да и, похоже, не самостоятельно.
И последнее. Когда заканчивал работу над материалом, по ТВ Центру шла передача «Народ хочет знать». Обсуждали последние поправки в выборное законодательство. Высокопоставленный «единоросс» (председатель думского комитета) по своему обыкновению высокомерно и вальяжно начал рассказывать собравшимся, какое благо эти поправки и как расстарались в этой области «единороссы». Народ смеялся. Громко, откровенно и едко. Вспомнилась притча о восточном правителе, который раз за разом посылал своих подданных грабить соседей. И каждый раз спрашивал, как реагируют ограбленные. Те долго плакали. Наконец властителю донесли, что пострадавшие смеются. И тут властитель сказал, что теперь грабить будут уже их (недавних грабителей). Народ смеется тогда, когда терять уже больше нечего…
В.Р. ЗАХАРЬИН.