От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 12.12.2006 14:34:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

А почему бы и не "кол"? (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10239959@SV_Articles

А почему бы и не "кол"?
Василий ПОМЕРАНЦЕВ, профессор Санкт-Петербургского государственного Технологического института (Технического университета)


Статьей А. Суханова "Опять двойка?" (11 сентября с. г.) наша газета пригласила читателей к обсуждению некоторых вопросов высшего образования. Автор, в частности, поднимал вопрос несоответствия оценок, выставляемых в вузах, реальным знаниям студентов, и предлагал вернуть в дипломы... двойку.
Сегодня мы продолжаем начатый разговор.

Пятибалльная система оценок знаний не одна из лучших - она лучшая в мире. А лучшая потому, что соразмерна, определенна, общедоступна и понятна и первоклашке, и убеленному сединами профессору. Она обладает достаточным диапазоном широты и всеохватности нюансов знаний. Если бы кто-то объявил, что замерил расстояние от Москвы до Петербурга с точностью до миллиметра, вряд ли бы кто поверил - смахивает на шарлатанство. А уж чем отличается оценка в 67 баллов от 69, вряд ли ответит даже самый рьяный сторонник стобалльной системы.

И абсолютно верно подмечено в статье А. Суханова, что у нас пятибалльная система сведена к трехбалльной. Когда построенный дом сдается с оценкой "удовлетворительно", жильцы заселяют его немедленно. "Удовлетворительно" означает, что он удовлетворяет требованиям к жилому помещению. А если студент получает "удовлетворительно", его лишают стипендии.

Совершенно очевидно, что возврату в студенческую зачетку подлежит не только "двойка", но и смещение "удовлетворительно" в ранг полноценной положительной оценки, хотя и на предельном, нижнем, уровне.

Пора возвращать и пятый балл. Когда-то это был "кол", а на современном этапе целесообразнее введение оценки "п/н" (профессиональная непригодность, неприемлемость). Только следует снять с него какой-бы то ни было уничижительный оттенок. Он означает, что человек просто не восприимчив к данному предмету. Более того, если вскрывается невосприимчивость, студент должен получить преимущества и льготы по переводу на другой профиль, другую специальность.
Возрождение полноценной пятибалльной системы - несомненно, важный и конкретный шаг в выстраивании внутренней системы высшего образования. Хотя... вряд ли стоит преувеличивать роль наших пятерок или троек, как и цвет корочек диплома. Ценность их вне пределов стен вуза резко снижается. Проблемы высшего образования носят глубинный характер, и арифметикой баллов их не решить.
Анализ складывающейся ситуации в высшем образовании, обсуждения путей преодоления кризисных явлений в нем принципиально невозможен без предварительного расчленения на общее (базовое) и профессиональное высшее образование. Они различны, в значительной степени независимы. Менее десяти процентов выпускников становятся профессиональными работниками по своей специальности. И не потому, что остальные "плохие", а в силу неохватности потребностей реальной жизни перечнем специальностей.
Профессиональное образование в высшей степени интеграционно в межгосударственном плане. Требования к специалисту абсолютно одинаковы вне зависимости от того, где располагается управляемая им система.
Иначе обстоит дело в общем образовании. Казалось бы, законы физики и химии, как и правила лингвистики, одни и те же, и причесать под одну гребенку высшее образование разных стран проще пареной репы. Но почему же в центре Европы на основе одной и той же "физики и лирики" сформировались разные школы высшего образования - немецкая и французская? И не только сформировались, но и будут наличествовать, доколе в подлунном мире немцы будут немцами, а французы - французами... Структурная и, в особенности, содержательная части общего высшего образования всегда выстраивались и будут выстраиваться в соответствии с историческим опытом, традициями, ментальностью народа. Оно замешано, заквашено на базовых факторах общества. Отсюда и проистекает высочайшая степень консервативности системы образования. Ни один народ в мире не будет жить по обычаям другого.
Общее базовое образование ответственно за формирование интеллектуально-культурного уровня человека. Образованщина, бездуховность - прорехи ее. Оно целиком и полностью принадлежит вузу, в стенах вуза начинается и там же заканчивается защитой дипломной работы. Наполнение его, оценка его, аттестация плодов его - все это общеизвестная вузовская кухня.
В последнее время появляются экзотические формулировки основной цели образования. Так и хочется сказать: "Да полноте, господа..." И в античные времена, и в наш железный век, и тысячу лет спустя, как и в охвате жизненного пути отдельного человека, цели образования были и будут одни и те же. Законы мироздания да правила нравственности и морали. Они, и только они, формируют цели и задачи всякого образования.
Требования к уровню высшего профессионального образования жестко определяются уровнем развития отрасли, состоянием техники и технологии. Технологии в самом широком смысле этого слова, технологии инженерной и гуманитарной, экономической и медицинской. Получение всякого профессионального образования должно предполагать непременную профессиональную деятельность. Она не приложение к профессиональному образованию, а непременно категорический компонент его. Невообразимо, чтобы человек вначале получил диплом хирурга и только после этого впервые увидел скальпель. Оценка профессиональной, практической деятельности всегда должна фигурировать непременным компонентом аттестации высшего профессионального образования. И эта оценка может быть дана лишь ассоциацией профессионалов.
Именно ей, на мой взгляд, могут быть переданы некоторые прерогативы высшей школы. И тут нет ничего нового. Такая ситуация когда-то сложилась в науке. Человек сдает кандидатские экзамены, выполняет исследовательскую работу - и все это в вузе, не покидая студенческой скамьи. А вот заключение о его работе передается в руки ассоциации профессионалов - в Ученый совет по присуждению... Такой путь получения высшего профессионального образования, не выходя из-за студенческой парты, возможен лишь тогда, и только тогда, когда на выпускающей кафедре наличествуют элементы "производства", в данном случае "научного производства".
Весь набор стажировок, доподготовок и переподготовок, второго высшего и заочного послевузовского образования - все это стихийные элементы высшего профессионального образования. Формы сочленения профессиональной деятельности и профессионального образования в разных отраслях будут разными. Но одно без другого неполноценно. Иначе получится либо "практик", либо персона, которую фирма вытуривает по причине профессиональной непригодности, а она машет дипломом Сорбонны...
Отмечу существенный прорыв в трактовке проблем высшего образования. Он явно вырисовывается в вузовской жизни Петербурга. Суть его сводится к тому, что раздельно, жестко не увязывая их, обсуждают внешнеструктурные, финансово-экономические и внутренние, сущностные проблемы высшего образования. Хорошо, что это просматривается и в публикациях "Санкт-Петербургских ведомостей".


==========Десакрализаторам - бой!=======