От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 15.12.2006 12:11:21 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Нам сказали: Холокост совсем не прост (По итогам конференции в Тегеране) (*+)

http://www.sovross.ru/2006/144/144_7_1.htm

Нам сказали: Холокост совсем не прост
Горячие споры вокруг тегеранской конференции

Выступая на Международной конференции «Глобальный взгляд на Холокост», которая проходит в эти дни в Тегеране, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что, по его мнению, дни Израиля сочтены и в самом скором времени сионистский режим и сионистское государство исчезнут. Сам Ахмадинежад ничего плохого в таком развитии событий не видит. «Угроза со стороны Израиля привела к тому, что вместо использования своих ресурсов во благо прогресса и процветания страны региона несут расходы на закупку вооружения. Это создает гонку вооружений и усугубляет раскол среди наций региона», — отметил он.

Заявления иранского лидера были встречены бурными аплодисментами участников конференции и вызвали возмущение официальных представителей США, Германии, Франции, Евросоюза. Так, официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак назвал выступление Ахмадинежада «абсолютно возмутительным», а поведение президента Ирана «достойным презрения». Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази «со всей резкостью» осудил сам факт проведения подобной конференции. А президент немецкого бундестага Норберт Ламмер направил в адрес Ахмадинежада гневное письмо, в котором осудил «любую попытку пропаганды антисемитизма, которая предпринимается на широком общественном форуме под прикрытием заявлений о свободе слова и объективности». «Ненужной и неполезной» назвал конференцию по Холокосту и заместитель главы российского МИДа по делам Ближнего Востока и Африки Александр Салтанов. Он отметил, что «пересмотр итогов Второй мировой войны не принесет пользы никому, тем более когда речь идет о страданиях целого народа».
Естественно, самую бурную реакцию конференция по Холокосту вызвала в самом Израиле. Глава внешнеполитического ведомства этой страны Ципи Ливни обвинила Ахмадинежада в попытке «придать легитимность своему стремлению уничтожить Израиль». А некоторые известные израильтяне пошли еще дальше, выразив уверенность, что Ахмадинежад намерен устроить «новый Холокост». «Иран готовит почву для геноцида. Если Холокоста, который привел к созданию государства, не было, то у Израиля нет права на существование», — сказал Авнер Шило, председатель правления мемориального комплекса жертв Холокоста «Яд Вашем». Однако министр иностранных дел Ирана Расул Мусави, открывая конференцию, подчеркнул, что ее целью не является отрицание Холокоста. Главное, создать научно-исследовательскую платформу для изучения этой темы.
На демократическом Западе сделать этого практически невозможно, так как любые обсуждения данной темы, если они ставят хоть под малейшее сомнение официальную (по существу, израильскую) трактовку Холокоста, просто опасны. В противном случае сомневающимся грозят общественный остракизм, обвинения в антисемитизме и фашизме, а в некоторых странах (например, в ФРГ) и тюремное заключение. Потому некоторые участники конференции в Тегеране старались, по возможности, сохранять инкогнито.
Между тем для стран Ближнего Востока, и прежде всего для палестинского народа проблема Холокоста является ничуть не менее важной, а в некотором роде даже более насущной, чем для самих евреев. Ведь, как заметил Авнер Шило, именно истреблением нацистами евреев оправдывалось создание еврейского государства на палестинских землях. Именно Холокостом оправдываются и крайне агрессивные действия израильтян против палестинцев, а также других соседей в прошлом и в настоящем. Если для евреев геноцид и истребление — это трагическое прошлое, то для палестинцев, фактически лишенных Израилем права на собственное государство, это каждодневная реальность. Миллионы палестинских беженцев десятилетиями не могут вернуться на родную землю, сотни арабов, в том числе женщин, стариков и детей, гибнут в ходе карательных акций израильтян. Но и карательные акции, и оккупация Палестины, и агрессии против соседних государств (последняя из них случилась минувшим летом в Ливане) находят объяснение и оправдание в трагедии 60-летней давности.
Даже массовые убийства ни в чем не повинных людей израильской армией не встречают столь острой реакции и протестов международного сообщества, какую вызвал факт проведения конференции в Тегеране. Более того, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт на днях проговорился и в интервью одной из немецких газет практически признал наличие у своей страны ядерного оружия. Потом, правда, пошли путаные опровержения: премьера-де не так поняли. Впрочем, тот факт, что такое оружие у Израиля есть, давно не является секретом для международного сообщества. И не вызывает никаких серьезных протестов. Совсем другое отношение к Ирану, которому грозят санкциями (а то и войной!) только за попытки развивать даже невоенную атомную отрасль в своей стране.
Потому противники агрессивной политики Израиля не без оснований замечают: почему любая попытка осудить государство Израиль считается антисемитизмом? Правильно ли, что, испытывая пред евреями чувство вины за события Второй мировой войны, европейцы переложили тяжесть этой вины на плечи не имеющих никакого отношения к Холокосту арабов, расплатившись с пострадавшим еврейским народом палестинскими землями? Участвовавшие в конференции раввины из организации «Нетурей Карта», выступающие с антисионистских позиций, считают, что неправильно.
Так, раввин Исраэль Хирш полагает: «Поскольку катастрофа подтолкнула ООН к решению о создании Израиля, иранцы действуют очень логично: они не пытаются доказать, что Холокоста не было, они спрашивают, кто его устроил. Немцы, нацисты. Вот они и должны отвечать за последствия, выплатить компенсацию еврейскому народу и создать для него государство на своей территории, а не в Эрец-Исраэль, принадлежащей палестинцам».
Есть у этой проблемы и еще один аспект. Представители европейских стран, протестующих против проведения тегеранской конференции, говорят о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны и ее истории. Но в этом своем намерении они удивительно непоследовательны. Иными словами, пересмотру с их точки зрения не подлежат, видимо, лишь те итоги войны, которые так или иначе связаны с еврейским народом. Что же касается, например, роли в Победе над Германией Советского Союза и многонационального советского народа, а также жертв русского, белорусского, украинского и многих других народов, принесенных на алтарь этой Победы, то здесь, получается, можно творить все, что угодно. Например, в Латвии под государственным патронажем проводят шествия бывших эсесовцев. А в Эстонии советская символика приравнивается к нацистской, оскверняются и сносятся памятники погибшим бойцам с нацизмом. Обе эти страны входят в Евросоюз и являются верными соратниками США. Но никакого протеста ни со стороны Евросоюза, ни со стороны Америки этот явный ревизионизм и пересмотр истории не вызывает.
Выступая на заседании специальной сессии израильского кнессета, посвященной конференции в Тегеране, депутат Шмуэль Хальперт начал рассказывать о гибели своей семьи в Холокосте и разрыдался. Его трагедия, безусловно, вызывает сочувствие, и не только у депутатов кнессета. А вот слова депутата-араба Ибрагима Царцура у его коллег по парламенту сочувствия не вызвали. Более того, на него уже собираются подавать жалобу. Сказал Царцур следующее: «Выжившие в Катастрофе европейского еврейства привели к палестинской «Накбе» и продолжают угнетать палестинский народ, изгоняя его с последних клочков его родины».
«Накба» — это арабский Холокост, устроенный в 1948 году евреями. Тогда были согнаны со своей земли сотни тысяч палестинцев, стерто с лица земли множество палестинских деревень, убиты тысячи мирных граждан. У жертв «Накбы» в отличие от жертв Холокоста нет своих мемориальных комплексов и музеев, нет памятных дат, отмечающихся по всему миру. Но разве у них нет права на память и признание? И разве нет права на родину у 5 миллионов палестинских беженцев?
А пока такого права нет, экстремистские высказывания с обеих сторон и спекуляции на трагедиях и жертвах, вовсе не ведущие к стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, будут продолжаться. Это продемонстрировала как сама конференция «Глобальный взгляд на Холокост», так и реакция на нее.






Павел СВИРИДОВ