И хорошее, и плохое, - есть практически во всех людях. Даже святые к своей святости приходят не сразу. А в душах соверешеннейших мерзавцев тлеет искорка добродетельности, которая не-нет да и проявится...
Система может принуждать к проявлению тех или иных качеств человека, поощрять проявления доброго в человеке или наоборот поощрять темные стороны внутреннего мира человека. Она даже может изменять моральную оценку человеком и обществом того или иного стереотипа поведения. И то, что было безобразным при одной системе, -становится типа нормальным или даже очень правильным в другой.
Т.е. система может переделывать человеческую мораль под себя. Человек, в особенности молодой и незрелый духовно, -совершенно искренно полагает, что "кидая лоха", - поступает высокоморально и правильно. Типа: нельзя быть лохом - от таких все общество страдает. И ведь во многом он даже прав... Только вот смотришь на него, и думаешь: какая же все-таки сволочь выросла.
Но это же означает и другое. Рядом, в порах основной системы, - может быть сформирована другая система, поощряющая другую мораль, противопоставляющая свою мораль - морали окружающего общества. Создающую зеркальный окружающему мир - в смысле ряда моральных оценок. Собственно монастыри и были тем самым зеркальным окуржающему миром - Зазеркальем. Противопоставившим миру лжи - жизнь без лжи, индивидалистичности - коллективность и т.д.