От Игорь Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 28.11.2006 00:10:25 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир; Версия для печати

Re: Увы, это...

>Вы говорите как человек воцерковленный. А речь идет об участии религии в земных делах. Это не одно и то же. Но сейчас многие интеллигенты стали верующими и трактуют вопросы веры каждый по-своему. Если же говорить о земных делах, то надо идти малыми шагами. Надеяться, что Бог обязательно поможет хорошему человеку в его земных делах и делишках - язычество (ИМХО).

А в это никто и не верит. Здесь все зависит от самого человека. От его решимости творить добрые дела, от его способности к самоотречению ради торжества добра и справедливости. Если люди ставят перед собой маленькие цели, большую часть времени тратя на привычную суету, то и помощь Божья будет маленькой. Если же они ставят перед собой великие цели, то сколь не осуществимыми они бы не казались, Бог поможет их осуществить. Если люди сильны духом, то они удостаиваются Благодати Святого Духа, которой ничто не может противостоять в материальном мире. Таким образом в христианстве действует безусловный примат духа над материей.

>Верить в это, значит полагать, что Бог решает за нас наши земные дела:

Нет конечно, Он дает Свою Благодать достойным. Разве св. Жанна д'Арк уповала на собственное бездействие? Она знала - что солдаты должны сражаться за свою родину, и только тогда ей поможет Бог - и перед ее войсками отсупали без боя полчища англичан, десятки лет до этого безнаказанно терзавшие Францию. В аналогичных ситуациях до этого без Жанны, те же французы, с теми же военачальниками позорно бежали с поля боя.

>вошли в конфликт два искренне верующих человека. Один выиграл. Что должен думать проигравший? Он же уповал на Бога. Так и возникает примитивное безбожие - "Бог злой!"

Искрренее верующие люди так не решили бы.

>Я же думаю, что в земных делах религия может задавать только нравственный вектор, а дальше -думайте своей головой и слушайте свою совесть. И отвчать будете сами. Потому Православие придерживается "социального квиетизма" - отказывается судить о земных делах. А католичество, взяв на себя это право, "прняло меч кесаря". Если с Богом поторговаться, то на него можно надеяться, как на партнера - но это именно "там".

Православие, как истинное христианство, не может отказываться судить о земных делах с точки зрения Добра и Зла, как бы тогда священники отпускали людские грехи? Если у некоторых иерархов официальной Церкви сейчас не хватает личного мужества называть зло - злом и нести Слово Божие,всем страждущим обетования, это еще не значит, что такова позиция Православной Церкви. Вот, например, у митрополита Кирилла ( а это на мой взгляд сейчас второй человек в церковной иерархии после Алексия II) на 10 русском Соборе хватило мужества произнести антилиберальную проповедь нравственности, утвердить в очередной раз ее единство, на что на него тут же посыпались обвинения со стороны либерального истэблишмента. В частности там утверждалось, что голос совести может быть заглушен греховными соблазнами, и в этом случае Церковь для человека является внешним хранителем и проповедником нетленных нравственных норм.

В общем никак нельзя исключать мистическую сторону веры в вопросах упования на Бога. Она метафизически гарантирует правоту и конечное торжество униженных и гонимых над сильными и наглыми, сколь большой материальной мощью они бы не обладали. Вот как пишет об этом А.С.Панарин " Для того, чтобы решится на бунт против материально превосходящей силы, надо чувствовать либо моральное превосходство, либо метафизические гарантии, связанные с особенностями устройства Вселенной, с закономерностями исторического процесса, с высшей милосердной волей. Когда мы говорим о духе общины, мы разумеем и то и другое. Христианство породило особую, вселенскую общину ожидающих Последнего Суда и Высшего Милосердия, которых материальные преграды ни смутить, ни обескуражить не в силе"