Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;
Re: Культурное заимствование
>Отрываясь от контекста дискуссии возник вопрос.
>Позиция Михайлова предполагает (может я ошибаюсь), что любой набор идей может быть адекватно представлен в любой культурной среде (и в языке в частности). Если нет, то следствием будет невозможность никакой «столбовой дороги человечества».
Это пусть сам Михайлов скажет. Но он, вероятно, может на Семенова сослаться. Вы читали Ю. Семенова "Философию истории"? Там марксизм совмещен с принципом исторической культурной и социальной эстафеты. Это означает, что целые народы и культуры могут перескакивать через целые формационные этапы или идти боковыми путями. Но капитализм и коммунизм действительно универсальны у Ю. Семенова.
//Если да, то это указывает на существование некоторых внекультурных (надкультурных) идей, что противоречит принципам самого Михайлова, неоднократно выраженным. //
А как же коммунистическая идея? Она же является по мнению ВСЕХ марксистов надкультурной идеей? Я тоже не отрицаю универсальности некоторых идей.
//Михайлов ведь не идеалист, на что он сам указывает и что весьма последовательно раскрывает в дискуссиях, за что ему отдельная благодарность.//
Да.
>Не собираюсь обсуждать (тем более осуждать) позиции участников форума, а хотел бы услышать замечания по существу вопроса.
>Т.е. что есть передача идей из культуры в культуру?
Сначала надо выяснить, что здесь имеется в виду под идеей. Христианство - это идея? Иными словами можно ли ценность приравнять к идее. Я думаю, что нет. Я думаю, что разложение сложных мифологических и ценностных конструкций на идеи дал модерн (эпоха Просвещения). Поэтому передача идей из культуры в культуру прежде всего - это передача части идеологии (проекта Просвещения) из европейской культуры - в другие. И тут я пока не вижу устойчивых положительных результатов подобной передачи. После передачи идей консервативного либерализма в русскую культуру через заимствование Россия потеряла 1 век (XVIII в.) и только в следующем XIX веке получила некоторый определенный результат, когда эти идеи были усвоены культурой. Но уже в кон. XIX века началось разложение этих идей, а с ними и начало культурного кризиса. Это совпало с заимствованием уже марксизма как комплекса идей. Но часть идей марксизма, как и консервативно-либеральных, оказалась не совместимой с русской культурой. Крах последовал быстрее, через 70 лет, но последствия были фатальными - на новом витке истории
наша власть пошла на заимствование других идей, радикально несовместимых с культурой. Последствия налицо.
>Что есть их трансформация в процессе такой передачи?
Эта трансформация по идее происходит так: если идея совместима с культурой, то внутри культуры происходит активация определенной ее части, сходной с заимствованной идеей. Как пример можно привести идею коммунистического товарищества, которая совпала с частью православно-русской культуры, учащей о братстве людей.
>И самый сложный для меня вопрос, что есть рефлексия такого искажения?
То есть как осознать, что искажение произошло? Для этого надо хорошо знать, что было изначально заложено в культуре, а что привнесла данная идея или комплекс идей.