В последних ответах на письма участников форума (ПС.88 и ранее) я уже начал объяснять причины моих метаний и мрачных настроений, а сейчас хочу в более систематической форме объяснить их причину и путь, который привел меня к освобождению от этого наваждения.
ОШИБОЧНАЯ ТАКТИКА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА –
вот, по сути, главная причина моего отчаяния последних недель. Я бросил на весь Рунет призыв к практическому проведению эксперимента, однако, должного отзыва и поддержки не получил. Попытки же и дальше тянуть воз одному привели к убеждению, что я иду на слишком большой риск. Что дело слишком плохо подготовлено. Я пришел к выводу, что, пойдя на решительные практические действия, мы, просто-напросто, надорвемся и завалим все дело. Ибо слишком силен противник и слишком ничтожны наши силы и средства.
Похоже ли это на мою капитуляцию? На мой отказ от дальнейшей работой по подготовке эксперимента? – Нет. Я сравниваю эту ситуацию с решением Кутузова оставить Москву. Дабы сохранить силы, измотать противника и ударить тогда, когда будет полная уверенность в победе.
Решение добиться поставленной цели во мне не ослабло. Решимость идти до конца сохраняется. Просто, меняется тактика, несколько отодвигаются сроки контратаки. С тем, чтобы получше подготовиться. И причины такого шага, причины ошибочности моей тактики попытаюсь объяснить ниже.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ – недостаточность моих личных физических и психических сил для выполнения той роли, которую я отводил себе до сих пор в эксперименте.
В самом простом варианте я дело представлял себе так. Привожу людей из Молдавии и с Украины, пополняю этот состав местными, организую коллектив нового типа и на деле доказываю, что новая система распределения позволяет работать эффективнее, чем это делают буржуазные формы кооперирования трудовых усилий. (Постараюсь в дальнейшем избавляться от нетерпимости и злобы по отношению к капитализму. Потому, что это одна из форм жизни, это объективность. И надо ее, прежде всего, понять. А потом устранить. Злость же здесь и стенания – это помеха.)
Но я забыл о том, что мне уже не 30, а через день – 49. И что за последние два года мытарствами в Москве измочален очень сильно. Шутка ли сказать? Только переселений штук 8 за это время было! А где жить приходилось! В гаражах, офисах, на кухне, в недостроенной бане! Цирк настоящий!
Да, я привез два инженера, нескольких рабочих. Но уже эти заботы, это нянченье с ними стало такой дополнительной нагрузкой, что у меня начали окончательно сдавать нервы. Я и пришел к выводу, что нет дураков. Что я достаточно сил и нервов потратил на реализацию идею, на ее теоретическую разработку. И что нужно сейчас привлекать других людей.
Есть достаточное количество умных, энергичных, молодых людей, которые МОГУТ И ДОЛЖНЫ возглавить коллективы нового типа. И моя задача заключается лишь в том, что этих людей найти, этих людей убедить в необходимости участия в эксперименте.
Не надо мне самому впрягаться в эту практику. Возраст уже не тот. Прошел я уже эти этапы. Тем более что для меня есть гораздо более подходящая и важная роль – разработка теории трудовых союзов и координация их деятельности. Это больше всего подходит мне и по моему возрасту, и по подготовки, и по способностям.
Если кто-то вздумает обвинять меня в боязни практики, в нежелании месить грязь на стройках и терпеть там холод и голод, то я отвечу на это, что я и раньше, и сейчас это делал и делаю. По необходимости, вынужденно. И свою долю почти исчерпал.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ – слабость и несоответствие назначению людей, на которых рассчитывал.
Не помню уже, сообщал ли я о том, что второй инженер, которого я привез в Россию, - СГ, уехал (хотел сказать «сбежал», но не буду сгущать краски) всего через 17 дней работы в России. И это при том, что он на 8 лет моложе меня. И приехал на все готовое.
С вокзала я его привез ночью своей машиной. На нашу квартиру. Потом отвез на работу, предварительно найденную. Бесплатное общежитие. На работу и с работы возят. Работа не по 10 или 12 часов, а по 9. Как у электриков (сетевиков местных). За 17 дней им было заработано 1000 долларов. Что еще надо было для начала?
Мы с ВМ просили, убеждали, удивлялись, но все было напрасно. И для нас его отъезд был ударом. Особенно для меня, для моих планов.
Первый инженер – ВМ. При Союзе он был избран директором строительной фирмы, работал и на более высоких должностях. Кроме того, это мой лучший други с 75-го года. С первого года учебы в институте. Который, к тому же, имеет гораздо больший опыт в строительстве, чем я. Потому что я после института служил, учительствовал, не все время в строительстве работал.
Я думал, что специалист с таким опытом и такого уровня возьмет на себя практическое руководство строительной организацией нового типа, а я займусь работой на более высоком уровне. Однако, вскоре я понял, что у ВМ очень и очень сильно советское деловое воспитание. То есть, способность много, хорошо и самоотверженно работать, но «под крышей». При условии, что инициативу самого дела организовывает кто-то другой. Он может хорошо работать, но когда ему спустят сверху план и укажут, что делать.
Я пишу это не в обиду другу. Об этом я ему сказал в глаза. И он с моими доводами согласился. Мне больших усилий стоило выдернуть его с Украины, найти одну работу, потом – другую. Организовать одно, второе и третье жилье. С его стороны инициативы – никакой.
В результате я понял, что руководство новым коллективом нужно брать на себя. А это совсем не входило в мои планы.
Кроме прочего, ВМ плохо переносит московский климат, постоянно скучает по Украине и проявляет недовольство условиями работы и оплаты. Что неприятно мне. В результате – его решение работать только до Нового года. После чего возвратиться на Украину. И, быть может, ехать опять на заработки, но уже в Киев. Он усиленно агитирует меня на это, но я пока решения не принял.
В результате я решил делать ставку не только на своих старых друзей, не только на своих знакомых и родственников (и такие здесь есть, но о них – потом), но и на других кандидатов. Иногда лучше иметь дело с новыми людьми, чем со старыми друзьями или родичами. Нет лишних отношений, связей. Легче достичь деловой четкости.
Рабочие. Чтобы не валить все на других людей, не только отрицательное высказывать, должен констатировать факт, что они стойко выдержали все испытания, один приехал вторично, а остальные ждут моего звонка.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ – слабость моих московских позиций и позиций вообще.
В силу того, что я не гражданин России, не имею здесь жилья и не имею надлежащих связей для получения заказов на строительство и выполнение этих заказов с помощью, опять же, связей.
Из опыта моей работы здесь видно, насколько трудно получить здесь хороший заказ и сколько хлопот и условностей связано с его выполнением. Из этого опыта я делаю вывод, что выполнение деловых заказов коллективами нового типа должно иметь поддержку гораздо более сильную, нежели та, на которую мы в данный момент можем рассчитывать.
Преимуществ у буржуазный фирм очень много. И они должны быть компенсированы у нас другим. И сюда я отношу следующее:
A. Моральная, материальная и организационная поддержка со стороны общественности. То есть, одобрение, деньги и помощь с заказами и возможностями их выполнения (помещения, склады, техника и другие средства).
B. Наличие у новых коллективов Координирующего центра. Руководитель нового коллектива должен знать, что он не один, что есть сверху организация, что есть и другие коллективы, идущие тем же путем и готовые оказать помощь в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Это даст надежду и уверенность в силах.
C. Наличие у нового движения четкой теоретической, идеологической базы. Мы все должны ясно знать, чего мы хотим и как этого добиться. Иначе практика, как известно, будет слепа. Будем идти напролом там, где можно спокойно обойти. (Этот, третий пункт, надо было бы поставить на первое место. По очередности и плавности. Ибо от него зависит все остальное.)
***
Итак, стратегическая цель остается прежней, тактика же и моя роль в движении должны быть изменены. Ибо только в этом случае стратегическая цель будет достигнута быстрее и с меньшими потерями.
Если же кто-то имеет претензии к роли, которую я себе отвожу, то я готов выслушать и принять обоснованные аргументы.