Re: Маленькие исторические...
>Официальная церковь, хоть православная, хоть католическая, - это в сущности церковь старозаветная. Эксплутирующая в качестве красивой витрины Евангелие и Христовы заветы, но главное, на чем держится ее власть, - это страх божий. Греховен - по Закону - каждый. Даже невинный младенец, поскольку на нем лежит первородный грех человечества. А уж она решает, кому, за какую мзду, по какому случаю - отпустить грехи, кому покровительствовать, а кого проклясть.
>Концептуально современное государство - есть прямое развитие этой старозаветной церковной идеи: покорны и управляемы только грешные, опасающиеся возмездия.
Согласен, но частично. Правда в моём ответе не будет истории или науки, просто личный взгляд.
Всё всремя на форуме, да и в других местах, наблюдается смешивание веры и института поддерживающего веру. С точки зрения развития общества, классов и т.д. возражений нет, т.к. это позволяет видеть движения масс и их влияние на общий процесс. Но ведь есть и другой взгляд - взгляд на систему ценностей и их влияние на исторический процесс. С этой точки зрения взгляд Гумилёва на влияние пассионариев (с моего поверхностного взгляда) открывает несколько иной взгляд - влияние идей. Пассионарии ведь это не просто активные люди, которых обычно всегда в избытке, но и носители новых мыслей способных вести за собой. Появляется идеи, появляют сообщества, классы и т.д..
Также и с точки зрения концепций развитий государства. Мораль не нова в своей основе (её рождение относится, надо думаю отнести, ко временам зарождения общественного сознания)и она не имеет (по моему мнению) жёсткой привязки к религии, хотя с помощью религии она может укрепляться и изменяться, хотя всегда существуют и другие институты общества которые стремяться её укреплять. Религиозные институты, в силу своей ориентации на веру, чрезвычайно консервативны и в условиях когда обшщество шарахается, в том числе и в области морали, повышают степень консервативности и таким образом придают вид поступательности в общественном развитии. Поскольку же в своей основе религиозные организации, та же РПЦ, состоит из людей имеющих свои интересы (иногда прекрываемые разговорами интересами веры) и свои слабости, то эти люди столь же управляемы как и остальные. И если вера в них слабеет чрезмерно, то они становяться покладистыми более чем им положены по санам и их же декларируемой вере.
К сожелению исторически так повелось что произошло слияние церкив с государством, например при Петре подчинение синода госудасртвенной власти, хотя началось это наверное раньше. Мне умается, что очень показательным здесь является прибавление к лику святых святого Владимира (Владимир Красно Солнышко), который мечом начал навязывать православие в России. Далее начали работать традиции. Здесь религия сама стала жертвой.