|
От
|
SILVER
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.07.2001 12:20:15
|
|
Рубрики
|
Образы будущего;
|
|
Переходные формы
Переходные формы
Как ни плохи иерархические системы , но они реально худо-бедно обеспечивают стабильность человеческого общества . Мириться с их существованием придется еще довольно долго . Поэтому следует задуматься , как сделать такое сосуществование наименее безболезненным и одновременно облегчить плавный переход к более перспективным формам общественного устройства .
Иерархия обязанностей
В основе современных иерархических систем лежит принцип распределения привилегий . Чем выше ступень иерархической лестницы , тем больше прав и социальных преимуществ имеет обитатель этой ступени . Находящиеся на службе у власти теоретики , объявили такой порядок вещей естественным и единственно возможным . Ведь должен же быть у личности стимул для роста ? Но следует понять , что подобные стимулы привлекают именно тех людей , пребывание которых у власти абсолютно противоречит базовым интересам человеческого общества .
Более предпочтительной представляется модель , при которой власть будет представлять собой обязанность ( общественную повинность ) , не связанную с получением каких-либо социальных или материальных преимуществ . При этой модели ступени иерархической пирамиды будут отличаться не привилегиями , а обязанностями и степенью ответственности . Данный механизм должен действовать наподобие воинского призыва , когда подходящего человека отрывают от семьи и любимого дела и заставляют ( в течении определенного времени ) заниматься полезными для общества , но малоприятными для него самого вещами .
Конечно , такой подход противоречит тезису примата интересов личности . Но кто доказал , что этот тезис имеет право на существование ?
Выборность исполнительной власти таким образом исключается . На основе выборной системы должны формироваться только Советы , которые и будут формировать исполнительную вертикаль .
Избирательное право
Следует на неопределенное время отказаться от всеобщего избирательного права . При всей своей кажущейся демократичности и универсальности , на современном этапе развития человечества , оно только играет роль ширмы , за которой реальные элиты обтяпывают свои грязные делишки . Эффективная работа механизма всеобщего голосования возможна только при условии высокого уровня самосознания населения , реальной его информированности о происходящих в обществе процессах . В настоящее время таких условий нет в наличии . Механизмы масмедиа ( несмотря на болтовню о свободе слова ) в основном занимаются манипулированием общественным сознанием в пользу существующей власти . Жалкие крупицы информации об истинных проблемах тонут в бескрайнем море сознательной лжи . А там , где нет реального понимания стоящих перед обществом проблем , реальных критериев оценки личных качеств кандидатов , нет и возможности осознанного выбора . Люди делают выбор на основе сравнения разработанных политтехнологами и прилизанных имеджмекерами информационных фантомов личностей кандидатов , причем относительная привлекательность этих фантомов напрямую зависит от размеров денежных сумм , вложенных в предвыборную кампанию . При таком раскладе выборные механизмы работают практически в холостую . Личные качества , необходимые для прихода ко власти на таких выборах , прямо противоположны тем , которые необходимы для реализации этой власти с пользой для общества . Частичным решением этой проблемы могло бы стать введение системы Общественной Службы . Идея состоит в том , что право избирать и быть избранным следует заслужить .
Каждый член общества должен получить право поступить на Общественную Службу .
Единственными препятствиями такому решению могут явиться слишком юный возраст и уровень умственных способностей , не позволяющий понять текст присяги .
Остальным общество вполне может подыскать подходящую область деятельности , наиболее соответствующую их личным данным . Ясно одно , эти общественные работы должны быть достаточно продолжительными ( два - три года ) , достаточно тяжелыми и естественно безвозмездными . И таких мест в любом обществе предостаточно .
Одновременно со службой проводится курс обучения основам общественного устройства . По завершению курса , претендент должен иметь достаточное представление о стоящих перед обществом проблемах , реальном действии общественных механизмов и обладать определенным иммунитетом к различным способам манипулирования общественным сознанием . Отдав долг обществу и подтвердив на деле , что проблемы этого общества ему не безразличны , человек получает право избирать и быть избранным . Подразумевается также возможность в любой момент оставить Общественную Службу , но избирательных прав и права занимать общественные посты претендент не получит . Эти ограничения будут касаться только сферы общественного управления . Можно и не связываться с Общественной Службой , само реализуясь в бизнесе , науке , искусстве и прочих областях жизни общества . Каждый должен сам сделать свой выбор .
Общественный аудит
Рассмотрим еще один механизм , без которого все вышеизложенное кажется пустыми , утопическими рассуждениями . Необходимы общественные организации , которые могли бы производить квалифицированную оценку реальной ситуации в обществе и действий власти , в критериях выживания человечества и его выхода из состояния инферно . Существует множество организаций , производящих подобные оценки с точки зрения социальной справедливости , экологической безопасности , прав и свобод личности и тому подобное . Но все эти критерии размыты , ущербны , половинчаты . Их применение в лучшем случае бесполезно , а в худшем даже вредно . Большая часть подобных организаций либо прямо , либо косвенно ( через систему грандов ) финансируется самой властью . Они служат лишь каналами сброса излишней энергии пассионарных ( наиболее активных) индивидуумов , ибо в противном случае избыток этой энергии может расшатать общественные конструкции.
Единственным универсальным критерием оценок общественных процессов может служить только само выживание и развитие человечества . Организация , взявшиеся за проведение таких оценок , должна отказаться , как от любых вариантов финансирования со стороны власти , так и от самого участия во власти . Средства , необходимые для работы ее структур , должны поступать непосредственно от населения ( рассеянные источники финансирования ) . Ее члены не должны участвовать в выборах и занимать постов в исполнительной иерархии . Должна быть занята позиция " Заинтересованного стороннего наблюдателя " . Такая позиция позволит давать объективные оценки происходящих в обществе процессов и характеристики конкретным представителям властных иерархий .