От Редакция альманаха Ответить на сообщение
К All
Дата 06.10.2006 22:13:23 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Альманах "ВОСТОК", номер 40

Первая полоса
Черный Октябрь 1993
Стратегическая образовательная инициатива
Долго будет Карелия сниться...


Выпуск: N 4(40), сентябрь 2006г

У твоего порога

http://www.situation.ru/app/j_art_1140.htm
Война в Ливане. Начало конфронтации между Западом и остальным миром
""The Times", "The Guardian "
С 2001 года регион был превращен в поле идеологической борьбы между двумя лагерями с глобальными амбициями. Один лагерь, возглавляемый Соединенными Штатами, утверждает, что представляет современную глобальную систему открытых рынков, свободных выборов, религиозных свобод и равенства полов. Другой лагерь представлен радикальным исламом, который считает западную модель не только упадочной, но и опасной для будущего человечества. Он надеется объединить мир под знаменами ислама - религии, которую он считает "единственной истинной верой".
В ливанском конфликте Израиль и "Хезболла" являются младшими представителями противоборствующих лагерей. Как Израиль, так и "Хезболла" борются не за удержание или завоевание земли.

http://www.situation.ru/app/j_art_1141.htm
"Латвия под игом нацизма"
Интернет
"Чёрная книга для чёрного PR", - так Latvijas avize сформулировала 27 июля суть и содержание выпущенного недавно российским издательством политической литературы "Европа" сборника архивных документов "Латвия под игом нацизма"
"Мемуары экс-нациста Лациса" рекомендованы в качестве учебного пособия для школ, тогда как сборник "Латвия под игом нацизма" такой чести удостоен не будет: "Потому что в нём содержатся имена жертв тех, кого сегодня принято считать борцами за свободную Латвию. А ещё и потому, что там есть и имена этих "борцов", и кровавые их деяния".


Политика

http://www.situation.ru/app/j_art_1148.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_1149.htm
Фашизм, легок на помине
Alex~1
Итак, фашизм жив и чувствует себя совсем неплохо, строя далеко идущие планы на будущее. Сделать такой вывод можно, не рискуя ошибиться – слишком много о фашизме говорят, спорят, проклинают его и восхищаются им. И чем дальше, тем больше. Актуальность налицо, и это IMHO вполне достаточное обоснование для написания данной статьи.


Управление

http://www.situation.ru/app/j_art_1142.htm
Ростки форм обобществления технологий
А.С. Шушарин
Отрывки из 32ой главы книги "Полилогия" - "Ростки старо-новых форм обобществления технологий"
О социальных формах (см.цитируемые в отрывке работы С.Никанорова) - подробнее в спецномере альманаха "Управление и новые социальные формы" http://www.situation.ru/app/j_jn_19.htm
Отрывок из заключительной 33ьей главы "Полилогии" http://www.situation.ru/app/j_art_1012.htm
Другие работы А.С.Шушарина http://www.situation.ru/app/aut_t_171.htm

http://www.situation.ru/app/j_art_1128.htm
Парадоксы властвования в средневековом исламе
А.А.Игнатенко
Мусульманский властитель обречен безостановочно метаться между разными ценностными ориентациями. В этом убеждает прочтение «княжьих зерцал» («поучений владыкам») – источников, помогающих избежать унылой однозначности и ошибочной односторонности при характеристике исламской политической культуры.
Теории и практике властвования в исламе посвящено необозримое количество исследований. И кажется, никакие неожиданности здесь ученым не грозят. Однако введение в оборот целого корпуса источников – «княжьих зерцал» («поучений владыкам») заставляет по-новому взглянуть на некоторые устоявшиеся идеи

http://www.situation.ru/app/j_art_1129.htm
Эпистемология исламского радиказизма
А.А.Игнатенко



Экономика

http://www.situation.ru/app/j_art_1137.htm
Инновационная промышленность в России
Чернопольский Александр
Серьезным аргументом в пользу наличия в стране своей высокотехнологичной микроэлектроники является то, что тогда будет обеспечена возможность большей части русских разработчиков работать с современными «кубиками», создавая на их базе современные системы. А главным можно считать создание возможности для молодого инженера придти работать на современное производство, накопить опыт, накопить деньги и тематику, и потом открыть самостоятельное дело не в торговле, а в такой же наукоемкой отрасли с переходом в более высокую степень комплексности. Тогда из-за рубежа вернутся те, кто уехал туда из-за отсутствия здесь нужных технологий, и станет возможным то, что можно назвать генерацией идей и технологий. Получается, что для развития небольших фирм и больших корпораций не хватает одного: нескольких современных технологических линеек? Правда, стоимостью в несколько миллиардов долларов. Тем более стоит пойти по пути строительства компактных высокотехнологических кластеров, которые будут давать «строительный материал» остальной экономике.


Социальная философия

http://www.situation.ru/app/j_art_1135.htm
Cпиноза и три "Этики"
Жиль Делез
Спинозе удалось возвыситься до чистого оптического мира. Общие по­нятия, поскольку они затрагивают отношение проекции, уже являются оптическими фигурами (хотя и сохраняют какой-то минимум тактильных референций). Сущности же суть чистые фигуры света: они в себе самих "созерцания", то есть и созер­цают, и созерцаемы — в единстве Бога, субъекта или объекта (перцепты). Общие понятия отсылают к отношениям движе­ния и покоя, которые образуют соответствующие скорости; сущности, напротив, суть абсолютные скорости, которые уже не образуют пространство через проекции, но заполняют его с одного раза, одним махом7. В этом плане значительный вклад Жюля Ланьо заключается в том, что он показал значимость скоростей в мышлении, как понимает его Спиноза, хотя Ла­ньо и сводит абсолютную скорость к относительной8. Это и есть две характеристики сущностей: абсолютная, а не отно­сительная скорость, фигуры света, а не геометрические фи­гуры, обнаруживаемые светом. Относительная скорость — это скорость аффективных состояний и аффектов: скорость воздействия одного тела на другое в пространстве, скорость перехода из одного состояния в другое. Понятия схватывают отношения между относительными скоростями. Абсолютная скорость — это способ, при помощи которого сущность обо­зревает в вечности свои аффекты и свои состояния (скорость могущества).

http://www.situation.ru/app/j_art_1151.htm
Вычислительный эксперимент и трансцендентальный эмпиризм Ж.Делеза
Я.И. Свирский
Сдвиг акцента с проблематики бытия на проблематику становления - одна из характерных черт современных философских и научных изысканий. Исследовательский интерес смещается с описания "картин мира" (или "научных парадигм", задающих способы освоения реальности) на уяснение того, как происходит сама смена таких "картины мира". Пользуясь терминологией Ф.Соссюра, можно сказать, что в центре внимания оказываются не "синхронные", а "диахронные" процессы. Такой сдвиг акцента обусловлен, в том числе, и динамикой современной культуры: политическими изменениями в обществе, многообразием вступающих в конфликт событий, частой непредсказуемостью и неустойчивостью существования как на социальном, так и на природном уровнях. В этих условиях традиционные "всеобщность и необходимость", к которым апеллировало как классическое философствование, так и естественно-научное познание, становятся, порой, весьма шаткими ориентирами.
В естественнонаучном познании указанная проблемная ситуация преломляется особым образом и сопряжена с тем, что для освоения объектов природы появилась возможность использовать математические способы описания, раскрывающее качественно новые горизонты постижения мира. А именно, благодаря ЭВМ появилась возможность применять нелинейные дифференциальные уравнения для построения моделей реальности. Широкое применение нелинейных моделей не только позволило по иному взглянуть на то, что, казалось бы, уже постигнуто наукой, не только включить в рассмотрение объекты, прежде остававшиеся на периферии естествознания, но и дало повод очередной раз поставить под вопрос эпистемологические и онтологические предпосылки, лежащие в основе классической (и неклассической) науки, базирующейся на линейных моделях. То есть, речь идет о том, что объекты, прежде казавшиеся уже постигнутыми с помощью средств, предлагаемых классической (и неклассической) наукой, оказались куда сложнее, чем предполагалось.


История

http://www.situation.ru/app/j_art_1150.htm
"Короткий" Двадцатый век: взгляд с птичьего полета
Эрик Хобсбаум
Первая глава из книги "Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914 — 1991").
Известный историк Эрик Хобсбаум посвятил эту книгу «короткому двадцатому ве­ку» — периоду между 1914 и 1991 годами, когда в мировой истории произошли грандиоз­ные события, навсегда изменившие жизнь человеческого сообщества, — от Первой миро­вой войны и русской революции до распада СССР.


Pro et Contra

http://www.situation.ru/app/j_art_1127.htm
Можно ли было реформировать советскую систему?
Стивен Коэн
Из всех российских <проклятых> вопросов XX века один продолжает терзать нацию и в XXI веке: почему погиб Советский Союз? С декабря 1991-го российские ученые, политики и общественность не перестают спорить об этом, в то время как у большинства западных комментаторов уже готов ответ: советская система была нереформируема и, следовательно, обречена на гибель из-за "присущих ей неисправимых дефектов"
При условии проведения правильной политики реформ и наличии других необходимых обстоятельств этих многочисленных интеграционных элементов вкупе с привычкой жить вместе с Россией, сложившейся до и после 1917 года, хватило бы, чтобы и без диктатуры КПСС сохранить единство большей части Союза.


Перспективы

http://www.situation.ru/app/j_art_1147.htm
Что такое новый техно-промышленный уклад?
Ю.В. Громыко
Новый технопромышленный уклад- это совокупность принципиально прорывных технологий, которые оказываются завязанными в единую мультитехносистему, где эффекты использования одних технологий поддерживают применение и развитие других технологий. С этой точки зрения, развитие технологий определённого класса без анализа взаимосвязей этой группы технологий с технологиями всей мультиматрицы нового технопромышленного уклада приведёт к бессмысленной неэффективной работе. Например, развитие наннотехнологий и создание компьютеров с молекулярной памятью может оказаться вообще тупиковой ветвью работ, или будет очень эффективно использоваться для развития технопромышленного уклада в США, альтернативного технологическому развитию России.
Для того, чтобы сформировать и сложить механизмы развития необходим межцивилизационный диалог с другими народами, обеспечивающий преодоление «эгокультурности» ( А.С.Шушарин), являющейся своеобразной слепотой на тысячелетние устремления другой культуры и другой цивилизации. Эгокультурность, как утверждает А.С.Шушарин, это и есть другое название современной формы империализма, поскольку произвольное обоснование необходимости и допустимости эксплуатации и уничтожения других народов выводится из глубинных оснований собственной культуры. «Наша культура хорошая и правильная, а чужая - искривлённая и неверная». Поэтому процессы развития по своей сути связаны с метакультурой, как возможностью опознания и присвоения с позиции своей культуры других культур как высших ценностей

http://www.situation.ru/app/j_art_1131.htm
Сценарии развития энергетики как локомотива промышленной революции в России
Ю.В. Громыко
Мы попали в ситуацию деиндустриализации страны. Это феномен деиндустриализации страны переживает не только Россия. Не менее драматично он осуществляется и в Германии, и во Франции и в США. Причём этот процесс деиндустриализации не может быть связан с творческим разрушением и высвобождением мест для формирования производственных технологий нового промышленного уклада. Деиндустриализация происходит тотально. Уничтожаются и схлопываются целые мультисистемы высокотехнологической мыследеятельности,
Сегодня становится совершенно очевидно, что именно развитие энергетики является обязательным условием и предпосылкой развития промышленности.

http://www.situation.ru/app/j_art_1132.htm
Конструкторы будущего
П.Г. Кузнецов
Вел я однажды очень интересные бесе¬ды с одним иезуитом. Мы оба согласились, что жи¬вем в мире движения, движение воспринимает¬ся органами чувств. Дальше он проводит разделение: «Вы, материалисты, считаете, что ис¬точник наших ощущений материя, а мы считаем — Святой Дух, или Бог». Тот и другой согласны, что чем больше наука пости¬гает этот мир движения безграничного космоса, тем лучше она постигает величие замысла Творца. Флоренский про себя писал, что все начинает¬ся с веры: вера в Бога, вера в науку, вера в ис¬кусство. Совокупность этих вер, каждая из кото¬рых порождает культ, об¬разует то, что мы называ¬ем культурой. А назначе¬ние культуры, как писал Флоренский, — это пони¬жение энтропии Вселен¬ной. Я с Флоренским со¬гласен, хотя некоторые сторонники веры называ¬ют его «нераспустившим¬ся цветком ереси».


Культура и образование

http://www.situation.ru/app/j_art_1144.htm
Возможна ли в Москве новая научно-промышленно-образовательная революция?
Громыко Ю.В.
Можно утверждать, что в Москве существуют все условия и предпосылки для того, чтобы в ней началась , обеспечивающая создание принципиально новых отраслей промышленности, новых форм организации производств и креативных индустрий. Это, конечно, зависит от того, как Москва определит свое место в системе формирующегося нового экономического районирования и формирования кластеров промышленного развития. Например, Москва примет отводящуюся ей роль плутократического центра финансово-банковских и юридических услуг, а все современные типы инновационных эпистемических производств будут выведены в лучшем случае в Московскую область, а то и еще дальше на монтажные площадки Нижнего Новгорода. Или Москва, имея огромную концентрацию научных и образовательных центров, будет создавать на специальных инновационных платформах образцы новых производств и новых технологий, которые затем могут тиражироваться по всей России.
Реализация второй стратегии означает, что надо будет отказаться от дурашливого будущего России, представление о котором неявно и образует до сих пор основу экономической политики страны: развитие ресурсодобывающих отраслей, полная сдача лидерских позиций во всех машиностроительных отраслях от автомобилестроения до электроники и бесплановая профессиональная подготовка специалистов, которые потом, в неопределенном будущем когда-то займутся технологическим развитием. Альтернатива очевидна – технологический рывок уже сегодня за счет создания новых отраслей, которые должны быть организованы как научные полигоны выхода России к новому техно-социо-культурному укладу. Формирование нового технопроизводственного уклада предполагает формирование следующей, более высокой формы собственности- например, по сравнению с невыявленной формой присвоения общественного богатства, доминировавшей в СССР. Эта форма присвоения была основана на коллективно-иерархической собственности на технологии в условиях поточно-линейного производства (А.С. Шушарин). Новая форма собственности – постсоциалистическая и одновременно – постклассическая, посткапиталистическая. Она является формой овладения транспортом (переносом) технологий, финансово-юридическими механизмами обеспечения подобного транспорта и «приживлением» транспортируемой технологии в заданное поле региональной практики

http://www.situation.ru/app/j_art_1143.htm
Стратегическая образовательная инициатива
М.В. Половкова, Н.В. Громыко
Связь, интеграция науки, образования и промышленности - вот то, что создает необходимые условия для устойчивого воспроизводства общества, его мировоззрения в целом. Развитие любой из этих сфер по отдельности не приведёт к желаемому результату. Качественное образование, не имеющее налаженной связи с наукой и промышленностью, обеспечивает лишь «утечку мозгов» за рубеж. Получается, что воспроизводства кадров в России не происходит, – мы вкладываемся в молодёжь здесь, а работать на высокотехнологичных производствах и двигать науку она будет там. С другой стороны, никакое развитие науки не возможно без качественной подготовки кадров посредством образования. В том же случае, если знания с передовых рубежей развития науки не попадают в сферу образования, само образование превращается в оторванную от реальности тренировку памяти. То же происходит и с промышленностью: она не может развиваться без качественных кадров, но и без возможности трудоустроиться на наукоёмких производствах молодые люди будут увозить полученный в сфере образования потенциал за рубеж.
С точки зрения развития образования, построение связи трёх упомянутых сфер деятельности указывает на необходимость изменения самого содержания образования, в частности изменения работы со знаниями в сфере образования. Должна быть разработана и построена Школа Будущего, где бы складывался другой тип работы со знаниями, призванный обеспечить высокотехнологичное перевооружение общества.

http://www.situation.ru/app/j_art_1118.htm
Проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе
Эдуард Надточий
Если привлечь классификацию Спинозы, то аффекты тургеневского юноши — результат действий какого-то другого тела, тогда как тургеневской девушке присущи аффекты, имеющие причиной самое себя, не возбуждаемые страдательным образом внешним источником. Однако, что очень важно, смысл этой классификации для Спинозы заключён в обращении аффектов в страсти — нечто, подлежащее контролю со стороны разума в рамках этики. Тогда как у тургеневской девушки обусловленность аффекта «внутренними причинами» (Тургенев всегда показывает, насколько мало тургеневский юноша имеет отношения к возникновении страсти к нему у тургеневской девушки и насколько не соответствует объект страсти ей самой) вовсе не связана с работой когитальной идентичности, не свидетельствует о работе разума. Скорее наоборот: чем более цельно, мощно и энергично проявляет себя страсть, тем сильнее она противостоит всякой попытке целе-рационального рассчитывающего усилия. Можно сказать, что тургеневский юноша и тургеневская девушка образуют сложный сдвоенный психоавтомат, в котором аппарат аффекта исполнен в виде фигуративности т.д., тогда как сила целе-рациональной калькуляции и сознания тождественности Я исполнена фигуративностью тургеневской девушки. Девушка — всего лишь локальная персонификация универсальных круговых сил Природы, не знающих чего-либо вроде жалости и пощады. Природа свершает свой цикл и тем замыкает круг мироздания. «Отцы и дети», один из самых глубоких тургеневских романов, заканчивается именно гимном природному круговороту на фоне могилы Базарова


Наука

http://www.situation.ru/app/j_art_1145.htm
Почему сегодня нет революционной науки и в чем она должна заключаться?
Джонатан Тенненбаум
Физическая экономика, описывая общество, учитывает, прежде всего, не денежные процессы, а реальные физические процессы производства, прогресс науки, технологий, и т.д.
Чем вызвана объективная потребность в таком подходе? Побиск Кузнецов – я знал его лично и имел возможность с ним общаться – разделял именно такой подход к экономике, здоровый подход. Для физической экономики основной вопрос – как создать эффективные системы полного жизнеобеспечения, как успешно поддерживать население, развитие общества. А Побиск Кузнецов занимался как раз построением системы жизнеобеспечения для всей планеты. Нас, живущих на планете – шесть миллиардов. Столь огромное население не способно выживать без сложной системы жизнеобеспечения – без системы энергообеспечения, водообеспечения, обеспечения людей продуктами питания и т.д. Соответственно, подход, отстаиваемый физической экономикой , предполагает осознание гигантских вызовов, гигантских задач, стоящих перед человечеством.
Каковы же эти вызовы? Вот несколько из них.

http://www.situation.ru/app/j_art_1146.htm
К вопросу о том, как нам готовить молодых людей к работе в прорывной науке
И.В. Чаусов
Даже такая с виду несложная работа, как анализ научных текстов, дает школьникам неоценимый опыт работы с реальностью науки. Получается, что "погружая" молодых людей в ситуации порождения и употребления знаний на самом разном материале, мы выращиваем у них компетентности, необходимые для становления учеными. Наш опыт работы показывает, что именно ощущение новых собственных возможностей вызывает у ребят интерес к науке и желание заняться научными исследованиями. Метапредметный подход позволяет не отпугнуть молодых людей от научной "зауми", а показать им скрытые возможности заговорить с наукой на одном языке уже в школе.


Антропология

http://www.situation.ru/app/j_art_1136.htm
Аффекты .Affects
Жиль Делез
От одного положения дел к другому, от одного образа или идеи к другим существуют переходы, переживаемые превращения, длительности [duree], посредством которых мы движемся к большему или меньшему совершенству. Более того, эти положения дел, эти состояния, образы или идеи неотделимы от длительности, присоединяющей их к предшествующему положению дел и вынуждающей их стремиться к следующему состоянию. Такие непрерывные длительности и вариации совершенства называются «аффектами», или «чувствами» (affectus).
From one state to another, from one image or idea to another, there are transitions, passages that are experienced, durations through which we pass to a greater or a lesser perfection. Furthermore, these states, these affections, images or ideas are not separable from the duration that attaches them to the preceding state and makes them tend towards the next state. These continual dura­tions or variations of perfection are called "affects," or feelings (affectus).


-------