|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
19.10.2006 15:06:35
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Русский Православный Коммунизм - естественен для России
Характерный в некотором смысле текст.
http://zvezda.ru/cult/2006/10/12/mithgol.htm
<<<
«Сеть – великий объединитель»
...ибо он, как Сеть,
найдёт на всех живущих по всему лицу земному...
(Евангелие от Луки, 21:35)
От редакции:
«Полярная Звезда» продолжает серию публикаций интервью с различными представителями русскоязычного сообщества Живого Журнала. Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает системный оператор одного из узлов Фидонета, участник русского раздела Википедии и поистине культовая в русском ЖЖ фигура – Сергей Соколов, более известный под псевдонимом mithgol.
Дмитрий Родин: Сергей, Ваш персонаж в русском сегменте LiveJournal давно стал именем нарицательным и практически чем-то культовым. Где-то на просторах ЖЖ под новый год я даже прочитал чьё-то такое вот пожелание: «Чтоб тебя разбанил Мицгол». Для начала расскажите, пожалуйста, откуда взялся Ваш ник mithgol и что он означает?
Сергей Соколов: Я впервые узнал об Интернете в студенческие годы. В ту пору я зачитывался фэнтэзи, и поэтому псевдоним сочинил себе на синдарине, на языке толкиновских эльфов Белерианда. Буквально это слово означает «серый плащ» (что имеет определённый символический смысл, поскольку всякий псевдоним предназначен скрывать реальное имя носителя, как серый плащ предназначен скрывать эльфа). Немного расскажу о нюансах: оба варианта записи моего псевдонима (как «Мицгол», так и «Mithgol») произносятся с ударением на первый слог (по правилам синдарина); передача звука «th» буквой «ц» хотя и является несколько спорной с точки зрения толкинистов, однако именно этот способ использовался очень многими переводчиками (в их числе Маторина, Григорьева и Грушецкий, Волковский и Воседой, Еськов, Муравьёв и Кистяковский), когда им надобно было передать некоторые слова синдаринского происхождения (прежде всего «athelas»), поэтому и в моём псевдониме он вполне уместен. Кстати, о своём сетевом имени я говорю именно как о «псевдониме», а не о «нике», поскольку это две немного разные категории вымышленных имён. Слово «nickname» означает «прозвище» или «кличка», то есть такое имя, которое человеку дают окружающие. Псевдонимы же, как правило, люди придумывают себе сами. Кстати, зачастую поэтому псевдоним больше говорит о внутренней сути (или, по меньшей мере, о самооценке) личности, а кличка свидетельствует о том впечатлении, которое личность производит на окружающих. (Причём далеко не на всех окружающих, а только на небольшую и довольно специфическую группу людей, склонных раздавать клички.) Вы, Дмитрий, будучи пользователем LiveJournal, наверняка и сами примечаете время от времени таких блоггеров, псевдонимы которых многое говорят о человеке даже прежде, нежели сам он сподобится чего-нибудь написать, не так ли?
Д.Р.: Вы абсолютно правы, Сергей. И спасибо, что указали на разницу между «псевдонимом» и «прозвищем». Действительно это немного разные категории, а вот это моё употребление словечка «ник», скорее, свидетельствует о проникновении соответствующей сетевой культуры с её слэнгом и пр. Насколько я могу заметить, многие выбирают себе имя в своём блоге, руководствуясь какими-то воспоминаниями и из более ранних годов жизни – из отрочества, детства… Кстати, а какое у Вас было детство? Чем таким интересным Вы тогда занимались, всю ли жизнь прожили в Геленжике, как так случилось, что Вы «пристали» к компьютерам? Если не трудно расскажите об этом немного…
С.С.: Спасибо за вопрос, который даёт повод поглубже заглянуть в прошлое и задуматься над тем, какая часть моей личности определяется прошлым, а какая настоящим... С одной стороны, современный околокомпьютерный мир меняется с невообразимой скоростью. Недавно я открыл случайно сохранившийся в компьютере скриншот (цифровую копию экрана) от 2003 года и был прямо-таки придавлен тем, что тогда не существовало браузера Firefox (и я пользовался программой Netscape Communicator), не существовало спутникового фотоглобуса Google Earth (и я пользовался WinGlobe), не существовало подробной Википедии на русском языке... Многие мои нынешние стремления, нынешние привычки, нынешние инструменты ещё три года назад нельзя было предугадать вовсе! С другой стороны, и впрямь моё внутреннее «я», глубинные и нутряные свойства личности определяются гораздо более ранними временами. Например, я родился и рос в русской семье в Советском Союзе, чем определяется и национальность, и родной язык мой, и культура, все те нюансы отношения к миру и основы системы ценностей, которые кажутся такими самоочевидными, такими неотъемлемыми, а меж тем у патагонца или у хуту они совсем другие, если задуматься. Кроме того, я вырос в Геленджике, поэтому с детства умею плавать в море. Родные рано научили меня читать и приохотили к книгам, за что я им искреннейше благодарен и до сих пор, поскольку с опытом чтения приходят не только знания, содержащиеся в текстах, но и безошибочность правописания (через опыт восприятия того, как слова и выражения и предложения записываются в литературе), и скорость чтения, а эти навыки чрезвычайно полезны для такого компьютерщика и сетевика, каковым я сейчас являюсь. Родители мои были научными сотрудниками, поэтому первые в моей жизни компьютеры я увидел у них на работе. В те годы мне казалось совершенно естественным, что я не просто интересовался компьютерными играми (этого-то увлечения не избежать любому мальчишке, которому так же повезёт насчёт компьютеров), но и скоро стал стремиться узнать, как устроены игры и вообще программы. Это привело меня к изучению программирования, к написанию моих первых детских программ. Повторюсь: тогда мне это казалось столь же естественным, как всякое детское стремление разобрать какой-нибудь механизм или предмет для того только, чтобы узнать, как он устроен. Сейчас мне это уже не кажется естественным, поскольку достаточно зайти в любой компьютерный клуб, чтобы увидеть массу детей и подростков, которые день и ночь «рубятся» в какой-нибудь «каунтерстрайк», но это их не делает хакерами, хотя слова «рубятся» и «хакер» однокоренные. Там же можно заметить массу детей и подростков, которые увлечённо лазают по Паутине, но не делают никаких попыток изучить HTML, CSS, JavaScript и так далее. Так что, возможно, мне просто так вот повезло в детстве. Но не повезло в другом: тогда, в начале девяностых, в Геленджике никто не слышал ни о каких компьютерных сетях, так что впервые с Интернетом я познакомился в Москве, на втором курсе физфака МГУ. Это было настоящим откровением — узнать о существовании сложной информационной сети, объединяющей сведения, объединяющей людей, непрерывно растущей, непрерывно становящейся лучше. У этого откровения была и оборотная мрачная сторона: многие мои устремления и ценности переменились радикальнейше, пришлось прокладывать новую дорогу в жизни, и в итоге я закончил другой университет в другом городе и получил совсем другую профессию, нежели собирался прежде. Это было не так-то просто: сложный поворот, да ещё в сложные времена — так что, если бы не понимание и поддержка родных, всё обернулось бы далеко не радужным образом. А первым шагом по этому пути было обретение основных знаний о принципах и языках Всемирной Паутины (прежде всего — о языке HTML); за это моя благодарность Московскому инженерному центру корпорации Digital Equipment. (Корпорация эта сейчас уж и не существует больше, поскольку несколько лет назад она была куплена Compaq, как я слышал...) С той поры мало можно назвать столь же глубоких и определяющих перемен в моей жизни, какими были первый компьютер или приход в Интернет. Но всё же они случались. Например, в феврале 2002 года я появился в Фидонете: это целиком заслуга inity (Татьяны Матвеевой), замечательной фидошницы — и прямо-таки золотой подруги, если относиться к ней бережно. Она несколько лет меня время от времени уговаривала подключиться к Фидо, и как только я это сделал, сразу устыдился того, что так тянул с этим. Тогда я подключался к узлу Inity, но уже через год это обстоятельство стало сильно меня тяготить: слишком многим бывает в Фидонете обязан пользователь своему системному оператору, и силою вещей я не мог более быть на равной ноге с Татьяною. Мы расстались. А через некоторое время, в конце мая 2003 года, я появился и в LiveJournal, что было скорее делом случая, нежели исполнением заранее принятого решения: просто однажды kukutz углядел комментарий, который я оставил в качестве незарегистрированного пользователя, и предложил приглашение в LiveJournal; я согласился. В прошлом (2005) году у меня появился свой узел в Фидонете, в прошлом же году я начал деятельно редактировать Википедию. Но всё это уже скорее новые направления действий или вехи поступательного движения, но не признаки революционных изменений в сознании. Всё это было предопределено в тот миг, когда я впервые увидел Сеть.
Д.Р.: Насколько я понимаю, за компьютером Вы проводите больше времени, чем в реальном мире…
С.С.: Я действительно провожу много времени за компьютером. На работе это мой основной рабочий инструмент, источник моего заработка. Дома это универсальный бытовой инструмент: и средство общения, и музыкальный центр, и приёмник телепрограмм, и видеопроигрыватель, и радиоэфирный будильник, и игровая консоль, и средство творчества, созидания, самовыражения. Главная функция компьютера — быть окном в Сеть или, скорее, быть как раз той лодкою в безбрежном океане Сети, на которой плавает компьютерщик, сетевик. Человек, снабжённый компьютером и доступом к Сети — словно киборг, наделённый дополнительным органом чувств, способным воспринимать информационное поле всей планеты. А так называемый «реальный мир», воспринимаемый нами без посредства компьютера, находится внутри значительно меньшей окружности, называемой горизонтом; и эта окружность примерно настолько же меньше планеты, насколько мир звуков, отчётливо слышимых слепцом, меньше окружности горизонта. Поэтому ограничивать себя «реальным миром» значило бы добровольно ослепить себя. Кроме того, ровная окружность получается только в идеальном случае. Лично я беспрестанно вижу на севере горы Маркотхского хребта, высотою в добрых полкилометра; это и есть северная стенка доступной моему зрению реальности. К западу и к югу, если взглянуть достаточно далеко, располагается Чёрное море — практически безлюдная масса солёной воды, колеблемая ветром. Таков Геленджик; великолепные пейзажи, но меж тем и прекрасное место для того, чтобы заработать лёгкую клаустрофобию (или, допустим, агорафилию) при длительном отключении от Сети. Время, которое я уделяю Сети, и значение, которое я придаю ей, настолько велико, что иногда я признаюсь: глаголы направления переменили смысл, и я теперь не «выхожу в Сеть» (как говорят о себе другие), а вхожу в неё. Кроме того, во многих отношениях Сеть просто не кажется мне менее реальной, нежели «реальный мир». Вот простой пример: наша с Вами беседа, Дмитрий, началась с вопроса о моём «персонаже в русском LiveJournal». Строго говоря, для меня никакого «персонажа» не существует, для меня LiveJournal не ролевая игра, и в блоге моём виден не отыгрыш роли, а мои собственные вполне реальные мнения, воззрения, наблюдения, соображения. Может быть, даже более «реальные» (искренние, откровенные, неподдельные, страстные, несдержанные), нежели в так называемом «реальном мире», который принуждает человека играть целую кучу социальных ролей по готовым традиционным сценариям.
Д.Р.: Сергей, а Вам приходилось сталкивался с государственной властью? И если «да», то в чем это проявилось? И еще, важно ли Вам какая в стране власть и считаете ли Вы её существование нужным, зачем она лично Вам?
С.С.: Каждый из нас сталкивается с государственной властью ежемесячно, когда из заработной платы вычитается налог: это проявляется в неслабом «облегчении кошелька». И, глядя вокруг, я не могу всерьёз признать, что эти средства расходуются как надо. Я действительно считаю существование власти нужным для установления справедливости и порядка, для подкрепления права законом, для защиты граждан. Но нынешняя власть вовсе не вызывает желания доверить ей эту задачу: слишком уж увлечена она борьбою с русским народом. Например, народная собственность Советской страны путём ловких манипуляций с крашеною бумагой ваучеров оказалась передана узкому кругу абрамовичей, березовских, вексельбергов, гусинских и так далее по алфавиту инородцев. Строения и их инфраструктурные элементы недообслуживаются и всё больше начинают банально падать людям на головы; впрочем, Дедюхова (Ирина Дедюхова – доцент кафедры строительных конструкций и строительной механики Ижевского государственного технического университета, в русском ЖЖ более известна как юзер ogurcova, - прим. ред.) могла бы рассказать об этом больше меня, она специалист. Армия до крайней степени поражена заразою дедовщины и проявлениями бытовой межнациональной ненависти; героев-офицеров, прошедших Чечню, бесстыдно подвергают показательному многократному суду, несмотря на оправдательные приговоры, упорно выносимые присяжными заседателями. Леса Сибири расхищаются хищнически, при этом негодяи не брезгуют поджогами. Преступность влияет на столь высокие эшелоны государственной власти, что даже оказался принятым специальный закон, ограждающих высокопоставленных чиновников от обвинения: такие обвинители теперь считаются «экстремистами» и сами подлежат суду. Народ пребывает в нищете, поскольку заработная плата зачастую бывает многократно ниже, нежели даже в соседнем Казахстане за ту же работу. Цены на пищу оказываются, напротив, совершенно бессовестными за счёт деятельности этнических группировок на рынках. Катастрофически сокращается количество русских людей, при одновременном пугающем приросте количества иноплеменников; этот процесс сознательно поощряется властью, упрощающей иммиграцию до ранее не мыслимой степени. Убийства и ограбления русских людей инородцами стали настолько частыми и безнаказанными, что партией «Единая Россия» приуготавливается специальный закон о запрете упоминания национальности преступников. Средства массовой информации беспрестанно заняты замалчиванием решительно всех проблем, стоящих перед народом; вместо этого они окармливают сознание людей развлекаловкою и развратом, полностью соответствуя определению из «The Matrix»: «весь этот мир натянут на глаза тебе, чтобы ты не увидел правды о том, что ты раб». Естественным итогом всех вышеперечисленных наблюдений является вывод о настоятельнейшей необходимости совершенно другой власти, а также о необходимости подвергнуть многих представителей нынешней элиты справедливому суду и поучительной казни. К этому итогу приходят многие; впрочем, представление о том, какая необходима власть в России, может быть весьма различным – подчас даже диаметрально противоположными оказываются идеальные воззрения о власти у людей, в остальном вполне близких. Моим собственным идеалом государственной власти является православное национал-коммунистическое самодержавие.
Д.Р.: Православное национал-коммунистическое самодержавие… Как-то уж больно экзотически это звучит, Вы не находите? Православие и коммунизм мне кажется (да и для многих, полагаю, очевидно) стыкуются слабо. Растолкуйте, если можно, о чём идёт речь?
С.С.: Земной путь Иисуса был отмечен множеством чудес. Вам, Дмитрий, я предлагаю мысль если и не новую, то занятную: многое о человеке можно сказать, узнав только о том лишь, какое чудо Иисусово кажется лично для этого человека наиболее значимым. Для кого-то таким чудом является воскрешение Лазаря и воскресение самого Иисуса, здесь разом проявляется и богочеловеческая природа Сына Божьего, и обетование будущей жизни вечной за гробом. Для кого-то куда важнее хождение Иисуса по воде в компании того из апостолов, в ком вера на краткое время переборола закон природы. Чудо во время брачной трапезы в Кане Галилейской – превращение воды в вино – знаменательно тем, что воодушевляет подчас совершенно различных читателей Библии. Скажем, православные видят в этом знамение милосердного отношения к простым людям, у которых вина недостало на празднестве; превосходно это отражено в «Братьях Карамазовых» у Достоевского. Последователи же Приората Сиона – тамплиеры и прочие – полагают, что в этом месте речь идёт о женитьбе самого Иисуса, из потомства которого в будущем произойдёт еврейский царь и будет править всей планетою: легенда, из дерева которой на протяжении веков успели вырасти такие далёкие друг от друга ветви, как «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха и «Протоколы Сионских Мудрецов», а также недавний бестселлер «Код да Винчи». Большой след в людских душах оставило и изгнание Иисусом из некоего бесноватого целого легиона бесов, которые вошли после этого в свиней: отражение этого чуда мы встречаем и у того же Достоевского в «Бесах», и у Войнич в «Оводе», и кое-где у Климова. Встречаются люди, для которых важнейшим из дел Иисуса является отказ поклониться диаволу, хотя бы и возводил тот на высокую гору и сулил там всякое. Лично же я (хотя, разумеется, отдаю должное всем чудесам) наиболее важным из них полагаю то, что Иисус Хpистос свободно размножил как пять хлебов и две pыбы (Мф. 14:19, Мк. 6:41, Лк. 9:16, Ин. 6:11), так и семь хлебов и ещё немного pыбы (Мф. 15:36, Мк. 8:6), когда надобно было ему накормить голодных. В этом основной лозунг и коммунизма также: «Каждому по потребностям». Идеал изобилия и братской любви. И сам идеал этот превосходен и привлекателен. Но трагедия России в том, что девяносто лет назад коммунистический переворот совершился усилиями богоборческих инородцев, что чистый свет идеала оказался осквернён идеями антихристов, идеями интернационалистов, идеями даже и глобалистов, как мы бы их сейчас наверняка назвали. Россия виделась им жертвою на алтарь их красного обряда, не более! Естественным же для России является идеал совершенно противоположного коммунизма, который я и называю православным национал-коммунистическим самодержавием. Например, что такое «самодержавие»? – это тогдашнее понятие о том, что державная власть исходит не от внешнего сюзерена, а происходит от самой Российской Империи; сейчас это у нас называют, вроде бы, «суверенитетом» (хотя с нынешней властью мало в чём возможно быть уверенным: скажем, понимают ли они под «суверенной демократией» самодержавное народоправство – это ещё бабка надвое сказала; та же Новодворская под «демократией» разумела диктатуру «демократов», а эти от неё не слишком далеко ушли). Соответственно, лозунги навроде «Долой самодержавие!» означают «Да здравствует оккупация!» – или нечто подобное. Дикость, от которой шарахается всякий из тех, для кого Родина действительно драгоценна. Что касается православного коммунизма, то это союз не просто естественный, но и единственно мыслимый в России. К чему приводит коммунизм без Иисуса и братской любви, мы уже видели: жидочекисты, концлагеря, взаимное подсиживание бюрократов, и в итоге готовность взойти на большую гору и поклониться западному диаволу. Были, были и среди этого антихристового хаоса настоящие коммунисты, с заботою о людях – но не одолели без помощи Божией. Но точно так же и православие без коммунизма выглядит весьма неискренне: разве только чудом способна сохраниться в сердце братская любовь, если в мире человек человеку волк, если огромные массы трудящихся живут в рабстве, или в крепостном праве, или в безденежье. Проповедь об Иисусе и о загробной жизни начинает выглядеть морковкою, подвешенной перед носом сотен миллионов угнетённых ослов – и народ отшатывается со страшною, цинической усмешкою безбожия. (Бердяев сказал как-то: «Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге». Он, правда, был странным человеком; не могу я быть уверен, что тут имел он в виду то же, что и я.) И последнее: почему именно национальный коммунизм в России, то есть зачем беспременно русский национальный коммунизм? Да за тем, во-первых, что довольно уже жертвовать русскими! – и для многих этого «во-первых» достаточно. Последние девяносто лет стали роковыми для русской нации. В Гражданскую войну, состоявшуюся после падения монархии, многие пали жертвами массового террора. Репрессии, связанные с тяготами индустриализации и тоталитаризма, совпали по времени с наиболее кровавой войною, какую знало современное человечество. В послевоенные годы окраины Союза настойчивейше подкармливались правительством за счёт русских: за двадцать лет (с 1960 по 1980) численность десятилетних детей в русских частях страны уменьшилась на треть, а в Средней Азии увеличилась вчетверо. Нынешние же реформы сократили русский народ настолько, как не удалось и той войне: только пятисотлетней давности хроники об американских индейцах содержат пример такого истребления, вызванного вторжением чуждой системы ценностей, основанной на стяжательстве бесстыдных инородцев, да притом совмещаемого с многомиллионными завозами бесправных мигрантов с Юга. Если же для кого-нибудь этого «во-первых» не будет достаточно, то пускай вспомнит, что православный коммунизм некому и воздвигнуть, пожалуй, кроме русских. Если окажется сокращён русский народ до нуля – тогда и у всего мира не останется прежней надежды на сохранение православия; да и на коммунизм также не останется, разве что китайцы построят свой национальный коммунизм. Но только русская нация сохраняет в себе семена идей, необходимых для сочетания и взаиморазвития православия и коммунизма, для реализации их в гармоничном единстве.
Д.Р.: Н-да, тут есть о чём поразмышлять… И что же, на Ваш взгляд, необходимо для воплощения такого вот идеала?
С.С.: Сложный вопрос. С одной стороны, давно существует та точка зрения, согласно которой всякий общественный строй сам собою реализуется, когда для него появляются предпосылки. Эта точка зрения излагается, например, в учении диалектического материализма. А так как после развала Союза и диамат вообще перестали преподавать, то я считаю нужным сейчас отвлечься на пару минут и напомнить пару положений из этой полезной теории, причём в формулировке основоположников. Сперва напомню слова Карла Маркса: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения, – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». И ещё напомню слова Иосифа Виссарионовича Сталина: «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка – это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения. Всякий базис имеет свою, соответствующую ему надстройку... Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка». В какой-то мере эта теория вполне справедлива. Например, промышленная революция в Европе: кто-то изобретает паровой двигатель, начинают строиться мануфактуры, появляется спрос на шерсть, он порождает надобность в пастбищах, и сотни тысяч крестьян сгоняют с их земель, обрекают на нищету, лишения, смерть. Или книгопечатание: его появление дало основание Виктору Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» вложить в уста архидиакона Клода слова «Вот это убьёт то. Книга убьёт здание», потому что человеку стало свойственно выражать себя в написании книг, а не в возведении соборов. То есть определённые технические новинки самим своим появлением приводят к исчезновению зодчества или к падению феодального аграрного хозяйства, поскольку эти новинки являются несокрушимой основою для появления революционных изменений в сознании всего человечества. Я убеждён, что и сейчас мир стоит практически на пороге технических изменений, которые способны стать основою православного коммунизма, способны принести людям долголетие и изобилие. Кое-где такие изменения уже произошли. Например, в сфере информации. Компьютерная сеть – это пространство, в котором неотличимая копия любого информационного объекта может быть создана или уничтожена парой-тройкой-другою движений пальца, как в Библии распространяются ломти хлеба и рыбы, преломленные Иисусом во время молитвы. А кроме Библии на ум приходят и советские образы «светлого будущего». И совсем не зря приходят, поскольку беспрецедентная лёгкость копирования является высшей формой развития «средств производства», если говорить терминами диалектического материализма. Но будущее может стать светлым только в том случае, если не произойдёт отпадение от Христа, если люди не поклонятся диаволу. Развитие техники ведёт к гибели, если одновременно не возрастает духовность. Распад атомного ядра может использоваться в атомной электростанции, но впервые он проявил себя не там, а в Хиросиме и в Нагасаки. Цепная реакция ядерного синтеза может привести к появлению термоядерных электростанций, которые спасут человечество от энергетического и экологического кризиса, поскольку источником энергии станет обыкновенная вода; но этот же синтез уже стал ключом к созданию наиболее разрушительного оружия из всех известных человечеству. То же самое с технологиями ближайшего будущего. Даже простая виртуальная реальность, как в «The Matrix», может стать орудием беспрецедентного рабства. А как только первые успехи будут достигнуты в наноробототехнике, скопировать кусок хлеба будет столь же просто, как сейчас скопировать файл. Но и убийство людей, и порабощение людей сильно упростится. Многие ли из современных людей, получив в руки могущество Христа, будут способны не поклониться диаволу, будут способны посвятить свой земной путь совершению подвигов добра и человеколюбия, будут исцелять слепых и увечных, воскрешать мёртвых и изгонять бесов? Я нередко с глубокой скорбью чувствую отрицательный ответ.
Многое ещё необходимо сделать для воплощения идеала. Скажем, беспременно следует что-нибудь противопоставить тому мутному валу невежества и разврата, который беспрепятственно изливается с Запада. Надежда есть, поскольку много толковых и полезных изменений совершается в разуме и душе человека, приобретающего опыт подключения к Сети; но, по-видимому, ради подключения русских людей к Сети опять же необходимо сперва переменить власть в стране. Вы, Дмитрий, не хуже меня знаете, должно быть, что почти половина всех пользователей Интернета в России сосредоточена в столице, в Москве; русских же в этом городе едва ли более половины. И нынешней власти опасно подключать к Интернету деревни, опасно подключать малые города, поскольку там русские; во всяком случае, больше русских, нежели сейчас в столичных городах. Так что тогда числом оказалась бы задавлена точка зрения кавказцев, числом оказалась бы задавлена точка зрения евреев. Власть это понимает, и предпринимает соответствующие усилия: например, приказом №51 Федеральной службы по надзору в сфере связи установлены более высокие потолки монопольного завышения цен, страдает сотовая связь, под запретом оказывается IP-телефония, экономическими методами было фактически ограничено число таких провайдеров Интернета в регионах, которые способны получать настоящую прибыль от своей деятельности. Стало быть, именно против этого давления должна совершаться большая общественная работа. А ведь в России есть ещё населённые пункты, в которых нет не только Интернета, но и обычного телефона, или электричества, или дороги тонут в непролазной грязи. Там народ бедствует, причём бедствует и духовно, нравственно оказывается надломлен, погружается в бездну отчаяния, подчас и алкоголизма также.
Д.Р.: Сергей, в этой связи очень интересно узнать Ваше видение роли Сети в социальном плане. Какие с Вашей точки зрения могут быть возможные направления социального развития: отработка взаимодействия людей, воздействие с её помощью на реальный мир и на власть, в частности? Как по вашему, Интернет в сегодняшнем мире больше способствует социальной связности или же, наоборот, культивирует индивидуализм и разобщённость?
С.С.: Сеть – великий объединитель. Сеть позволяет людям общаться, поскольку сообщения в ней быстро преодолевают расстояния, которые ранее были непреодолимым барьером для переписки. Сеть позволяет людям обмениваться культурным и вообще информационным багажом, передавая друг другу новости, книги, фотоальбомы, аудиозаписи, видеофайлы. Причём Сеть не требует «передать» их в том же смысле, как это происходит в «реальном мире»; вместо этого происходит точное копирование желаемого. А ведь это непосредственный опыт коммунизма. Выше мною процитированные слова Маркса и Сталина, происходящие как минимум из прошлого столетия, многим советским людям казались горькими плодами абстрактного умствования, особенно когда их из-под палки заставляли учить и сдавать на экзаменах. А сейчас они тем паче могут кому-то показаться замшелыми и несовременными. На самом же деле именно в это учение, в учение о базисе и настройке, прекрасно укладываются все основные процессы, происходящие с людьми в Интернете. Сеть облагораживает людей не просто так, не по воле слепого случая; напротив, в этом её природа: сетевики вступают друг с другом в дружеские отношения именно потому, что созидательная мощь техники позволяет одним-двумя движениями мышки поделиться новостью, ссылкою, книгою, музыкою, видеозаписью, географической картою, элементами программного обеспечения, так что доброе отношение людей друг к другу является совершенно необременительным. Лишаясь затрат, оно утрачивает и корысть. Следуя этому важному базису, и все социальные, политические, духовные, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды сетевого общества оказываются «коммунистическими» в исконном смысле этого слова, свободном от того налёта большевизма, тоталитаризма, даже концлагерности, которым его запачкал век прошлый. Чистый дух взаимной благосклонности, солидарности, искренние обычаи причинения добра, накопления знания, стремления к гласности и свободе информации – вот что такое современный сетевой коммунизм. И коммунистический же принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» проявляется в разработке свободного программного обеспечения, в написании статей Википедии, в начертании пометок на фотографических картах Google Earth и Wikimapia, в новостях Slashdot и Digg. Создаётся масса доступных (каждому по потребностям!) программ, в разработке которых может принять участие любой желающий доброволец (в меру своих способностей). К их числу относится и операционная система Linux, и популярнейший вебсервер Apache, и многие браузеры (Mozilla Firefox, SeaMonkey, Flock, K-Meleon), а также почтовая программа Thunderbird, файлообменники eMule и BitTorrent, файловый менеджер Midnight Commander, офисный набор OpenOffice, мессенджер Miranda, векторный графический редактор Inkscape, растровый графический редактор GIMP, интерпретаторы языков программирования PERL, PHP и Python, блоговый сервер LiveJournal, блогосферный редактор Semagic... и это я называю только те программы, о которых очень многие сетевики слыхали, а некоторые и быта своего без них не мыслят.
Надеюсь, эти примеры способны всякого убедить (хотя подчас и не без некоторого внутреннего щелчка), что сетевая этика, сетевая мораль, сетевые обычаи, сетевые предметы ежедневного быта всё более стремятся (причём не чьим-то сознательным усилием стремятся, а силою естественного хода вещей) стать коммунистическими. Укоренение такого сознания является неизбежным следствием появления компьютера; уже этика первых компьютерных хакеров с их верою в необходимость делиться сведениями, делиться навыками и знаниями, является коммунистическою очень во многом. Здесь определённый забавный парадокс: по-коммунистически невольно ведут себя даже такие штатовцы, которые скорее заплевались бы от слова «коммунисты», поскольку в их стране это слово десятилетиями пропаганды наделено сильнейшим «отрицательным зарядом». Впрочем, столь же правомерно сказать, что идеал взаимопомощи и созидательного добра является христианским. Даже сам Иисус является в некотором роде хакером, в этом качестве он упоминается в Евангелии от Марка. Мы привыкли полагать, что Иисус назван там «плотником» (Мк. 6:3), но это просто слишком буквальный перевод того же арамейского слова «naggar» («плотник» или «ремесленник»), которое в Талмуде считают имеющим более переносный смысл, считают обозначающим «образованного человека», «эрудита» (Майкл Байджент, Ричард Лей и Генри Линкольн упоминают о том в сто пятнадцатом примечании к своей книге «The Holy Blood and the Holy Grail», изданной в Лондоне в 1982 году; в Библиотеке Мошкова под именем «Священная загадка» имеется перевод этой книги на русский язык, выполненный Ольгой Фадиной; там любопытно отметить также, что цифровую копию перевода изготовил известный литератор и фэн – Андрей Легостаев). Точно так же и английское слово «hacker» некогда буквально означало ремесленника, изготавливающего мебель из дерева при помощи топора, а теперь также означает «образованного человека» и «эрудита» (не обязательно именно компьютерного эрудита, хотя в русском «хакер» чаще всего означает именно компьютерщика). Да и по-русски нередко говорится, что кто-нибудь «врубился» в принцип действия какого-нибудь инструмента или процесса, или «рубит в компьютерах». Весь этот технический жаргон конца XX века является калькой с евангельского арамейского, но об этом факте очень многие не имеют никакого представления, поскольку в этом фрагменте Библии перевод сильно упрощён по сравнению с Талмудом. Хотя, безусловно, представление о духовной связи хакерства и Иисуса даже и без точного перевода уверенно находит себе дорогу к людям: например, мистер Маркхэм из Фонда Мозиллы (организации, ответственной за появление свободных браузеров Mozilla Suite и Mozilla Firefox) дал своему блогу в Паутине название «Hacking for Christ». Это не случайно. Впрочем, я вовсе не хотел бы быть понятым превратно: чтобы последовать идеалам православной и коммунистической духовности, современный сетевик не обязан быть именно хакером и вообще не обязан быть программистом, не обязательно должен создавать свободное программное обеспечение. Всё куда проще! Достаточно просто помочь кому-нибудь бескорыстно, помочь советом, или подкинуть ценную гиперссылку (или софт, или файл)... Даже и не обязательно именно лично кому-то, поскольку можно созидательным трудом оказать благо сразу некоторой массе людей, написав познавательный FAQ, или статью, или новостью поделившись в блоге... Каждый из нас занимается этим либо время от времени, либо повседневно. И, разумеется, все эти элементы взаимопомощи и взаимовыручки связывают людей узами добрососедства, солидарности, братства, взаимной благодарности, препятствуют разобщённости. Получается такая коммуна, община, большая сетевая добрососедская деревня. И действительно, Дмитрий, вполне можно признать, что и индивидуализму здесь выстраивается большая помеха. Причём далеко не в том смысле, как у старой гвардии советских коммунистов, которые подчас (когда их слегка заносило) вместе с индивидуализмом готовы были растоптать и индивидуальность, всех собрать в единый безликий строй. В Сети, напротив, большой ценностью является именно личность – творческая личность, яркая личность. И это, кстати, самая естественная потребность для общества, состоящего из миллионов взаимосвязанных личностей: если каждый похож на других, то его просто не заметят, проигнорируют, затрут. Мощный стимул, не так ли? И оттого всякий стремится выделиться; к сожалению, не у всех достало совести выделяться умом, созидательностью, самозабвенным совершением добра – некоторые занимаются пакостями, вандализмом, троллингом, разрушением. Но во всяком случае прежний эгоистический индивидуализм оказывается естественным образом повержен, поскольку теперь простое волевое усилие, требующее не особенно большого ручного труда, способно приносить пользу людям; проще говоря, мало кому бывает сложно шевельнуть пару раз мышкою ради своих собратьев по Сети, или даже ради совершенно незнакомых людей. Зато иногда бывает ситуация духовно совершенно обратная, но со сходным итогом: когда сетевик занят сложным созидательным трудом, способным принести благо и заслужить неподдельную благодарность множества людей (например, когда сетевик разрабатывает новое программное обеспечение, или пишет статью в Википедии, или помечает на общей спутниковой фотокарте Земли какие-нибудь области, прежде никем и никак не помеченные, или составляет FAQ), тогда не следует бесцеремонно соваться к нему с вопросами и просьбами, полагаясь на коммунистический альтруизм: ответная реакция может оказаться куда как жестковатою... Это, впрочем, не от индивидуализма происходит уже, а от увлечённости.
Разумеется, все эти массы людей, у которых их сетевое бытие эдак исподволь определяет их сознание, не могут не стремиться воздействовать и на реальный мир, не могут не стремиться воздействовать и на власть, поскольку реальный мир и власть не соответствуют их ожиданиям, их идеалам, вызывают разочарование, дискомфорт, неприязнь, гнев. Скажем, у многих русских людей в сознании ещё удерживается национальное единство и добрососедство, удерживается отчасти в силу старых добольшевицких традиций общинности, отчасти в силу новой сетевой коммунистической духовности, удерживается и упорно противостоит тому культу индивидуализма и разобщённости, который насаждается нынешней деньгопоклонной властью. И вот такие русские люди внезапно узнают, скажем, что в Кондопоге инородцы русских разнузданно режут до смерти прямо на глазах у милиции, вполне склонной оставить такое событие без последствий. Ломают руки женщинам, занимаются отсечением ушей, и так далее. Здесь полезно подчеркнуть, что с точки зрения любого сетевика новости Кондопоги расположены значительно ближе, чем, скажем, прилавок в соседней булочной: до новостей рукой подать (если в руке мышь), а до булочной надо топать ногами до выхода из подъезда, и ещё по улице целый квартал (или не целый, это всё равно). Разумеется, это проявление расовой оккупации не нравится русским сетевикам, и вызывает соответствующие чувства по отношению и к инородцам, и к сословию так называемых «служителей закона». Тогда Сеть становится инструментом, позволяющим преодолеть все уловки противорусской цензуры и замалчивания, действующие в официальных средствах массовой информации. Другой пример – нынешние законы об авторском праве, действующем посмертно на протяжении нескольких поколений. Всякому сетевику рано или поздно становится ясно, что такие законы приняты в интересах не авторов и даже не их наследников, а только в интересах правоторговцев, спекулянтов правами, то есть в интересах узкого круга богачей, возглавляющих крупные издательские концерны, которых можно пересчитать по пальцам пары-тройки-другой рук – можно обойтись, пожалуй, и одной рукою, если считать крупными только игроков мирового масштаба. Естественной является поэтому политическая борьба сетевиков, появление «пиратских партий», и так далее. То, что они стремятся совершить, называется коммунистическим переворотом в правовых отношениях, связанных с информацией. Они думают, впрочем, что такой переворот может быть достигнут без крови, без насилия, без революции, а просто через приход к власти путём парламентских выборов, то есть как у национальных социалистов в Германии, а не как у большевиков в России. Пожалуй, это немного наивно. А вот представителей власти наивными назвать никак нельзя, поскольку ими предпринимаются ответные противосетевые действия, антикоммунистические действия.
Д.Р.: И, поскольку наш разговор замешан во многом на апелляции к LiveJournal, не могу не спросить – как Вы оцениваете роль конкретно блогосферы в контексте социального воздействия? Есть мнение, что традиционные Интернет-СМИ сегодня всё активнее уходят на второй план, а первую скрипку в интерпретации событий начинают всё больше играть блоги/дневники конкретных личностей. То есть блоги становятся уже чем-то вроде полноценных СМИ дня завтрашнего.
С.С.: Я полагаю, что это процесс совершенно естественный – и, следовательно, он будет развиваться, будет наращивать масштабы. Люди хотят верить друг другу, а не журналистам. Это и раньше проявлялось: новости распространялись в форумах Паутины, в эхоконференциях Фидонета, просто по почте электронной между сетевыми знакомыми. В начале девяностых, во время всех этих переворотов в Москве, СМИ замолкали, а сетевики продолжали делиться сведениями меж собою. Просто сейчас блог, личный дневник, позволяет увидеть человека целиком: общение в форуме или эхоконференции – это всегда общение на какую-то тему, а блоггер просто делится мнениями, впечатлениями, обстоятельствами, лично ему интересными. Соответственно, больше становится доверия, поскольку можно сразу оценить не только «что говорит» и «как говорит», но и «кто говорит». И нередко попадаются симпатичные личности, которые симпатичны не только воззрениями или аргументами, но и просто как личности. Люди находят себе «единочаятелей», как это называет Хольм ван Зайчик. Разве традиционные СМИ – или Интернет-СМИ – способны хоть как-то приблизиться к этому уровню доверия? Нет, конечно. А кроме этого, традиционные СМИ почти не являются интерактивными, почти не дают чувства участия в процессе. Блоггером может стать всякий, комментировать происходящее может в блогосфере всякий, и все эти комментарии не безлики: люди подписываются, за каждым мнением стоит личность, и становится возможным перейти по паре-тройке гиперссылок и узнать больше о личности, которая выражает себя в том или ином мнении. Что касается традиционных СМИ, то их попытки приблизиться к сетевой интерактивности не достигают эффекта. Телефонные голосования, SMS-голосования – это выражение мнения толпы анонимов. Звонки в студию – это уже лучше, уже живая личность на другом конце телефонного провода, но всё же её участие ограничивается двумя, тремя, пятью минутами, а затем она навсегда исчезает из медиапространства, поскольку её появление является волею слепого и кратковременного случая. Только Сеть может объединять зрителей. Кроме того, блоггеры Сети чаще бывают свободными от корысти; а зрителям СМИ поневоле приходится оценивать не только «что говорит» и «как говорит», и даже не столько «кто говорит», а скорее «зачем говорит» и «в чьих интересах говорит». В этом колоссальная разница, фактически зияющая пропасть различий в восприятии, в сознании, в оценке.
Д.Р.: Ну и, конечно, хотелось бы узнать, Сергей, чем тот же Живой Журнал является для Вас, где Вы, безусловно, стали легендой?
С.С.: В значительной мере и степени я использую его как отсортированный в хронологическом порядке склад гиперссылок на те страницы в Паутине (новости, сервисы, блоги, и так далее), которые вызвали мой интерес, или негодование, или улыбку, или ещё какие-нибудь значимые чувства. Это соответствует классическому смыслу слова «blog», происходящего от английского «weblog» – «сетевой журнал». Кроме того, в своём сетевом дневнике я выражаю свои воззрения, свои мысли, рассказываю о своих планах или достижениях, а иногда даже и о своих горестях и разочарованиях. Отдельно хочу отметить достоинство такого инструмента, каким является friend-лента, «лента друзей». При помощи составленной мною ленты я становлюсь зрителем не только записей в дневниках своих друзей и подруг (хотя и это очень важно), но также получаю возможность читать и внешние источники новостей (при помощи трансляций в RSS-формате). Что же касается некоторой моей известности, то она объясняется прежде всего моей склонностью противостоять тем хулиганским сетевым движениям, целью которых является разрушительное воздействие на русский язык, сознательное насаждение намеренной безграмотности. Среди таких движений назову так называемых «подонков», которые стремятся к распространению нарочитых искажений правописания («превед» вместо «привет», «кросавчег» вместо «красавчик», и так далее), а также так называемых «кащенитов», чьи искажения совершаются во имя пропаганды еврейского расового и вероисповедного превосходства («тора гой» вместо «дорогой», «гой лова» вместо «голова», и так далее). Все их потуги мне омерзительны, поскольку эти их враждебные действия продолжают многодесятилетние вредные традиции нападок на русский алфавит, на русский язык, на русскую культуру. Девяносто лет назад из русского алфавита было насильственно изъято более 10% букв, письменная речь оказалась сильно обеднена. Позднее, в годы раннего большевизма, вообще излагались предложения о переводе с кириллицы на латиницу, с дальнейшим уменьшением числа доступных русским людям букв. Слава Богу, эти предложения оказались отвергнуты. Но во второй половине XX столетия начались гонения против буквы «ё», обозначающей звук совершенно уникальный и незаменимый, без которого не только письменная, но и устная русская речь искажается. Сейчас же, в эпоху развития текстовых информационных сетей, письменная речь приобретает особое значение. Нельзя допускать того, чтобы читатель, впервые заметивший некоторое незнакомое слово в письменном виде, позднее не мог бы правильно произнести его вслух! А ведь именно это происходит с теми словами, в которых седьмая буква русской азбуки подвергнута повсеместной замене на шестую. Поэтому в своём дневнике я всегда пользуюсь нынешним тридцатитрёхбуквенным алфавитом русской речи, а подчас прибавляю к нему и те четыре буквы, которые оказались отобраны у нас Советской властью, но без которых письменная речь подчас становится беднее вплоть до утраты смыслоразличения. Например, утрачивается на письме разница в падеже между смыслами направления и местоположения: «в море» – это ответ на вопрос «куда?» или на вопрос «где?»? (Об этом я мог бы многое ещё рассказать; но, наверное, не в этом интервью.) Столкновение интересов создаёт мне массу упорных идеологических противников. Легенду обо мне стараются создавать именно они, то есть это получается со знаком минус такая легенда.
Д.Р.: Сергей, большое Вам спасибо за ответы. У нас получился очень насыщенный и весьма, как мне кажется, интересный разговор. Я думаю, что имело бы смысл его продолжить, т.к. есть ещё немало тем, которые следовало бы осветить с Вашим участием. Как Вы на это смотрите?
С.С.: Вы правы. Я тоже считаю, что диалог наш получился интересным и дельным; мы беспременно продолжим его позже.
<<<