От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 01.10.2006 01:31:52 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Тихон Хренников: <Не делайте Шостаковича мучеником!> (*+)

http://www.pravda.ru/print/culture/music/classical/197940-xrennikov-0


<Не делайте Шостаковича мучеником!>

25.09.2006 Источник: Правда.Ру URL:
http://www.pravda.ru/culture/music/classical/197940-xrennikov-0

Исполнилось 100 лет гениальному советскому композитору Дмитрию
Шостаковичу. Своими размышлениями о юбиляре с <Правдой.Ру> решил
поделиться патриарх отечественной культуры Тихон Хренников. Он также
предоставил для первой публикации одно из писем к нему Шостаковича,
датированное 1948 годом.

- Тихон Николаевич, не только у меня создается впечатление, что
юбилейный сезон Московская филармония решила отметить с лейтмотивом
<Шостакович - мученик советской власти>. Куратор программ и автор эссе в
буклете Манашир Якубов вновь ставит известное постановление ЦК ВКП(б)
<Об опере Мурадели <Великая дружба> в центр всей жизни гениального
композитора - так оно, дескать, своим <варварством> испортило судьбу
Шостаковича.

- Про это постановление, про события того времени я говорил
неоднократно. И все равно продолжают врать, что я был чуть ли не одним
из авторов этого постановления, что Сталин мне звонил почти каждый день
и требовал, чтобы я уничтожил Шостаковича.
На самом деле печально известное постановление готовилось, когда я еще
не был генсеком Союза композиторов СССР, а оргкомитет по его созданию
возглавляли Глиэр и Хачатурян. И ,когда это постановление вышло, я
старался сделать все, что было можно сделать разумного, чтобы наши
великие мастера не пострадали.
Я хочу спросить у тех, кто продолжает врать: <А что вы хотели, чтобы я
сделал? Мне надо было пойти к Сталину и сказать ему, что он в музыке
полный профан и окружил себя плохими советчиками? Помогло бы это
Шостаковичу?>
Лгуны умалчивают, что, спустя небольшое время после этого постановления,
Шостакович получил заказ на создание <Песни о лесах> и написал очень
яркую музыку, которая, несмотря на полную устарелость слов
Долматовского, и сейчас неплохо исполняется во всем мире, но только не у
нас. Композитор, кстати, получил тогда - в 1950 и 1952 гг - Сталинские
премии, что по тем временам было очень большими деньгами.
Не хотят вспоминать, что уже в 1949 году Шостаковичу позвонил Сталин и
попросил его вместе с Эренбургом, с Костей Симоновым поехать с
делегацией в Америку. Во время разговора Дмитрий Дмитриевич пожаловался,
что после постановления его музыку перестали исполнять. Сталин удивился
и сказал, что это безобразие и что скажет Поскребышеву, чтобы ситуацию
исправили. Здесь, конечно, со стороны Сталина был элемент циничной игры,
но делать из Шостаковича мученика как-то странно.

- Выходит, что Шостаковичу приходилось работать на заказ? Да и позже,
как утверждает тот же Якубов, он весьма тяготился сочинением музыки на
заказ - особенно для кино.

- Я не знаю, что говорит Якубов, но композиторы почти всегда писали на
заказ ,и их вдохновляло сочинение музыки для театра или публичных
мероприятий. Бах писал на заказ, Чайковский писал на заказ, Григ создал
своего гениального <Пер Гюнта>, получив заказ на музыку к пьесе Ибсена.
Сергей Прокофьев совершенно не тяготился, создавая бессмертную музыку к
<Александру Невскому> и <Ивану Грозному>. Думаю, что и Шостакович
серьезно относился к таким заказам - вспомните его потрясающую музыку к
<Гамлету> в театре Вахтангова или музыку к фильму <Овод>. И потом это
был неплохой заработок для композиторов.
Хочу сказать, что Шостакович даже в трудном для него 1948 году в деньгах
не нуждался. Все ведь понимали, что рядом с ними гений, вокруг которого
сложилась непонятная ситуация. Сейчас немодно вспоминать, как при
советской власти закупались партитуры, как получались заказы на музыку к
фильмам и спектаклям. А ведь самый крупный и самобытный композитор
Америки Чарльз Айвз должен был писать музыку по ночам, потому что днем
работал в страховой компании, чтобы заработать себе на хорошую жизнь.

- Говорят, что это Вы добились отмены несправедливого постановления 1948
года?

- В 1957 году Большой театр поставил мою оперу <Мать> по Горькому. После
премьеры ко мне подошли Хрущев и Микоян, стали делиться впечатлениями. И
я тогда поставил вопрос о необходимости отмены постановления <Об опере
<Великая дружба>. Я сказал Хрущеву, что партию, страну дискредитируют
сохраняющие формальную силу грязные, лживые оценки творчества наших
великих мастеров. И через несколько месяцев было принято решение ЦК о
пересмотре постановления 1948 года как одного из проявлений культа
личности Сталина, и все грязные наветы были сняты.

- В те годы Шостакович вступил в КПСС, написал свои "революционные"
11-ую и 12-ую симфонию. Сейчас модно говорить, что делал это он опять же
не от души, для прикрытия, по заказу.

- Опять ложь, опять вранье. Я уверен, что Дмитрий Дмитриевич был
человеком, который ничего не делал с фальшью. Во времена Хрущева он, на
мой взгляд, надеялся, что в стране вернутся к идеалам Октябрьской
революции, к тому, о чем писал Ленин. Не стоит забывать, что в
родословной Шостаковича есть революционеры с польскими корнями, которые
за свою борьбу с самодержавием были сосланы в Сибирь.
Убежден, что свои 11-ую и 12-ую симфонии Шостакович написал по зову
сердца. К сожалению, сегодня эту гениальную музыку у нас почти не
исполняют, даже в юбилейный фестиваль не включили. Впрочем, там даже не
нашлось места абсолютному шедевру камерной музыки Шостаковича - его
Фортепианному квинтету 1940 года:
Никто никогда не требовал от Шостаковича писать музыку про Ленина, про
партию. Даже от меня, как от первого секретаря союза, этого никто не
требовал. Когда в 1969 году Шостакович написал свою метафизическую
Четырнадцатую симфонию про смерть, никто не предлагал перенести ее
премьеру, чтобы не портить празднование столетия Ленина. Наоборот,
премьера с триумфом прошла в Ленинграде, где пела Галина Вишневская.

- А не было ли у Шостаковича желания стать свободным художником,
перебравшись на Запад? Если здесь его так, как пишет Соломон Волков,
травили, как говорит Якубов, варвары?

- Сочинения этих господ я комментировать не хочу. Шостакович всегда был
выездным, и у него было много возможностей остаться на Западе. Только он
был патриотом Советского Союза и не мыслил творчества без своей страны.
Он любил жизнь, любил футбол: Конечно, Дмитрий Дмитриевич был очень
сложной натурой, в последние годы по объективным причинам его творчество
стало более философским. Но делать из него мученика, который только и
думал, как бы в симфонии или квартете <разоблачить советскую власть>,
просто смешно. И неприлично.
Когда мы в 1959 году поехали с делегацией в Америку, то на
пресс-конференции американские журналисты пытались спровоцировать
Шостаковича на негативную оценку КПСС как душителя свободы творчества в
Советском Союзе. Дмитрий Дмитриевич тут же ответил, что считает
компартию самой прогрессивной силой на планете. Скорее всего, он так и
не считал на самом деле. Я думаю, что Шостакович сказал эти слова,
понимая, что любая критика в такой ситуации может быть использована
против его страны, его Родины.

- Еще говорят, что Шостакович крайне тяготился своей общественной
деятельностью в качестве первого секретаря Союза композиторов РСФСР и
депутата Верховного Совета СССР.

- А кому общественная деятельность приносила особую радость? Когда меня
выбирали генсеком Союза композиторов СССР, то мы с Кларой всю ночь
проплакали, потому что понимали: на большей части творчества придется
поставить крест.
Общественная деятельность в советские времена - это были не только и не
столько собрания. Это была каждодневная работа по обустройству быта
композиторов, решению их жилищных проблем и так далее. Какие дома
творчества тогда были, какие фестивали проводились по всей стране!
Шостакович никак не показывал, что общественная деятельность его
тяготит. Каждую просьбу он внимательно рассматривал, очень
дисциплинировано отвечал на все обращения в его адрес. Единственным его
недостатком было крайне благожелательное отношение ко всем композиторам,
которые обращались к нему с просьбой отрецензировать их сочинения,
независимо от их уровня. Шостакович был очень деликатным человеком и
давал такие оценки, чтобы ни одним словом не поранить человека,
обращавшегося к нему.

- Позвольте в заключение затронуть одну частную тему. Почему во время
исторического визита Игоря Стравинского в СССР в 1962 году общение двух
величайших музыкальных гениев ХХ века было таким формальным?

- Я этот визит Стравинского хорошо помню и не раз его описывал.
Действительно, Шостакович и Стравинский общались только на официальном
приеме, который давала Екатерина Фурцева в <Метрополе>. На мой взгляд,
Шостаковича могли смутить слова Стравинского, сказанные им, когда во
время пребывания в США я пригласил Игоря Федоровича посетить родину.
Американские репортеры тут же меня спросили: <Вот вы приглашаете
Стравинского, а он так плохо отзывался о советской музыке>. На что
Стравинский тут же ответил: <Я не мог отрицательно отзываться о
советской музыке потому, что я ее не знаю. Я даже ни одной симфонии
Шостаковича не слышал>.
Не знаю, насколько искренне тогда говорил Стравинский - он был ведь
известным мастером иронии, интеллектуальной шутки. Но Шостакович музыкой
Стравинского интересовался и искренне восхищался.
Помню, в 1935 году, когда я был в Ленинграде, Дмитрий Дмитриевич
пригласил меня к себе отобедать. На рояле стояли ноты сделанного
Шостаковичем четырехручного переложения <Симфонии псалмов> Стравинского.
И после обеда мы вместе играли эту замечательную музыку. Это сколько лет
прошло? ... Семьдесят один год, а как будто вчера было:

Тихон Николаевич Хренников в честь юбилея Шостаковича передал нам для
первой публикации письмо, направленное ему Дмитрием Шостаковичем в
октябре 1948 года, факсимиле которого мы воспроизводим.

Письмо Шостаковича Тихону Хренникову (1948 год)

Беседовал Андрей Щербаков