От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 05.09.2006 00:39:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Стала ли менее любима Клавдия Ивановна Шульженко, потому что не спела в Париже? (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda096.html


Она была народная, а не салонная
Стала ли менее любима Клавдия Ивановна Шульженко, потому что не спела в
Париже?

В МИНУВШУЮ СРЕДУ, 30 августа, телеканал "Культура" показал
документальный фильм (так было обозначено в программе) "Три вальса.
Клавдия Шульженко". Не сомневаюсь, что его смотрели очень многие из тех,
кому доступен этот канал. Во всяком случае, люди старших поколений - уж
точно: любовь к певице в Советском Союзе была поистине всенародной.
Какое же впечатление останется у любивших и любящих Клавдию Шульженко
после этой телевстречи?
Сложное. Авторы постарались, и небезуспешно, найти для рассказа об одной
из самых прекрасных наших актрис соответствующую интонацию - искреннюю и
доверительную. Заложенную в сценарии, ее успешно несет Ирина Розанова.
Она не только замечательно читает фрагменты из воспоминаний Клавдии
Ивановны, но и "от себя" хорошо говорит, и даже поет "под Шульженко".
Так что известный романс "А снег повалится, повалится..." мы сперва
слышим, частично, в исполнении знаменитой певицы, остающейся за кадром,
а потом видим современную актрису, которая поет его целиком. И,
поскольку поет она со вкусом и с чувством, а внешне Ирину Розанову
постарались сделать тоже "под Шульженко", невольно думаешь, что,
пожалуй, могла бы она сыграть певицу в художественном фильме.
Однако мы-то смотрим сегодня фильм документальный. Он короткий - всего
50 минут. Значит, должен строиться по принципу "самое-самое". Значит,
должно в нем быть центральное зерно, собирающее вокруг себя основной
материал. И вот таким зерном авторы сделали оброненное когда-то
Мейерхольдом о Шульженко: "Вертинский в юбке". Из нее и делают
Вертинского! То есть томно-салонную исполнительницу, для которой
визитная карточка - "Руки, вы словно две большие птицы..." Именно эта
мелодия и эти слова становятся для фильма ведущими, определяя главное в
нем.
Но ведь Мейерхольд если и сказал так о Шульженко, то это было в начале
ее пути, а она потом прожила большую творческую жизнь, в которой на
Вертинского совсем не была похожа. Авторы сами признают, какими разными
были женщины, девушки, девчонки, от лица которых Шульженко пела. И это
совершенно правильно! Они были не только меланхолически задумчивыми, но
и лукавыми, смешливыми, озорными, ее современницы. Зачем же обеднять
образ актрисы и сводить всё к одной краске? Зачем искусственно подгонять
ее под другого исполнителя - да, талантливого, но талантливого иначе?
А между тем авторы фильма в этом смысле идут еще дальше. Им мало
Вертинского - находят для Шульженко и еще один эталон: в лице знаменитой
француженки Эдит Пиаф. Спешат перенести действие из Харькова, где на
рабочей окраине родилась будущая наша знаменитость и где она стала
артисткой, в Париж. Оговариваясь, что в Париже Шульженко никогда не
была, делают чуть ли не самым запоминающимся для зрителей такой факт:
тогдашние чиновники не дали возможности состояться ее концертам во
французской столице.
Жаль, конечно. Да только было ли это для Шульженко таким уж трагическим
событием? И была ли роль Эдит Пиаф в ее жизни настолько огромной, что
этому сюжету посвящается половина фильма?
А вот о "Синем платочке", без которого Шульженко просто-напросто нельзя
представить,- уже под конец, уже после Парижа, коротко и словно по
обязанности. Хотя, слава Богу, не обошли потрясающее воспоминание
Клавдии Ивановны о том, как слеза женщины-оператора, которую она не
смогла удержать, испортила запись "Синего платочка" в промерзшей студии
звукозаписи в январе 1943-го.
"Петь для России - огромное счастье..." Эти итоговые слова из песни,
исполненной Клавдией Ивановной на закате ее творческой жизни, в фильме
прозвучали. Но, к сожалению, их смысл и значение для прекрасной
советской певицы остались нераскрытыми. Не видим мы ее слушателей
советского времени, которым она верой и правдой служила, не слышим их
реакции на выступления актрисы. А значит, не поймут нынешние молодые
слушатели и зрители, в чем же была уникальная сила ее таланта и каков
секрет столь необыкновенной к ней любви.
Чтобы это понять, надо понять великое время, в котором жила великая
артистка. Народная артистка Советского Союза.

Виктор КОЖЕМЯКО.