|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
04.09.2006 23:23:40
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Присмотритесь к опыту учителей-новаторов (*+)
http://www.sovross.ru/2006/101/101_4_3.htm
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 101 (12874), четверг, 31 августа 2006 г.
ЭТО - КЛАСС!
Присмотритесь к опыту учителей-новаторов
В XX веке человечество вошло в атомный, космический, информационный век
и в век наукоемких производств, требующих более высокого
интеллектуального развития всего населения, решаемого
общеобразовательной школой. Несмотря на значительный прогресс общества
во всех областях, качество знаний основной массы учащихся со времен
Я.А.Коменского и до наших дней остается посредственным, достигающим 70%
контингента учащихся. Это является главным недостатком традиционной
практики школьного обучения, которая наглядно убеждает детей в их
природной бездарности, неспособности иметь хорошие и отличные знания. В
эту <бездарность> детей всегда верили и верят психологи, педагоги,
родители учащихся, что причиняет обществу огромный вред, так как
столетиями школа убивает веру людей в свои способности. Вот почему
реалии современной жизни проблему результативности учебного труда
поставили перед педагогической наукой так непреклонно и требовательно,
как никогда прежде.
Первым из педагогов, кто объяснил низкое качество успеваемости учащихся
не их бездарностью, а негодными методами обучения, был В.А.Сухомлинский.
Он писал: <Страшная это опасность - безделие за партой, безделие шесть
часов ежедневно, безделие месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит
человека>. Сухомлинский - педагог-практик. Он точно знал, что именно на
уроках воспитывается безделие, лень, халатность, праздность. Но,
находясь, как и вся система образования, под вековым прессом
традиционной схемы проведения урока (проверка факта выполнения домашнего
задания; опрос; изложение нового; закрепление; задание на дом),
Сухомлинский не смог изменить устаревшую схему проведения урока. Ничего
не предприняли и педагогические центры (министерство и Академия
образования).
Но в 50-е годы против монополии традиционной схемы проведения урока
восстали липецкие учителя, которые справедливо считали, что эта схема
сковывает творческую инициативу учителя, и добились права проводить урок
в соответствии с его целесообразным содержанием. Это позволило
учителям-новаторам вооружать учащихся по всем предметам хорошими и
отличными знаниями.
Когда печать стала сообщать, что у учителей-новаторов все ученики имеют
хорошие и отличные знания, в такую возможность никто не верил. Поэтому
на выпускные экзамены по математике за курс средней школы у учеников
учителя-новатора В.Ф.Шаталова в г. Донецк прибыло две комиссии -
московская и киевская, которые не доверяли друг другу. Все же из 33
учеников комиссии поставили 28 <пятерок>, 4 <четверки> и одну <тройку>.
И это еще не все. Несмотря на общий стон о перегруженности программ и
учебников, Шаталов еженедельно в течение трех лет отдавал два своих
<лишних> урока на проведение физкультурных занятий на воздухе, благодаря
чему, по признанию врачей, все его ученики закончили школу здоровыми.
Следовательно, перегрузки не было. Все его ученики поступили в вузы и
закончили их. Аналогичные результаты имели тысячи других
учителей-новаторов. Именно это так необходимо сейчас современному
обществу.
Учителя-новаторы не проводят первые два этапа урока, так как на опрос
3-4 учеников расходуется более половины урока, а в это время весь класс
учится безделию. Это и является нерациональным использованием времени
урока. Даже при затянувшихся опросах учитель успевает опросить каждого
ученика 2-3 раза за учебную четверть, то есть только раз в 2-3 недели.
Так в школе сложилась практика: раз ученика спрашивали, то теперь две
недели он может не учить уроки, а значит, разрушается система обучения,
ведущая к тем же <тройкам>, <двойкам> и <единицам>. Учителя-новаторы
изучению нового материала посвящают не часть урока, а весь урок, и в
активную работу включаются учитель и все учащиеся с первой и до
последней минуты урока по овладению новым материалом. Этого времени
оказывается достаточно, чтобы все или почти все учащиеся имели хорошие и
отличные знания.
Психологи доказали, что человек успешно может делать только одно дело.
Поэтому, когда учитель-новатор ведет объяснение нового материала, все
ученики только слушают объяснение и никаких записей не ведут. Это
позволяет учителю вести урок живо, быстро, интересно, что, по признанию
психологов, лучше мобилизует внимание учащихся. Практика обучения
показывает, что все без исключения ученики способны усвоить новый
материал, но к осознанию этой возможности люди шли очень долго. Все
считали и считают, что поскольку способности у детей разные, то и
процесс усвоения и уровень знаний должны быть разными. Но
учителя-новаторы рассудили иначе. Раз способности разные, то и методы
обучения должны быть разными. Оказывается, при первом объяснении
материала учителем только около трети детей успевают усвоить материал.
При повторном изложении материала его усваивает еще треть учеников, а
при третьем повторении практически все ученики успевают усвоить новый
материал. Поэтому учителя-новаторы, как правило, повторяют излагаемый
материал трижды, и у них почти все ученики имеют хорошие и отличные
знания. Всего лишь каких-то 2-3 минуты на повторение - и все дети
становятся толковыми и знающими. В природе не существуют детей, <не
желающих> учиться, ребенок от рождения стремится к познанию окружающего
мира. Все дети хотят быть образованными людьми. А если иные школы
наполнены <не желающими> учиться - это результат негодной, примитивной
практики обучения, настойчиво сохраняемой педагогическими центрами.
В послевоенные годы педагогические центры вели интенсивную модернизацию,
реформирование и совершенствование работы школы, но не на основе
достижений отечественной практики обучения, а по зарубежным образцам:
сортировка учеников по способностям, увеличение объемов программ и
времени сидения за партой. В то время учителя-новаторы на практике
доказали, что нет необходимости сортировать учеников на способных и
неспособных, так как при должных методах обучения все дети оказываются
способными.
Вот как происходят занятия по <Донской технологии обучения>. Первым на
уроке на вопросы учеников отвечает учитель. Это 2-3 минуты. И сразу
переходит к изложению нового материала. Обычно после первого объяснения
учителя, например, доказательства теоремы, некоторые ученики поднимают
руки - готовы повторить доказательство теоремы. Ученику, успешно
доказавшему теорему, выставляется отметка <пять>. Другие отметки на
стадии обучения не выставляются. После доказательства теоремы учеником
почти весь класс готов повторить доказательство. В таком случае
предпочтение отдается слабому ученику, который, получив за ответ <пять>,
становится внимательным и прилежным учеником. Так учитель одного за
другим вытягивает учеников из слабых в успевающие. Ответ слабого ученика
свидетельствует, что доказательство теоремы усвоили все, и отпадает
необходимость вести опрос на следующем уроке. Таким образом, изложение
нового и опрос сливаются в единый процесс. При этом опрашиваются только
знающие и желающие отвечать, а такими к концу урока становятся все
ученики. В таком случае не может возникнуть стрессовой, конфликтной
ситуации. Взаимное уважение, доброжелательные отношения учителя и
учащихся являются одним из решающих факторов успешного обучения. Ведь
теперь основное внимание учитель сосредотачивает не на контроле, а на
обучении. Создается такая обстановка, при которой каждый ученик перед
учителем и классом стремится показать свои способности и знания. А если
такого ежедневного отчета не ведется, то ученик видит, что его развитием
и знаниями в школе никто не интересуется. Эта ненормальность морально
угнетает ученика и снижает его желание учиться.
Напомню известное. Главная задача процесса обучения - пробудить талант в
каждом ученике, возбудить интерес к учению, основу которого составляют
глубокие знания. Нет знаний - нет и интереса. Мастерство учителя состоит
в том, чтобы достигнуть этих качеств в урочное время при наименьшей
затрате труда учителя и учащихся. Именно таким должно быть в современной
школе обучение, что уже достигнуто многими учителями-новаторами.
Самое сложное в математике - научиться решать упражнения и задачи. В
школе установилась практика: учитель или ученик на доске решает задачу,
а весь класс списывает с доски. Некоторые методисты считают, что именно
так надо обучать, так как при этом включается слуховая, зрительная и
моторная память. Но при списывании отключается мыслительная
деятельность. Все внимание сосредотачивается на списывании. При обучении
решению упражнений и задач часто учеников затрудняет не само решение, а
то, что, где и как надо записывать. Поэтому учитель-новатор сам решает
несколько примеров или задач на доске, повторяя их решение несколько
раз, а ученики только смотрят и слушают объяснение учителя. После
заявления учеников, что они поняли решение упражнений, с доски все
решения стираются и начинается трехкратная проверка внимания всех
учащихся. Ученикам предлагается в своих тетрадях решить упражнения,
только что решенные учителем. Одновременно к доске вызывается 4 ученика,
которые решают первое упражнение. Обычно все начинают быстро решать, так
как отметка <пять> будет выставлена только одному - тому, кто быстрее и
красивее оформит решение. Но бывает, что кто-то у доски заглядывает к
соседям. Ясно, что он невнимательно слушал объяснение и не усвоил
решение. Ученик возвращается на место и наблюдает за решениями на доске.
Так воспитывается внимание каждого ученика. Когда на доске идет решение,
учитель подходит к отдельным ученикам, выясняет и разъясняет отдельные
вопросы. В конце урока проводится краткая диагностическая контрольная
работа на 8-10 минут, чтобы выяснить, чему же учитель научил каждого
ученика. Надо иметь в виду, что не всегда успех приходит сразу.
Поначалу, когда ученики еще не приучены внимательно слушать объяснения
учителя, бывает до 50% <двоек> и <троек> по краткой контрольной работе.
В таком случае учителю рекомендуется выставить в журнал оценки только
тем, кто получил <пятерки>, остальные отметки не выставляются, чтобы
психологически не приучать учеников учиться на <двойки> и <тройки>.
Ученикам разъясняется, что обучение ведется на высоком уровне требований
к знаниям. Урок будет повторен. Будет проведена новая контрольная
работа. <Постарайтесь написать ее на <отлично>, так как теперь все
оценки будут выставлены в журнал>.
Среди учителей часто возникает спор: можно ли обучать учеников без
принуждения? Практика показывает, что можно. Обычно на краткой
контрольной работе почти все ученики получают отметки <четыре> и <пять>,
а 2-3 ученика получают <тройку>. Они чувствуют себя обиженными, но
понимают, что обидчиком является их невнимательность, и стремятся
исправиться.
По мере поступления работ на краткой контрольной работе учитель тут же
одним взглядом оценивает работу, и в случае наличия недостатков в ней
ученику сразу указывается на ошибки и меры по их устранению. При такой
системе работы и постоянном контроле за уровнем знаний учащихся не может
появиться педагогически запущенного и <не желающего> учиться ученика.
Таким образом, учитель не просто проводит уроки, как это принято в
школьной практике, а ставит свою работу под повседневный личный
контроль. Если все или почти все ученики краткую контрольную работу
напишут на <четыре> и <пять>, это является высшим доказательством
правильности действий учителя. Для успешного обучения учитель должен
верить в справедливость утверждения, что все дети талантливы. Если эту
позицию учитель принимает как исходную, тогда все неудачи в обучении он
будет объяснять своими неудачными методами, вынужден будет искать
эффективные пути обучения и непременно их найдет. Если же причину неудач
учитель видит в бездарности учеников, то у него отпадает необходимость в
поисках действенных мер улучшения своей работы.
Опыт учителей-новаторов и прогрессивные методы работы российской школы
создают убеждение, что можно в короткий срок поднять нашу школу на
качественно высокий уровень обучения. И это надо непременно сделать.
В.К. СОВАЙЛЕНКО,
учитель средней школы ?5.
Новочеркасск.