От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 04.09.2006 23:16:08 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Как пристрастить ребёнка к чтению? Ф. Искандер, Р. Казакова, М. Веллер и другие (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg342006/Polosy/5_1.htm

Как пристрастить ребёнка к чтению
ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
1. Как научить ребёнка получать удовольствие, радость от чтения хорошей
книги?
2. Нужно ли продолжать преподавать литературу с уклоном в
литературоведение? Какими вы представляете себе школьные уроки
литературы?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы компьютер не вытеснил печатную
книгу из обихода современного подростка?

Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сейчас первую
строчку уверенно занимают финны. А мы по уровню интереса к чтению не
попадаем даже в десятку.
<Всю молодость мы собирали библиотеку. Думали: вот родятся дети,
передадим им в наследство драгоценные томики, которые сами открывали с
трепетом и восторгом! Теперь всё это богатство пылится в шкафах, а дети
часами блуждают в Сети>. Что делать, спрашивает в своём письме в
редакцию Антонина Павлова из Омска.
Спасти общество от нравственной глухоты, от эпидемии всех видов
наркомании, включая и компьютерную, может только прививка хорошей
литературой, причём в раннем детстве. Все это понимают. Но ведь не
заставишь ребёнка насильно, угрожая ремнём, читать Пушкина, да ещё
постигать красоту стиха:
По мнению другого читателя, Алексея Сажина из посёлка Питерка
Саратовской области, его письмо (<Уроки словесности>) было опубликовано
в < 20, в школе на уроках литературы <нужно не препарировать
художественное произведение, что вызывает у ребят понятное отвращение к
нему, а УЧИТЬ ЧИТАТЬ. То есть наслаждаться произведением искусства>.
Духовное обнищание нации представляется нашим читателям не менее
страшным бедствием, чем экономическая нищета. И поэтому в канун нового
учебного года мы решили вновь вернуться к проблеме потери интереса к
чтению. Наш корреспондент Людмила Письман обратилась к известным
писателям и деятелям искусства с тремя вопросами:

Фазиль ИСКАНДЕР, писатель:

1. Детям нужно читать множество интересных, забавных, смешных,
увлекательных историй. Думаю, этим прежде всего должны заниматься
родители, потом - школа. Увлёкшись, ребята сами возьмутся за книгу.
2. Основы литературоведения школьникам давать не нужно, поскольку это
особый предмет, способный схематизировать, засушивать живое слово. Юный
читатель должен воспринимать его как продолжение жизни, а не как что-то
тщательно разжёванное.
В сухумской школе у меня была замечательная учительница. Она нам читала
русскую классику, и мы слушали, раскрыв рты. Особенно запомнилось, как
она читала <Капитанскую дочку>: передавала интонацию всех действующих
лиц, и они оживали с её голосом. Мне повезло, но где найти множество
столь же талантливых педагогов, чтобы их хватило на всех?
3. Думаю, компьютер надо строго <поставить на место> - разрешать
пользоваться им полчаса или час в день. Все эти игры - явление
болезненное и вредное, ничем не лучше карт или других пагубных страстей.
Это своего рода наркотик. Ребёнок, подолгу сидящий у экрана, перестаёт
критически оценивать реальность. Знаю таких ребят, которые, увлёкшись
компьютерными играми, стали хуже учиться, забыли о своих домашних
обязанностях, очерствели душой.

Евгений БУНИМОВИЧ, поэт, председатель Комиссии по науке и образованию
Московской городской думы, заслуженный учитель РФ:

1. Ошибка родителей в том, что они помнят, как в детстве они читали
запоем, и думают, что к их детям это придёт само. Взрослые должны сами
испытывать интерес не только к чтению, но и к перечитыванию книг, потому
что перечитывают именно для удовольствия, а не для того, чтобы узнать
содержание. Желательно не принуждать ребёнка к литературе, а прививать
ему интерес к книге в игровой форме, обсуждать прочитанное, чтобы ему не
терпелось заглянуть в следующую главу.
2. Самая большая школьная проблема сегодня - это концепция урока
литературы. Сейчас не ставят отметки по физкультуре и рисованию, потому
что важно, чтобы ребёнок вообще захотел заниматься тем и другим. Но если
двойка по рисованию - это нонсенс, тогда, может быть, и оценки за
сочинения отменить?
Возможно, это покажется чересчур радикальным, но какие-то изменения
необходимы. На мой взгляд, длинный список изучаемой литературы ни к
чему. Учителю нужно предоставить возможность выбрать для урока
произведения, которые он любит сам. Мой школьный учитель, например, весь
9-й класс изучал с нами <Войну и мир>, его ругали, потому что на другую
литературу не хватало времени, а он просто считал, что если дети
проникнутся величием этой эпопеи и поймут мысли Толстого, то всё
остальное им будет по плечу. Рискну высказать и такую идею: не
предоставить ли право самому подростку выбирать то, что ему по душе?
Может, учиться читать ему будет проще на <Трёх мушкетёрах> или <Гарри
Поттере>, чем на том, что кажется в этом возрасте скучным?
Школе сегодня нужны талантливые педагоги-новаторы, с развивающим,
творческим подходом к детям. Беда в том, что это штучные экземпляры, а
учитель - массовая профессия, и большинство педагогов воспитаны на
привычной литературоведческой методике.
3. Компьютер вошёл в нашу жизнь навечно, и нужно не бороться с ним, а
использовать его для дела. Важно подключить к чтению тех, кто ещё не
привык и не любит читать. А на чём будет текст - на бумаге или на
экране, не важно.
В Центре творческих проектов недавно разработана программа <Поэзия в
мобильном>. Абонент, бесплатно подписавшись на эту услугу, получит по
одному стихотворению современных поэтов в день. И, может быть, поймёт,
что существует ещё что-то интересное помимо компьютерных игр.
Задача ещё и в том, чтобы компьютером овладел учитель литературы: ведь
Интернет таит в себе огромные залежи дополнительной информации для
уроков и докладов!

Сергей ПАШИН, заслуженный юрист России, профессор Московского института
экономики, политики и права:

1. Вероятно, начинать надо с тех книг, которые могут увлечь ребёнка.
Опыт родителей также полезен. Своей дочери я давал то, что читала ещё
моя бабушка, - русские сказки <Курочка Ряба>, <Колобок>. Но не забывал,
что чтение - это не только развлечение, но и труд, работа мысли. Поэтому
старался поговорить с ней о прочитанном.
2. В моё время уроки литературы были политизированы и скучны. Нам
навязывали <правильную> точку зрения, но не объясняли, почему, например,
<Евгений Онегин> - это <энциклопедия русской жизни>, или как отличить
<типичного представителя> от <нетипичного>. Всё это вносило в процесс
чтения излишнюю рациональность и скуку и не могло привить элементарный
литературный вкус. Можно знать размеры стиха, но не уметь отличить
хорошие стихи от рифмованной графомании.
Мне кажется, уроки литературы должны не забивать голову терминами, а
воспитывать вкус, полагаясь на слова Цицерона: <Публика не знает законов
стихосложения, но стоит актёру сбиться с размера, как она тут же начнёт
освистывать его>.
3. Компьютер - это средство коммуникации, и не так уж важно, написан ли
текст типографской краской или набран на электронном носителе. Опасен
Интернет, эта большая помойка, где попадаются обрывки классических
произведений с весьма специфической интерпретацией или вторичный
продукт - игры, сделанные на базе известного текста, упрощённого и
опошленного до предела. Ребёнку нужно объяснять, что всё это не стоит
читать, а лучше найти оригинал.
Книга никогда не уйдёт из обихода, потому что она обладает техническими
преимуществами - её удобнее читать. Её можно убрать, отложить и
задуматься над содержанием. Печатный текст можно смаковать, это своего
рода интеллектуальная дегустация. Старинный ритуал, который приятно и
полезно выполнять, нечто вроде чайной церемонии:

Римма КАЗАКОВА, поэт:

1. Нужно действовать личным примером. То, что любишь сам, передай
ребёнку. Я читала маленькой внучке сказки Пушкина и хорошие стихи. И
потом была изумлена, когда девочка прочла мне наизусть, страстно и
искренне: <Я вас любил. Любовь ещё быть может:>
Сегодня воспитание ребёнка превратилось в частное дело. Нет
государственного органа, который управлял бы выпуском детских книг,
доступных всем. Ну не могут родители даже среднего достатка, я уже не
говорю о бедных, потратить 500 рублей на роскошное издание сказок
Андерсена! А дешевле не найти, их просто не издают.
Всё время говорим о нашей высокой духовности, а тем временем количество
часов в школе, отведённых на литературу, сокращается. Разве можно в
таких условиях привить любовь к чтению, дать понять подрастающему
поколению, что, кроме Гарри Поттера, существует ещё и Бунин? Если ничего
не изменится, то воспитаем роботов и болванов.
2. Педагоги должны любить литературу сами. До любви ли им, если они
думают о том, что у них крошечная зарплата, ищут, где бы ещё
подработать.
Я не думаю, что нужно препарировать литературные произведения.
Достаточно просто открыть детям красоту родной речи, прочесть им лучшие
произведения так, чтобы они окунулись в этот чудотворный источник. А он
же поистине неисчерпаем! В одной из летописей я как-то прочла: <Дождь
падал крупно, как воловье око> - и почувствовала, почти физически,
сладость звучания древнерусского языка.
3. Компьютер книгу не вытеснит. Другое дело, что у современных детей
утерян интерес к тому, что любили мы, например к библиотеке. Для меня
поход в библиотеку был ритуалом, праздником. Помнится, я тайком брала
взрослые книги. В 4-м классе прочла <Анну Каренину>. И всё - моя
культурная планка была уже повышена, после этого мне уже не хотелось
брать в руки что попало.
Когда-то в школах организовывались встречи с писателями, дети ловили
каждое их слово. Я и одна моя коллега задумались - а почему бы и нам не
<пойти в народ>? Как член общественного совета при префектуре ЦАО я
обратилась к чиновникам от образования с предложением - разрешить
писателям проводить мастер-классы в школах, рассказывать о творчестве,
знакомить с произведениями. Но они отмахнулись: зачем, дескать, детям
читать лекции, они и так загружены.
Когда у нас поймут наконец, что не по толщине кармана надо принимать в
обществе, а по состоянию духовного мира человека?

Алевтина ЖАРОВА, директор детской литературно-художественной галереи
<Жар-птица>, кандидат филологических наук:

1. Надо суметь пробудить в ребёнке творческое начало. Поощрять не только
за то, что он нарисовал или сочинил рассказ, а просто потому, что он
выучил стихотворение, - это тоже маленький творческий росток. Помогать в
этом в первую очередь должны родители, бабушки, дедушки, школьные
учителя.
Мы получаем рисунки со всех концов страны, все они на тему стихотворений
русских поэтов. Удивительно то, что эти дети читают поэзию, причём с
восторгом! И Цветаеву, и Рубцова, и Есенина, и Мандельштама, и даже
Державина. Стихи для них ищут родители и педагоги художественных школ,
настоящие подвижники. Читая вместе с детьми, взрослые и сами проникаются
красотой поэтического слова.
2. Может быть, нужно не столько литературоведение, сколько психология
творчества, которая способна быть связующей нитью с сегодняшним днём.
Давайте спросим ребёнка: а как бы ты поступил на месте Печорина или
Наташи Ростовой? Как бы поступил твой друг? Тогда и Печорин, и Наташа, и
другие литературные персонажи оживут и станут нашими современниками.
3. Больше живых встреч с интересными взрослыми - писателями, издателями,
художниками, музыкантами. Это могут быть встречи-диалоги, диспуты,
споры. И обязательно праздники - тихие, почти семейные, помогающие
проснуться душе. Там есть место и стихам, и песням, и неспешному
разговору. Дискотек и так полно, а нужно просто посидеть в тишине и
услышать друг друга.
Сегодняшние дети не такие уж отпетые - с ними поговоришь и понимаешь:
душа жива, её надо откопать из-под наносного мусорного слоя. Не дети
должны служить компьютеру, а наоборот - пусть он работает как инструмент
для творческого поиска. Ведь в Интернете они находят множество хороших
стихов.

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:

1. Телевидение сегодня работает на оглупление аудитории, в том числе и
детской. Такую вопиющую пропаганду пошлости, как <Дом-2> или <За
стеклом>, следует запрещать в любом порядке! Эти передачи убеждают
малограмотных и малоопытных подростков, что быть быдлом - похвальная
норма жизни.
Сегодня наша рыночная действительность сводится к старой американской
формуле: <Если ты такой умный, то почему ты ещё не богатый?> До тех пор
пока учёные, врачи, учителя будут нищими и социально бесправными людьми,
а бал будут править нувориши, из всех талантов обладающие исключительно
одним - делать деньги, чтение в глазах детей останется непрестижным
занятием, ассоциирующимся с бедностью и неудачливостью. Возьмите хотя бы
любое телеинтервью со звездой: журналист, вместо того чтобы спросить
<Какие книги вы читали в детстве?>, задаёт один и тот же вопрос: <Как вы
разбогатели?>
2. Преподавание литературы в постсоветской школе давным-давно нуждается
в кардинальном и принципиальном реформировании. Школьная программа - это
некий деревянный раскрашенный идол, абсолютно неприкасаемый. Сама
литература приносится в жертву чиновникам от среднего образования,
которые не умеют ничего более, как повторять давно омертвевшие
заклинания. Программа написана людьми, которые ставили своей целью
защитить докторские и кандидатские диссертации, для которых литература -
не живая жизнь, а способ заработка. Если они сами не любят ни прозу, ни
поэзию, как они могут привить любовь к ним?
Большинство мнений и оценок, содержащихся в школьном учебнике, не
выдерживают никакой критики, отталкивают своей официозной фальшью.
Школьники нуждаются в изучении произведений, которые на слуху сегодня, и
классические произведения они должны оценивать живым взглядом
современного человека. Молодёжи не нужны никакие догматы. Изучаемая в
школе литература должна быть так же свободна для критики, как любое
явление жизни.
3. Думаю, противопоставлять компьютер книге неправильно. Дело не в
материальном носителе информации, а в ней самой. Компьютер набит
развлекательной шелухой и затягивает подростка в какую-то
псевдодеятельность, в которой якобы участвует он сам, то есть
предоставляет ему возможность <псевдожить псевдожизнью>. В этом книга,
конечно, не в силах конкурировать с компьютером. Другое дело, что он
может подготавливать подростка к восприятию книги как вместилища
мудрости, учебника жизни, кладезя эмоциональной и психологической
информации, составляющей суть человеческой личности, то есть к тому, что
гораздо сложнее, основательнее, глубже и требует зрелости.
Что же касается сугубо развлекательной, облегчённой беллетристики, то её
переход из полиграфической версии в электронную - вовсе не потеря, а
лишь естественное движение технического прогресса.

Юрий ВРОНСКИЙ, писатель:

1. Детский поэт, остроумный смехотворец Роман Сеф восклицал: <Нельзя же
детей постоянно смешить!> Смешная книжка не способствует тому, чтобы
ребёнок стал настоящим читателем. Скорее, она воспитает в нём
рассказчика анекдотов.
Другое дело - сентиментальная книга! Имя Лидии Чарской было когда-то
бранным словом в устах идеологизированной интеллигенции, а ведь её книги
воспитывали в юных душах благородные чувства, прежде всего сострадание.
Сейчас время жёстких людей, глухих к добру, неспособных сострадать.
Может быть, потому, что их родители выросли на повестях Гайдара,
рассчитанных на мальчишек авантюрного склада, в которых война, убийство
романтизировались и даже воспевались. Советская детская литература была
политизированной, в книгах о пионерской организации не оставалось места
переживаниям - оттого такое количество грубых душ:
2. Препарирование литературы только прививает отвращение к ней. Все эти
<лишние люди> и <лучи света> - элементы советского заидеологизированного
литературоведения. Нужен какой-то другой учебник, другие уроки -
душеведческие. Стоит вспомнить о такой практике, как разыгрывание пьесы
или отрывка из прозы по ролям - тогда у детей, вовлечённых в этот
процесс, появится общий интерес.
3. Сентиментальная литература, о которой я уже говорил, может преградить
дитяти путь к компьютерным играм. Если ребёнок способен на благородные,
возвышенные чувства, он никогда не займётся жестокими <стрелялками>. И
необходимо потребовать от чиновников - дайте больше часов на изучение
литературы! Иначе дети вырастут быдлом, у которого только один интерес -
еда.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, поэт:

1. Думаю, что не буду оригинален: родители должны читать ребёнку с трёх
лет. Отец читал мне сказки, другие хорошие книги, пока я сам не научился
складывать буквы в слова. Если родители не получают удовольствия от
книги, то и ребёнок не научится получать радость от чтения.
2. У меня были замечательные учителя в школе, влюблённые в русскую
литературу, и свою любовь они передали мне. Каждый их урок был для меня
словно открытая книга:
Школьные уроки должны учить ребёнка мыслить самостоятельно, понимать
произведение, видеть в нём второй, а то и третий план. Ведь того же
Пушкина невозможно постичь до конца - при каждом последующем прочтении
будут открываться новые духовные пласты.
Книга должна стать способом бесценного общения. Читатель говорит с
мудрым, вдохновенным собеседником, и это делает его самого умнее и
глубже.
3. Если юноша с ранних лет любит поэзию, имеет вкус к хорошей
литературе, своё суждение и критерии оценки, может отличить подделку от
настоящего, он научится противостоять ужасающему сленгу и порнухе,
которые несёт мутный поток Интернета.
Человек может быть прекрасным специалистом, физиком, инженером, моряком,
но если он не читает, не наполняет душу новым смыслом, не стремится к
познанию, он останется малоинтересной личностью. Наша школа всё-таки
закладывала хоть какие-то основы гуманитарного образования. А сегодня
даже дикторы и телеведущие плохо знают русский язык и основы родной
литературы.

Игорь ЗОЛОТУССКИЙ, критик, писатель, эссеист:

1. Когда мне было 8 лет, я заболел, и мама прочла мне <Войну и мир> -
всю от начала до конца. Персонажи этой книги сопровождают меня всю
жизнь, словно живые люди.
Одно дело, когда дети сами прочтут что-то, другое - когда им читает
родной человек, которому они верят. Звучащий текст глубже проникает в
душу, действие ярче возникает в воображении. К сожалению, сейчас никто
не читает вслух ни по радио, ни по телевидению. С экрана несётся
бандитская речь, какой-то волапюк, грамотный человеческий язык стал
редкостью:
Хорошо, что ещё остались родители, не только читающие своим детям, но и
пишущие для них. В Наро-Фоминске живёт инженер Игорь Малышев, который
пишет чудесные фантастические сказки и повести для своего сына. Пока
напечатана только одна, под названием <Лис>. Есть журнал <Кукумбер>, где
публикуются хорошие произведения для детей современных авторов. К
сожалению, всё это крохи в море <глянцевых> безделушек.
2. Не думаю, что детям нужен литературоведческий анализ. Скорее,
художественный комментарий учителя, чтобы ученик почувствовал прелесть
языка, отношение автора к героям и т.д. Конечно, учитель должен обладать
даром слова, умением строить диалог с детьми.
3. Компьютерные технологии овладели всем миром, и справиться с этим
нашествием, увести ребёнка в сторону хорошей литературы могла бы только
семья. Увы, современные родители зачастую тоже прагматичны,
ориентируются больше на прикладное знание, на голую информацию. И растят
поколение, занятое узкой профессиональной деятельностью, закрытое для
искусства, для живого слова. А ведь человек без чувства слова - это то
же самое, что инвалид, лишённый зрения, слуха, обоняния: он не сможет
объясниться в любви любимой девушке и даже рассказать о запахе цветка:

Лев АННИНСКИЙ, критик, писатель:

1. Когда в раннем детстве мне читали вслух, я смысл считывал сначала с
лица читавшего, и уж потом - с текста. А когда в школе я услышал Гоголя
в исполнении учительницы, то её непроизвольное <Ах, какая прелесть:>
подействовало на меня куда сильнее, чем <обличение мелкопоместного
дворянства>.
2. Литературоведение должно быть в <ловушке>. Чтобы ученик, не склонный
к филологии, имел возможность пройти мимо и усвоить необходимый минимум
знаний о тексте, не забивая себе голову тем, что ему неинтересно. Но
чтобы другой ученик, тот, в котором сидит потенциальный литературовед,
расслышал зов профессии. Позднее всё отзовётся.
3. Компьютер - это революция в деле хранения, поиска и передачи
информации. Но Слово как её первоэлемент незыблемо. Как оставалось оно
незыблемо, когда устное предание сменилось свитками с писанием, а
свитки - книгами. Вытеснит ли книгу монитор? Микроэкран? Аудиодиск? Не
думаю. У книги остаётся великое преимущество: её можно читать, размечая,
то есть читать, как тебе надо, а не как тебе запрограммировали.
Чтобы ребёнок полюбил книгу, надо, чтобы книгу любили родители.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, писатель:

1. Мои мама, тётя и бабушка были людьми книги: они читали мне и
Лермонтова, и Жуковского. По стихам Лермонтова я научилась читать, и
одно из первых неизгладимых впечатлений - это <Умирающий гладиатор> с
его ликующим Римом и страшным убийством. Была война, книги достать было
трудно, и к нам наведывался глухонемой человек, предлагавший их
напрокат, за небольшую плату. И тётя платила с трудом заработанные крохи
за драгоценную возможность почитать.
2. Всё, что пахнет литературоведением, для меня скучно, несмотря на то,
что оно было моей профессией. Оно убивает живой читательский интерес. Из
Пушкина и Маяковского сделали мумии, хотя они живые люди, страдающие,
ошибающиеся, радующиеся. Пушкиноведение мне неинтересно, а вот
<пушкиночувствование> - да. Конечно, нужно изучать и Белинского, но в
моё школьное время его было слишком много, да и сейчас, видимо, не
меньше.
3. Компьютеризация - это само по себе ни хорошо и ни плохо; это
естественное событие. Думаю, что это надо пережить. Компьютерное
поколение придёт и уйдёт, а книга останется.
Некоторые фильмы 40-50-х годов уже сегодня невозможно смотреть из-за
качества плёнки, а древние книги можно переиздавать и читать снова.
Никакой экран так не будит моё воображение, как печатные страницы: на
них я вижу и Наташу Ростову, и Грушеньку такими, какими мне хочется их
видеть, а не их образы, навязанные кем-то. Жизнь книги долговечна, а
компьютера как носителя информации - нет. Если вор заберётся ко мне в
комнату, он унесёт это приспособление, а мою рукопись не тронет. Её
издадут, и она проследует дальше во времени.

Приглашение к разговору

Действительно, демонизировать компьютер не стоит. Пока он доступен
далеко не каждой семье, и далеко не в каждой его имеющей есть выход в
Интернет.
Гораздо тревожнее то, что и дети, не знакомые с <территорией
неограниченной свободы>, не читают. Видеоряд вытесняет книгу. Сериалы и
телешоу - жвачка, не заставляющая думать и анализировать.
Так ли фатально происходящее? Нам, как и участникам сегодняшнего опроса,
кажется, что выход всё же есть. Но найти его, приоткрыть ребёнку дверь в
мир литературы могут лишь родители и учителя. Готовы ли они к этому?
Приглашаем к разговору мам и пап, бабушек и дедушек, педагогов и
руководителей органов образования. Мнение последних, думаем, очень хотят
услышать все. Именно чиновники урезают школьную программу по литературе,
утверждают учебники, превращающие живое слово в скучную схему, и
придумывают экзаменационные тесты, рассчитанные исключительно на
механическую память.
Духовное богатство в нынешние прагматичные времена, по их мнению, лишняя
роскошь?
Ждём ваши мнения по электронным адресам gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru

Отдел <ОБЩЕСТВО>