От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 26.09.2006 00:40:51 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Илья Смирнов. Рецензия на книгу <Петербург 1910-х годов: прогулки в прошлое> (*+)



http://scepsis.ru/library/id_822.html
Илья Смирнов
<Петербург 1910-х годов: прогулки в прошлое>

Григорьев М.А. Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое. - СПб.:
Российский институт истории искусств, 2006. - 278 с.
Михаил Александрович Григорьев работал над книгой в 50-е годы, после его
смерти остался незавершённый текст, который спустя полвека заботливо
восстановила театровед Любовь Овэс, а специалисты Центрального архива
кинофотодокументов Санкт-Петербурга подобрали иллюстрации, замечательные
по качеству и выразительности. Как выглядели дореволюционные кабинки для
переодевания на пляже и сварочные аппараты, спортсмены эпохи
<Гарпастума> и <электрический перевоз> через Неву: Получился тройной
прыжок в историю: 2000-е годы (время опубликования) - 1950-е (время
написания) - 1910-е (время действия). Автор предстаёт своего рода
питерским Гиляровским. Панорама дореволюционного Петербурга строится им
по территориально-производственному принципу. Прогулки по конкретным
улицам и городским районам сменяются главами отраслевыми, например, о
банях или по квартирному вопросу. Причём Григорьев, как настоящий
художник-сценограф, прекрасно ориентировался и в эстетике, и в
технологии.

Но самое интересное - как раз эффект тройного прыжка. Призыв к
возрождению <России, которую мы потеряли> оказался не таким уж
утопическим. Многое из того дореволюционного, что для ленинградцев было
экзотикой, требующей специального объяснения, как ритуал африканских
шаманов, сегодня вернулось в повседневность, само собою разумеющуюся,
как снег зимой.

<Огромное количество пёстрых безвкусных вывесок с гигантскими буквами:,
они карабкались выше, до четвертого и даже пятого этажей, висели поперёк
тротуара, заполняли: балконы и эркеры, тянулись вдоль крыш. От них
рябило в глазах, вывески сверкали всеми красками, блестели позолотой,
стеклом, лаком, выпячивались объёмными буквами. Архитектурная стройность
улиц терялась в этом море рекламы. Каждый владелец магазина устраивал
витрину по своему вкусу, не считаясь с обликом здания:>

Это - эстетика, а вот экономика центра города, откуда высоченными ценами
на недвижимость изгонялось всё то полезное и простое, что обслуживало
потребности обычных горожан:

<На Невском располагались самые дорогие и фешенебельные магазины: Товары
были в большинстве случаев заграничные: Даже русские товары стремились
выдать за иностранные: фирма Елисеева ввозила, рассказывали, в год 10
000 вёдер заграничных вин, а продавала 1 000 000. Ввозили ткани, мебель,
посуду, хрусталь, ковры, люстры, мелкую галантерею, всякую ерунду,
вплоть до фиалок из Ниццы и тюльпанов из Голландии. Дамы заказывали
туалеты и бельё в Париже: Роскошь была рассчитана : на барские прихоти и
щёгольское хвастовство: <Этот галстук я купил во французском
магазине!> :Даже клозетные унитазы ввозили из Англии. На них, внутри,
было очень плохое изображение британского льва и гордая надпись: <Правь,
Британия>.

А вот ещё немного экономики. Сейчас это называется <откатом>. А тогда
<сапёрная лопата стоила два рубля: Поставщик требовал пять. <Ставьте
десять, - говорил интендант, - шесть вам, четыре мне>.

Глава <Транспорт>.

<Правил уличного движения не было, его никто не регулировал. Полагалось
держаться правой стороны, и все обгоняли друг друга, как хотели, так же
и поворачивали на перекрёстках. Прохожие переходили улицу, где попало,
лавируя между экипажами, и каждый день случались несчастья>.

При этом некоторым господам просто не полагалось ходить пешком:
гвардейцам, пажам и прочей <шикарной публике>. В переулках возле радио
<Свобода> легко убедиться, как быстро восстановилась традиция: дамы и
господа предпочитают часами дышать канцерогенами в пробках и парковать
свои эксклюзивные драндулеты поперёк улицы, только бы их не заметили
идущими пешком в толпе простонародья. Ну, а у простонародья свои
проблемы. Цитирую Григорьева:

<Квартиры стоили очень дорого; оплата жилья отнимала у рабочего или
мелкого служащего до трети его заработка:> <Дома считались доходным
помещением капитала>. И <многие петербургские хозяйки, главным образом
из вдовых чиновниц и офицерш, сделали сдачу комнат своим промыслом>.

По разным поводам в книге то там, то здесь появляются проститутки.
Например: как отличить настоящую баню от банной вывески, под которой
работает бордель. Видимо, бизнес был массовым.

А, в общем, не знаю, как насчёт одной реки, но в одно и то же болото
никто не мешает войти два раза.

Теперь открываем современное предисловие к книге Григорьева:

<ему довелось стать свидетелем того, как уничтожалось всё, что было ему
дорого, на чём он воспитывался: культура, город, храмы и часовни, быт и
традиции: Петербург, просвечивавший сквозь Ленинград, раздражал
руководителей страны и уничтожался ими рьяно и планомерно>.

Тексту самого Григорьева это соответствует с точностью до наоборот, как,
впрочем, и реальной истории Петербурга, который в архитектурном
отношении - как раз один из самых сохранных наших городов, а опасность
угрожает его исторической застройке как раз сегодня, то от <мусорных
мешков> под вывеской театра, то от 300-метровых небоскрёбов, призванных
увековечить вельможную спесь.

Этот пассаж в предисловии отлично характеризует начало ХХI века: хорошую
книгу нельзя выпустить в свет, не истолковав в духе правильной
идеологии. Сюси-пуси <государь император>, <храмы и часовни>, долой
Советскую власть.

А ведь сам автор не занимался никакой пропагандой, ни советской, ни
антисоветской, он просто знал и любил свой город, художников его и
мастеров, не уважал чванливых бездельников, и именно такая нормальная
человеческая позиция интеллигента, труженика и патриота делает его
взгляд строго объективным. Общая картина народного быта хорошо
объясняет, почему в стране произошло то, что произошло, и
соответственно, позволяет использовать <Прогулки в прошлое> в качестве
пособия по истории.



Рецензия была озвучена в рамках программы <Поверх барьеров> радио
<Свобода> от 24.08.06. [Оригинал статьи]