|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
15.09.2006 23:17:05
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Конфликт в Кондопоге и призрак фашизма
http://revkom.com/index.htm?/politika_v_rossia/politika_v_rossia2/060911kondopoga.htm
<<<
Конфликт в Кондопоге и призрак фашизма
Межнациональный конфликт в небольшом карельском городке Кондопога, где произошли массовые антикавказские погромы, без преувеличений, прогремел на всю Россию. Бытовая ссора в кафе между русской и чеченской мафией переросла в настоящую малую гражданскую войну в городе. Причём главную роль в разжигании антикавказской истерии сыграло печально известное ДПНИ - "Движение против нелегальной иммиграции", объединение ультраправых партий и активистов. Это формальная сторона дела. Но что на самом деле представляет из себя конфликт в Кондопоге? Рядовую бытовую ссору или же какие-то более глубинные процессы, происходящие в современном российском обществе? Какова его классовая природа?
События в Кондопоге - это в какой-то степени водораздел. Основной массив населения города составляют маргинальные деклассированные слои, образовавшиеся после развала прежде единой системы народного хозяйства СССР, что больнее всего ударила именно по небольшим городам дотационных регионов, которые представляют собой хронических безработных, изредка подрабатывающих и живущих, в основном, на заработки тех из своих родственников, сумевших уехать в крупные города Севера на заработки, и мелкая буржуазия, из-за интересов которой, собственно, и начался конфликт - она терпит экономические убытки от конкуренции с кавказской буржуазией, более организованной и сплочённой. Рабочие в таких городках составляют незначительное меньшинство, поэтому они просто растворились в конфликте в основной массе мелкой буржуазии и маргиналитета, и самостоятельной политической роли не играли.
Кондопога наглядно показала, что русская мелкая буржуазия и родственные ей по духу маргинальные слои населения окончательно сместились вправо. Именно они становятся самой надёжной опорой поднимающего голову русского фашизма. Но специфика этих двух социальных групп в том, что они составляют большинство только в небольших депрессивных провинциальных городах Центральной России. Но всем понятно, что решающие сражения борьбы за власть будут происходить исключительно в крупных индустриально развитых городах, таких как Ярославль, Липецк, Тверь, Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Екатеринбург и т.д., и главным образом, в столицах - Москве и Петербурге. Но именно в крупных городах и столицах русская мелкая буржуазия не составляет большинства и, кроме того, в этих городах значительную часть самой мелкой буржуазии составляют нерусские элементы, которые русский фашизм не будут поддерживать ни в каком случае. С другой стороны именно в крупных городах идёт интенсивный процесс интернационализации рабочего класса: межвременье 90-х уходит в прошлое, вместе с национал-патриотическими мифами, они становятся всё более непопулярными в рабочей среде, и, что самое главное, идёт медленный, но заметный рост классового сознания, особенно у молодых рабочих. Раскол общества становится неизбежным.
В этом свете, правым сейчас нечего рассчитывать на уличный захват власти, хотя попытки такового исключать нельзя: ни Москва, ни Петербург, ни крупные города их возможный путч не поддержат. Единственная их перспектива - это захватить власть через выборы, как Гитлер в 1933-м: на голосах обезумевшей от конкуренции мелкой буржуазии и маргиналитета небольших городов Центральной России (а это около 1/3 всего населения) войти в парламент, и уже через блоки с правыми и национал-патриотами в нём (ЛДПР, "Родина" и КПРФ), захватить власть уже во всей России. Правые это прекрасно понимают - именно с прицелом на следующие выборы и создаётся ДПНИ. Сейчас же они, участвуя в событиях, таких как в Кондоге, усиленно зарабатывают политические "очки" в глазах своей социальной клиентелы.
Как этому помешать? Как остановить приход фашистов к власти в России, перспектива которого становится всё более реальной с каждым днём?
На мой взгляд, помимо объективных процессов, толкающих фашистов к власти (фашизация мелкой буржуазии), существуют и параллельные процессы, развитие которых, помимо роста правых, может привести к качественному росту левых - это, главным образом, интернационализация рабочего класса и его омоложение в крупных городах. Молодые рабочие и иностранные и иногородние рабочие - вот два наименее интегрированных в буржуазное общество и, одновременно, потенциально революционных слоя в современном российском рабочем классе, объективные интересы которых, прямо противоположны тем целям, что ставит перед собой фашизм: сохранение капиталистической организации труда.
Рассмотрим эти группы по порядку.
"Молодые" рабочие. Выделяя молодых рабочих в качестве одной из наименее интегрированных групп в российском рабочем классе, мы исходим из объективной ситуации, что сложилась в нём. "Старые" рабочие, то есть те рабочие, которые начали свою трудовую деятельность ещё в советское время, в большинстве своём, получили доступ к основным материальным благам, гарантированным в СССР (которые ещё, как инерция, соблюдались и в ранний российский период): они получили от государства жильё и получат гарантированную пенсию. Поэтому, им "есть что терять": как показали многочисленные опыты участия в протестном рабочем движении, именно эта категория рабочих выступала наиболее пассивно, а то и вовсе поддерживала в трудовых конфликтах сторону администрации. Вот почему эта категория рабочих не станет основной ударной силой революционного рабочего движения - в силу собственного промежуточного положения: они с одной стороны являются представителями рабочего класса, но с другой, тесно связаны с существующим буржуазным государством (хочет ли со своей стороны, буржуазное государство такой связи, это уже другой вопрос).
Молодые рабочие же, напротив, представляют собой наименее интегрированную силу в современном российском рабочем классе. Они в основной своей массе начали трудовой путь в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда социальная система, доставшаяся современному правящему классу от времён СССР, была уже в процессе демонтажа, а сейчас, мы можем уже уверенно говорить, что в результате неолиберальных реформ правительства Путина, она окончательно ликвидирована.
Какие обстоятельства заставляют нас считать именно молодых рабочих революционной силой в современном российском рабочем классе и обществе? Во-первых, это тот факт, что именно молодые рабочие наименее интегрированы в социальную систему современной капиталистической России: на них уже не будет распространяться гарантированное государством пенсионное обеспечение, на свою пенсию они должны будут копить сами, а также, после принятия нового Жилищного кодекса, молодым рабочим уже не приходится рассчитывать на приобретение собственного мало-мальски обустроенного жилья. Из этого положения вытекают два, в общем-то, фундаментальных вывода: молодым рабочим становится действительно уже "нечего терять, кроме своих цепей", материально они становятся не привязанными к существующей системе; кроме этого, у них формируется и иное восприятие государства, чем у их старших товарищей - они ему [государству] уже ничем не обязаны, они существуют во многом автономно от него - отсюда и их потенциальная возможность, впервые с начала прошлого века, выступить уже не только против отдельных капиталистов, как это есть сейчас, но и бросить вызов классу капиталистов как целому, осознать противоположность собственных классовых интересов и интересов буржуазии. Во-вторых, современный господствующий класс России не располагает достаточными капиталами, чтобы пойти на расширение социальной сферы в силу своего периферийного характера по отношению к основным зонам накопления капитала (США, Европейскому Союзу и Японии), поэтому и российская политическая система будет стремиться к авторитарности - у правящих кругов нет поля для социальных манёвров. Отсюда и верное ощущение у большинства трудящихся, в том числе и особенно сильное именно у молодых рабочих (у них самый низкий процент явки на разного рода выборы и самый высокий процент голосов "против всех"), что чего-то изменить коренным образом в рамках существующей политической системы просто невозможно. Вот почему обладание политическими правами является для них во многом иллюзорной привилегией.
Иностранные и иногородние рабочие. С середины 90-х гг. прошлого века в Москве и Петербурге, а с начала XXI века и в остальной России, стала чётко видна тенденция на возрастание роли и удельного веса иностранных рабочих, наряду с традиционным довольно высоким процентом для столицы и других крупных российских городов иногородних рабочих. В основной своей массе, они заняты в сферах, прямо или косвенно связанных с промышленным производством. Исключение здесь составляют только Москве и Петербург, где значительная доля иногородних рабочих задействовано в сфере услуг.
Иностранные и иногородние рабочие представляют собой наименее интегрированную в современное общество часть российского рабочего класса. Во-первых, на них фактически не распространяются условия трудового законодательства - многие из них работают нелегально. Отсюда и та ситуация, что для молодых рабочих является на сегодняшний момент лишь тенденцией (свёртывание социальной системы), для иностранных и во многом иногородних рабочих является жизненным фактом. Во-вторых, это их полное выключение из существующей политической системы: невозможность для них даже иллюзорно влиять на собственную судьбу там, где они работают. Они либо являются гражданами других государств (иностранные рабочие), либо же в подавляющем большинстве случаев не имеют прописки (иногородние рабочие); в последнем случае, они также не могут влиять на политические процессы и там, где они формально числятся проживающими - ведь реально живут и работают они в других местах. Отсюда и тот момент, что им нет места и в официальной социальной демагогии, и даже более того - подконтрольные правящему классу СМИ изо дня в день лепят из них образ "врага", для того, чтобы разделить рабочий класс по "национальному" признаку, стравить рабочих между собой, вместо того, чтобы они, объединившись, выступили единым фронтом борьбы против капитала. И, в-третьих, именно для них как ни для кого, подходит выражение "Манифеста Коммунистической партии", что рабочие "не имеют отечества", что их отечество - это Труд. Сталкиваясь лицом к лицу на заводах, стройках, ремонтных работах, представители разных национальностей подспудно начинают понимать, что их объединяет не "национальность", но совместная трудовая деятельность, и не "национальная принадлежность" делает их интересы противоположными интересам хозяев, а их принадлежность к рабочему классу. Это самый интернационализированный отряд российского рабочего класса".
Тенденция же последнего времени такова, что именно эти две группы рабочего класса вскоре станут его большинством: "Первым симптомом общего развития рабочего движения, несомненно, является движение на омоложение рабочего класса, и как следствие социально-экономической стороны этого процесса, роста в нём протестных настроений. И этот рост будет далее всё более и более усиливаться: ныне существующие закономерности только для молодых рабочих, имеют чёткую тенденцию превратиться в общую закономерность всего рабочего класса. В этом смысле, время работает на социалистическую революцию. С другой стороны, "демографическая яма" 90-х послужит к увеличению удельного веса иностранных рабочих, и что вполне вероятно, их доля на промышленных предприятиях также существенно возрастёт (пока чётко эта тенденция прослеживается только в Москве и Подмосковье). Но ждать вместе с этим улучшения их экономического и социального положения также не приходится в силу периферийной ограниченности возможностей российского капитализма. Поэтому в скором будущем можно ожидать возвращения рабочего класса на политическую сцену в качестве самостоятельного субъекта. С развитием этих двух тенденций, потенциальная революционность рабочего класса будет только возрастать".
Поднимающийся фашизм, который обслуживает интересы совершенно противоположных социальных сил, ничего не может предложить этим группам рабочего класса (иностранным рабочим и молодым русским рабочим) ничего, кроме популистской демагогии.
По мере развития описанных выше процессов в рабочем классе, его враждебность по отношению к правым идеям и капитализму будет всё больше возрастать. В скором будущем появится питательная среда для массового рабочего левого движения в России, как ныне появилась питательная среда для массового роста правых. В этом смысле время работает не только на потенциальную угрозу прихода к власти фашизма в России, но и в равной мере и на потенциальную возможность для социалистической революции. Но также именно на этом этапе существует реальная вероятность того, что угроза массового рабочего движения может подтолкнуть крупную буржуазию, доселе безразлично настроенную по отношению к судьбе мелкой, - её интересы связаны почти исключительно с экспортом сырьевых ресурсов и продукции металлургии, - в объятия правых. Пока что крупная буржуазия балансирует между инициативами полной легализации и поощрения иммиграции в Россию и проповедью самого оголтелого русского национализма, под маской казённого "патриотизма", как Одиссей между Сциллой и Харибдой. И это отнюдь не случайно - таково её основное противоречие. С одной стороны, ей как воздух необходим приток дешёвой рабочей силы для повышения нормы прибыли за счёт экономии на оплате труда, а этого, на сегодняшний день можно добиться только одним способом - поощрением трудовой миграции из депрессивных регионов России и за её пределами (ведь не будут же жители крупных индустриально развитых городов работать за 100-200 долларов в месяц шесть дней в неделю и по 12 часов в день, да и, вдобавок, без всякого "соцпакета", как это ныне практикуется почти повсеместно!), отсюда и показной "антифашизм" кремлёвских бюрократов; но с другой стороны, ей нужно всеми силами помешать этим рабочим объединиться для совместной защиты ими их рабочих прав, не дать им отстаивать требование повышения заработной платы и распространения на них трудового законодательства, ведь в подобном случае, все выгоды от внутренней и внешней иммиграции сводятся для крупной буржуазии к нулю, отсюда и на официальном уровне националистическая идеология и "образ врага" в СМИ, а на неофициальном - прямая подпитка и "зелёный свет" ультраправым. Шараханье между этими двумя полюсами и составляет суть внутренней политики современного российского правящего класса.
В этой связи, мне кажется, что марксистам в России, ориентированным на рабочее движение, сегодня просто необходимо объединяться. И первый шаг к этому уже, похоже, сделан - недавно "Социалистическое сопротивление", Революционная рабочая партия (Москва и Пермь) и Марксистская группа "Рабочая демократия" (Петербург) объединились в Конфедерацию, с перспективой создания общероссийской социалистического рабочей партии на марксистской платформе. Это только первый шаг, но шаг очень важный. Иначе будущий массовый подъём рабочих, без целенаправленной социалистической пропаганды, может оказаться только выпуском социального пара и сойти на-нет, а то и вовсе подпасть под временное влияние демагогии правых.
Также, мне кажется, что левым в России сегодня просто необходим тактический союз с нерусскими национальными движениями, как противовес русскому великодержавному национализму, единственному из национализмов на территории России, включая сюда даже такие мощные и развитые националистические движения как татарское и чеченское, принимающего форму расизма. Когда мы говорим об угрозе фашизма в России, то имеется ввиду именно русский фашизм, а не какой-то другой. Поэтому для наступления на социальную клиентелу русского фашизма необходимо: а) создание социалистической рабочей партии, которая бы воспитывала рабочий класс в духе интернационализма и целенаправленно выводила рабочих (в том числе и в небольших городах) из-под влияния мелкой буржуазии, и б) поддерживать национальные движения в экономически депрессивных аграрных регионах, таких как Карелия, угро-финские республики и округа Севера и Северный Кавказ, как противовес стремительно фашизирующихся в них русской мелкой буржуазии и маргиналитета. Надо опять взять на вооружение чёткое ленинское разделение национализма имперской нации и национализма угнетённой нации. Первый - реакционный по своей сути направлен на поддержку империалистических устремлений буржуазии метрополии, второй же является оборонительной реакцией на первый, и может служить рабочим метрополии союзником в борьбе с собственной буржуазией.
Hannibal ante portes. "Ганнибал у ворот", как говорили древние римляне в минуту наибольшей угрозы. Ныне фашизм всё наглее и увереннее стучится в ворота нашего общества. Чем ответят левые на эту угрозу? Это зависит исключительно от нас самых.
М. Галайда
<<<