|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
15.09.2006 05:47:37
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
"Коммунизм без марксизма"
Сомнительная статья.
http://community.livejournal.com/left_ideology/5397.html
<<<
Коммунизм без марксизма.
По всей видимости, самым большим тормозом к распространению коммунистической идеологии является… марксизм. Марксизм, в свою очередь, основывается на философской теории, называемой диалектическим материализмом. Самому Марксу приписывают слова: «Философия имеет такое же отношение к действительности, как мастурбация - к сексу». И совершенно точно Маркс, глядя на развитие марксизма, говорил, возможно, в шутку, что он не марксист. Но в каждой шутке лишь доля шутки. Людям, изучавшим диамат в советские времена, было не до шуток. Ибо косная советская школа общественных наук стала апофигеем несоответствия невоспринимаемой совокупности мантр, именуемых диалектикой, и действительности, в которой эти люди без труда разбирались. Можно смело утверждать, что с такой школой гибель Союза была предрешена. Проблема в том, что любая теория не может быть универсальной, а марксисты пытались изобразить диалектику, как универсальную теорию развития и анализа. Возможно, этому способствовал и Маркс, но, видя явные противоречия в этом подходе, он косвенно от него отказался, сказав, что он не марксист. Действительно, любая теория это не более чем узкая алгебра над небольшим полем, имеющим смысл. Каждый термин здесь определен, работает определенным образом, и поэтому мы можем все связать в единую, и, может быть, сказочно красивую систему. Но сказка неизбежно исчезает при попытке выйти за пределы изначальной полянки, т.к. любые термины, без разницы философские или нет, не могут охватить все многообразие жизни и смыслов. Я знаю лишь одну полянку, где диалектика ярко сверкает – это ТРИЗ. Но все же анализ не всегда может быть вписан в диалектический шаблон, и примером тому служит математический анализ. И анализ сделанный по диалектическому шаблону не всегда имеет смысл.
Если взять производную диалектического материализма – теорию классовой борьбы, то в нынешних условиях совсем непонятно каким образом пролетариат может стать могильщиком капитализма. Теория классовой борьбы не имеет никаких практических приложений и еще не известно, имела ли она их когда-либо в истории. В любом случае, тех революций, которые случились в начале XX века, больше никогда не будет - ситуация просто неповторима. Неповторима I Мировая Война, неповторима привлекательность лозунгов «Земля – крестьянам!» и «Власть – советам!». Неповторимо правление Николая II и временное правительство. И пр.пр.пр. Мы живем в демократическую эпоху, и все революции совершаются во время выборов. Даже гражданскую войну, случившуюся после 1917г., можно считать жестоким вариантом честных демократических выборов, выигранных большевиками. Так что, если левых действительно волнует социалистическая революция, то первое, что они должны сделать, а для марксистов сиё не очевидно, некоторые из них ждут каких-то невероятных общественных потрясений - это победить на выборах. Жать общественных потрясений все равно, что объявить, что приход социализма и коммунизма есть объективный закон и оппортунистически ждать его реализации. Работать же над общественными потрясениями – авантюра. В общественных потрясениях общество может и погибнуть. Таким образом, любая акция должна рассматриваться в контексте того, имеет ли она значимый эффект для победы на выборах или нет. Ресурсы и время ограничены, их легко истратить на цирковые акции, щекотящие кровь, выполняемые под барабанную дробь и неповторяемые на бис. Выборы все покажут. Исходя из этого, левых в первую очередь должна заботить эффективная работа с различными категориями электората. И, конечно же, начать надо с того, что отправить всю марксистскую риторику к чёрту!
Альтернативой марксистскому формационному подходу в истории является цивилизационный подход. Согласно ему основой цивилизации является определенная идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей. Устойчивость цивилизации зависит от ее способности отвечать на различные вызовы. История полна примеров развития и гибели цивилизаций, рождения новых цивилизаций на основе новых идеологий, в которых очень трудно выделить основу какой-либо новой формации. Например, какую новую формацию можно разглядеть в насаждении культа Атона в эпоху Эхнатона в Древнем Египте? Сторонники формационного подхода, напротив, критикуют цивилизационную модель за то, что все цивилизации в ней гибнут. Действительно, что мы можем получить, если рассматриваем только погибшие цивилизации. Мы можем предсказать гибель очередной цивилизации и рождение новой, но, при этом, новая цивилизация может выйти за рамки истории рассматриваемой цивилизационным подходом. Собственно коммунизм можно определить, как конец истории: Коммунизм – это состояние человеческой цивилизации, при котором ее способность отвечать на различные вызовы доведена до максимума. Это должно быть чрезвычайно гибкое и динамичное общество, способное быстро реагировать на произвольную опасность. Нет сомнения в том, что информация и знания в этом обществе должны свободно распространяться. А значит, это общество будет кардинально отличаться от современного, где тайное, закрытое знание является основой конкурентного преимущества, а конец истории – коммунизм – находится вне либеральной идеологии.
Современная конституция России начинается с утверждения об «общепризнанности» заложенных в ней принципов. Еще один противоречивый ее пункт говорит о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя конституция просто обязана быть отражением определенного мировоззрения, т.е. идеологии, и гораздо честнее было бы обозначить эту идеологию в явном виде, но, вероятно, трусость российских временщиков это не позволила сделать. Идеи разделения властей, демократия, частная собственность и, последняя модификация, выделение ЦБ в отдельную ветвь власти, характерные черты либеральной идеологии, оформившейся в Реформацию и начавшей свое победное шествие по миру с Английской Революции 17 века. В рамках цивилизационного подхода подмечено, что перед тем как погибнуть цивилизация делает последний рывок. Очень похоже, что явления последних двух десятилетий говорят о том, что либеральная цивилизация находится на последней стадии своего развития перед своим окончательным распадом: рейганомика, тетчеризм, объединение Европы под знаменем новой либеральной империи, распад Советского Союза и ввод евро – звенья одной цепи.
Обычно цивилизации живут около 1000 лет. Почему либеральной цивилизации не суждено столько прожить? Дело в том, что это единственная идеология, которая исходит не из будущего, а из настоящего. Посмотрите, говорит она – ресурсы ограничены и, следовательно, борьба за них неизбежна. Не будем вдаваться в то, что неизбежность конкуренции должна следовать только при дополнительных условиях, которые воспроизводятся данной идеологией. Исходя из этого, идеалом ею провозглашается честная, т.е. свободная конкуренция за ресурсы, которые в этом случае достанутся, по ее мнению, наиболее достойным или избранным Богом. Таким образом, будущим объявляется невозможность переделать настоящее и человека. Все прочие мировые религии и идеологии утверждают обратное – ради лучшего будущего человек должен измениться.
Либеральная цивилизация родилась в общественных потрясениях – революций нового времени и гражданской войны в США, одновременно породив протестную коммунистическую идеологию. Сравните с созерцательным началом христианской цивилизации – правлением Константина. Дальше – больше. История либеральной цивилизации представляет собой сплошную череду экономических кризисов и двух жесточайших мировых войн. На мой взгляд, гибель Советского Союза помогла избежать ожидавшегося экономического кризиса после 2000 года, но вместе с тем оголила ее системную проблему – национализм.
Начать надо с того, что Советский Союз ценой, по некоторым оценкам, 40 миллионов жизней помог справиться с националистической чумой, порожденной либеральной цивилизацией – фашизмом. В целом, Советский Союз для либеральной цивилизации исполнял роль сдерживающего центра, являясь источником социализации. Например, я не представляю каким образом в современной России можно поднять долю оплаты труда в ВВП с нынешних 30% до 70%, как в США. В США эта доля оплаты труда, профсоюзы, то самое гражданское общество, на отсутствие которого у нас привыкли все жаловаться, политическая структура и культура, формировалась в условиях существования мощнейшего цента социализации и интернационализации – Советского Союза. Сейчас этого центра нет и у нас нет возможности повторить достижения западной политической системы. Россия, с ее советским менталитетом и советскими достижениями, только с либеральной конституцией и правительством маниакально пытающимся провести либеральные реформы, на текущий момент если не по прямым указаниям вашингтонского обкома, то точно следуя его заветам, является самым слабым звеном либеральной цивилизации, а по своему заряду является заложенной под нее бомбой. Таким образом, уничтожив сдерживающий центр, либеральная цивилизация оголила свою суть. И националистические лозунги в эпоху глобализации: Россия – для русских, Англия – для англичан, Франция – для французов, не заставили себя долго ждать.
Удивило употребление нашими либералами в связи с кондопожскими событиями слова «интернационализм», которое так избегают левые оппортунисты. Несомненно, противоречивость является характерной чертой либеральной идеологии. Ибо либерализм есть пропаганда конкуренции, а конкуренция и интернационализм вещи несовместимые.
Единственная интернациональная идеология – это коммунистическая. Очищенная от марксизма и атеизма [!] она не противоречит ни одной мировой религии. Она не имеет ничего общего ни с тоталитаризмом, ни с централизированным планированием [!].
Это идеология будущего.
Ссылки:
Историографическое: "формационная" и "цивилизационная" модель. http://neznaika-nalune.livejournal.com/170510.html
Монотеизм Эхнатона как кризис конца цивилизации. http://neznaika-nalune.livejournal.com/146240.html
Мечеть Парижской Богоматери и "столкновение цивилизаций". http://neznaika-nalune.livejournal.com/65740.html
Мечеть Парижской Богоматери и "столкновение цивилизаций"-2. http://neznaika-nalune.livejournal.com/66721.html
"Азиатский способ производства". http://neznaika-nalune.livejournal.com/167072.html
<<<